Знаю по себе, мотолюбителям все интересно. Но из огромной массы впечатлений, полученных мною на КМЗ, отберу наиболее важные, некоторые технические подробности и цифры. Например, в этом году завод выпустит около 60 000 мотоциклов, главным образом модели МТ-9 (о ней журнал «За рулем» уже писал). Верхнеклапанный двухцилиндровый двигатель этой серии 3 имеет рабочий объем цилиндров 650 см , мощность 32 л. с. У него есть задний ход, механизм переключения передач сблокирован с механизмом выключения сцепления. МТ-9 достаточно экономичен — расходует при скорости 50—60 км/час 5,8 литра топлива. А в будущем году собираются поставить на производство модель МТ-10 с более совершенным электрооборудованием. В беседе с главным инженером Игорем Евгеньевичем Муратовым я узнал о перспективах КМЗ. Завод стремительно набирает темпы. В последнем году пятилетки с конвейера сойдет почти 120 000 мотоциклов, и КМЗ станет крупнейшим мотоциклетным заводом мира среди выпускающих тяжелые машины. Это вселяет чувство гордости. Мне не раз приходилось слышать от мотоциклистов, что всем хорош К-750, да только по скорости уступает своим зарубежным «одноклассникам», и я сказал об этом главному инженеру. — Дело здесь не в технике, а в том, что требуется от мотоцикла, — ответил он. — Скажем, за рубежом не пользуются колясками, и на мотоциклах-одиночках ездят главным образом по дорогам с отличным покрытием и почти никогда по пересеченной местности. Поэтому там нужны мотоциклы более быстроходные, более легкие и не столь прочные, как у нас. На КМЗ при бюро технической информации, которым руководит один из старейших работников завода Михаил Ефимович Шехмейстер, существует отличный музей. В нем бережно хранится все, что имеет отношение к жизни, быту, продукции, истории КМЗ. Есть и стенд, где стоят рядком «иностранцы» — тяжелые зарубежные мотоциклы. Я придирчиво изучал их технические характеристики, разглядывал и, признаюсь, восхищался, но... по нашим тяжелым, по горным дорогам на любом из этих красавцев я не рискнул бы поехать. Боюсь, рассыпались бы на первой тысяче километров, попади они в такие условия, как мой старенький К-750М в прошлом году. И вместе с тем при всей их надежности и выносливости внешний облик, тихоходность и ряд других свойств нынешних киевских мотоциклов не могут нас устраивать. И на КМЗ это понимают. Сейчас на заводе разрабатывается принципиально новая модель тяжелой дорожной машины — ей уже присвоено имя «Днепр-2». Я видел опытный образец. В нем еще много несовершенного, но работа ведется, конструкторы в поиске, и я убежден, у них хватит умения и опыта создать превосходный тяжелый мотоцикл с боковым прицепом. Огромный коллектив КМЗ — дружный, слаженный и опытный. От него мы вправе ожидать значительных успехов. Ведь на заводе работают более 1000 ударников коммунистического труда — специалистов, рабочих высокого профессионального уровня. Я многих из них видел, разговаривал, и не назвать имена некоторых просто нельзя. Это старейший слесарь-сборщик Иван Вакулович Прокопчук. Во время войны он собирал танки. Это делегат XXIV съезда КПСС слесарь Виктор Павлович Куракин и его учитель Алексей Михайлович Кулиш. На заводе равняются на Героя Социалистического Труда Кузьму Фомича Осадченко, на кузнецов-орденоносцев Михаила Степановича Носенко, Степана Лукича Ковалевского, на слесаря-сборщика Николая Ивановича Самойленко, который за ударный труд награжден орденом Ленина, на многих других. — На нашем заводе работает около 600 коммунистов, — говорит секретарь парткома Анатолий Борисович Черкасов. — Это такая сила, которая определяет трудовую, моральную атмосферу на КМЗ. Мы убеждены, что справимся с заданиями девятой пятилетки, даже выполним их досрочно. Ведь в 1972 году завод выпустил сверх плана более 1000 мотоциклов МТ-9. В конце хочу коснуться одного «больного вопроса». Он волнует тысячи владельцев тяжелых мотоциклов. Проблема запасных частей остается очень острой. В магазинах их почти нет, а ремонтные мастерские не у каждого под боком, да и не всегда нас, мотолюбителей, ждет там удача. Оттого порою уныло пылятся наши верные «кони» в гаражах. Знают ли об этом на заводе? Да, знают и предпринимают прямотаки героические усилия, чтобы выпускать запчастей как можно больше. В нынешнем году, мне об этом сообщили на КМЗ, производство их увеличится по сравнению с прошлым годом на 1400 тысяч рублей, а к концу пятилетки вырастет вдвое. — Очень скоро, даже в этом году, — сказал главный конструктор П. В. Мухин, — перестанут быть остродефицитными поршни. Как видим, перспективы обнадеживающие, но... если запчастей к 1975 году выпустят вдвое больше, то ведь и мотоциклов станут выпускать вдвое больше! Значит, положение серьезно не изменится. И поэтому я беру на себя смелость от имени мотолюбителей просить ответственных товарищей на КМЗ, в Главмотовелопроме Министерства автомобильной промышленности скорей удовлетворить наши нужды. «Конь» о трех колесах — тяжелый отечественный мотоцикл, повторяю, уже давно не роскошь, а предмет каждодневного обихода для миллионов людей, и прежде всего в сельской местнлсти. Как бы далеко ни вглядываться в будущее, что-то не видно реальной замены ему. Автомобилю — автомобилево, а мотоциклу... И нехорошо, не похозяйски будет держать неутомимых трудяг впроголодь, вынуждать хозяев стареньких, но вполне боеспособных М-72, К-750 и нынешних МТ-9 к неимоверным усилиям для оживления своих помощников. Мотоцикл есть, и мотоцикл должен работать, служить прежде всего там, где иное средство индивидуального передвижения бессильно или ненадежно — в условиях практического бездорожья.Р исунок Э. КонопаОкончание. Начало — на стр. 4ток в 150 километров и предложили учас тникам более легкую дорогу. И снова впуть . Очень скоро кончается асфальт, трясемся по строящейся дороге, выбитой, с массой объездов и разр ушенных мостов. Заданная скорость в 114 км/час малореальна. Тем более что через 50 километров после старта спустила правая задняя шина . А мы взяли лишь одну « з апаску » . Положение кри ­ тическое. «Техничка» нашего тренера Н. Ш евченко пошла по короткомупути , м инуяюжную часть трассы . Помощи можнождать только в Кеффи, а до него больше 200 километров пути . Да и будет ли там колесо? В одной из деревень у примитивной заправочной станции (вместо колонок бочки) пытаемся купитьшину , но безуспешно. И если мы добрались до Кеффи, то это заслуга Вадима Ржечицкого , кот орый вел машинус величайшей остор ожностью . Прибыли с опозданием всего в 13 минут . О ткрываю дверь, встаю во весь рост икричу : «ВААТЕКО! ВААТЕКО!» «Сюда, сюда!» — с лышув ответ. На наше счастье колесо есть. Глубокой ночью уходим на следующ ийучасток . От жарыипроклятой пыли силы уже на пределе. Беспрерывно пьем воду. Позже узнали , что Лифшиц , К ислыхиЛесовский на одном из этапов выпили 48 бутылокипятилитровую канистру воды. На очередном пункте контроля времени просим судей не ставить убытие. Хотим подождать, пока осядет пыль от только что ушедшего автомобиля. Но уже через четыре минуты видим свет приближающейсямашины . Приходится уходить . Едем в сплошной пыли . В Виду приезжаемс опозданием. Встречаю щий нас А. Силин говорит, что наши идут хорошо . Вновь асфальт. Нас обошел «Ситроен», доставивший нам много неприятностей на следующем участкетрассы . Он встал на заправку недалеко от пункта контроля времени. Отметив картуу судей, я бросился алмашину, чтобы первыми уйти на пыльную дорогу. Но экипаж «Ситроена», т утжепрекративзаправку , рванулся вперед. Началась гонка . Этот участок сгравийнымпокрытиеми множеством трамплинов , к рутых , опасных поворотов мы хорошо застенографировали. И даже в пыли нам удается несколько раз близко подойти к «Ситроену». Но дорога такаяузкая , что обогнать его нет возм ожности . К акие только отчаянные поп ытки не предпринимал Вадим, и все же на KB вФунтвапришли из-за этого «Ситроена» с опозданием. В закрытомпарке оказалось только 11 автомобилей. Наша команда единственная в полном составе. 16 ФЕВРАЛЯ . З аключительный бросок. Самый трудныйирешающий этап. Его нужнозакончить во что бы то ни стало. Тогда будем праздновать командную победу. А пока нас ждет первый участокв 139 километров, п ройтикоторыйнуж ­ но за 1 час. Здесь все получат штрафные очки . Но особенно трудно будет на последних 300 километрах трассы , где запрещено находиться сервисным автомобилям. Решаем идти по разведанной В. Г ородянкиным более длинной , но лучшей по качеству дороге. За рулем Александр Терехин , Вадим отдыхает. Без прик лючений преодолеваем трассу вдоль северной границыНигерии . Рядом Сахара, и ее дыхание чувствуется даже в салоне нашего автомобиля. Дорога вьется по каменистым грядам с множеством промоин иям . Обходим « Ф ольксваген » . Он совсем истерзан, с лышатсяжесткие металлические удары подвески. Вот ифиниш . Мы пятые. Экипаж Э. Л ифшица второй, В. Бубнова — трет ий . Нас все поздравляют с победой. «МОСКВИЧИ» С ЧЕСТЬЮ ВЫДЕРЖАЛИ ТРУДНЕЙШЕЕ ИСПЫТАНИЕ. ИЗ 27 СТАРТОВАВШИХ АВТОМОБИЛЕЙ РАЛЛИ ЗАКОНЧИЛО ВСЕГО ВОСЕМЬ. В ИХ ЧИСЛЕ ВСЕ ТРИ НАШИ МАЛОЛИТРАЖКИ! И никаких серьезных неполадок. На завтра все приглашены на рыбный фестиваль, где нам будут вручены призы за командную победу, второе и третье места в абсолютном зачете. А затем на этих же машинах по просьбе ВААТЕКО отправимся в пробег по городам Нигерии. А. САФОНОВ, мастер спорта международного классаФото автораЛагос — А ргунгу35