Воздушный бассейн столицы«Из сообщений прессы и просто из повседневных наблюдений ясно, что за последние годы автомобилей становится все больше. Сколько же их всего сейчас у нас в Москве?» — спраш ивает Г. Моголев. «В последнее время стали больше писать о проблеме засорения воздуха в городах всвязис автомобилизацией. Писали о смоге Лондона, Токио и копоти Нью-Йорка — что ее выпадает там по две тонны на километр. В Париже, говорят, проблема — шум от уличного движения. А какв Москве? •Ведь ив нашей столице, к акв других городах мира, растет автомобильное движение». Это строки из письма москвича И. Ковалева. Машинам в столице действительно становится с каждым годом все теснее. По подсчетам, проведенным в начале этого года, количество автомобилей на улицах Москвы достигло 247 тысяч — в основном в результате прибавления индивидуального транспорта. В Москве запыленность и загазованность атмосферы за последние 10 — 15 лет снизилась в три-четыре раза и почти везде не превышает принятых в нашей стране норм. Сегодня воздушный бассейн Москвы чище, чем во многих крупных городах мира. Учитывая резкое увеличение автомобилей в городе, комплексный Генеральный план развития нашей столицы предусматривает ив будущем многие меры для сохранения чистого воздуха. В число их входит создание зеленых зон и всемерное использование подземного пространства для движения транспорта, автомобильных стоянок и гаражей. Это принцип, т ак сказать, противоположный тому, что шринят на Западе, где транспортные развязки строятся над городом. Одной из мер снижения загрязненности воздуха вредными примесями, содержащимися в отработавших газах, является и недавно принятое Советом Ми ­ нистров СССР распоряжение о переводе в 1974—1976 годах в Моснве 35 тысяч грузовиков на сжиженный газ. На этот вид топлива будут переводиться машины ив других крупных городах страны.ную ленту, двухлитровую канистру с маслом для двигателя, ручной электрофонарь. Не забудьте также брезентовое ведро и принадлежности для мытья автомобиля. Для личного пользования полезно взять двухлитровый термос, туристский примус и комплект посуды, пятилитровую канистру с водой для умывания. Неплохо иметь с собой складной стол и стулья. Одежда и белье — в зависимости от времени года и длительности путешествия, но в любом случае лишь самое необходимое. Обязательна также аптечка. О том, что должно быть в ней, подробно сказано в статье «Пока не подоспела 03» (см. «За рулем», 1973, № 1). В нее входят перевязочные материалы, настойка йода, анальгин и др. Подробно о подготовке автомобиля к путешествию рассказывается в «Справочнике автотуриста» (издательство «Транспорт», Москва, 1969 год).Задняя шайба может быть толщиной 1,40; 1,49 или 1,58 мм и, соответственно, имеет синий, черный или желтый отличительный знак. Картеры после обработки разделяют на две группы в зависимости от расстояния между передней и задней бобышками. Если оно 163,5—163,58 мм — марка синяя, если 163,59 — 163,66 мм — желтая. При сборке коробки после замены какой-либо из этих деталей нужно соблюдать следующее правило: если метки картера и блока шестерен одинаковы — ставьте заднюю шайбу одного с ними цвета, если разные — ставьте шайбу с черной маркой. Так обеспечивается требуемый по ТУ осевой зазор в пределах 0,07 — 0,22 мм.Начало серийноговыпускаМ аркировка деталей ксрсбки передач«При ремонте коробки передач «Москвича-412» я обнаружил, что блок шестерен был помечен светлой (белой или желтой) краской, а картер — темной (синей или черной). Скажите, пожалуйста, к акой должна быть маркировка этих деталей? Что она обозначает икак ориентироваться в этих марках при замене деталей?» — с прашивает ленинградец С. Кузин. Такие же вопросы задает В. Петренко из Одессы. Коробка передач современного автомобиля — сложный и точный механизм. И одно из условий ее надежной и четкой работы — строго определенная величина осевого зазора блока шестерен в картере. Именно для обеспечения этого зазора три детали, от размеров которых он и зависит, при изготовлении маркируют краской. Блок шестерен в комплекте с передней шайбой может иметь размер 161,87—161,94 мм и желтую метну или 161,95 — 162,03 и синюю.«Меня очень интересует развитие советского автомобилестроения, — • пишет Ю. Симаков из Уфы. — В частности, хотелось бы узнать, с какого . года начал серийный выпуск автомобилей каждый из существующих в настоящее время наших автозаводов». Первым начал производство машин завод АМО (ныне ЗИЛ). Это было в 1924 году. Сроки начала выпуска автомобилей другими предприятиями (в алфавитном порядке): АЗЛК (прежде КИМ , потом МЗМА) в Москве — 1940 год; БелАЗ в Жодино — 1959 год; ВАЗ- в Тольятти — 1970 год; ГАЗ в Горьком — 1 932 год; ЕрАЗ в Ереване — 1966 год; ЗАЗ в Запорожье — 1960 год; ИЖ в Ижевске — 1967 год; КАвЗ в Кургане — 1958 год; К АЗВ Кутаиси — 1951 год; КрАЗ в Кременчуге — 1959 год; ЛАЗ во Львове — 1957 год; ЛиАЗ в Ликино — 1959 год; М АЗв Минске — 1947 год; ПАЗ в Павлово-наОке — 1950 год; РАФ в Риге — 1954 год; СМЗ в Серпухове — 1952 год; У АЗв Ульяновске — 1943 год; УралАЗ в Миассе — 1944 год. Приведенные выше даты относятся к началу собственного производства автомобилей, а не их сборки из деталей, поставляемых другим заводом. В перечне отсутствуют предприятия, которые ведут или вели сборку или монтаж специализированных кузовов на готовых шасси.Точно соблюдайте«На моем мотоцикле «ИЖ-Планета» сильно разболтались перья передней вилки. Как подобрать для замены новые детали?» — с прашивает К. Сутонин из Ярославской области. Разберите перья передней вилки и измерьте наружные диаметры несущей трубы и ее поршня, а также внутренние диаметры текстолитовой втулки и скользящей трубы. Если окажется, что зазор между втулкой и несущей трубой превышает 0,3 — 0,4 мм, а зазор между поршнем и трубой более 0,25 мм — детали нужно заменить. При отсутствии новых труб можно ограничиться заменой только втулки и поршня, т аккак они изнашиваются быстрее.зазорыПеред дальнейдорогойЧтобы обеспечить необходимые зазоры между сопрягаемыми поверхностями трубы, поршень и втулка в зависимости от действительного размера разделены на группы (см. таблицу), по которым они комплектуются. Индекс группы нанесен на несущей трубе на торце со стороны конуса, на скользящей трубе — вблизи резьбы. Втулка маркируется дробным числом: в числителе указывается группа по наружному диаметру, в знаменателе — по внутреннему. При сборке перьев вилки не забудьте, что штифт нижнего наконечника амортизатора должен войти в отверстие наконечника скользящей трубы. Эти требования в равной степени относятся к мотоциклам «Планета» и «Юпитер» всех моделей.Читатель П. Виноградов из Свердловска просит рассказать , в чем заключается подготовка автомобиля к дальнему путешествию. Отвечает член президиума автотуристской секции Московского спортивно-технического автомотоклуба С. Ф. Иванов. Первым делом следует провести тщательное техническое обслуживание номер 2. Перечень этих работ приводится в инструкции, прилагаемой к каждой машине. В дороге желательно иметь полный заводской комплект инструмента. Рекомендуется взять также минимальное количество запасных частей и принадлежностей для небольшого ремонта: сырую резину или готовые заплатки для вулканизации камер, электровулканизатор, намеру, ремень вентилятора, конденсатор, две — четыре свечи, ротор распределителя, диафрагму бензонасоса (комплект), прокладки бензоотстойника, комплект электроламп, масляный фильтр, пол-литра дистиллированной воды, поллитра тормозной жидкости, 'ИзоляционВтулка 2скользящей трубы Поршень, наружный диаметр, мм Скользящая труба, внутренний диаметр, ммНесущая труба•р. и а. о 2оИ1234в 5 >>наружный диаметр, ммвнутренний диаметр, ммнаружный диаметр, ммцветовой индекс37,95—38,0033,00—33,0537.90—37,95 37,95—38,00 38,00—38.05 38,05—38,1038,00—38,05 38,05—38,10 38,10—38,15 38,15 — 38,2032,918 — 32,968 32,868 — 32,918 32,818 — 32,868 красный черный38,00—38,05 32,95—33,00 38,05—38,10 38,10—38.15 32,90—32,9523