38
39
Собеслав ЗАСАДАБЕЗОПАСНАЯ СКОРОСТЬТроганье с местаПри включении зеленого глазка светофора некоторые водители стараются как можно быстрее уйти вперед. Впечатление такое, что дан старт автомобильной гонке. Между тем это обычная езда по городу. Существует принципиальная разница в технике управления машиной на трассах спортивных, закрытых и на дорогах обычных, где все подчиняется общим правилам движения. К этому мы еще не раз будем возвращаться. Сейчас же скажу, что такой «спортивный» способ троганья с места почти не приносит выигрыша во времени, не говоря уж о вредном влиянии на «здоровье» автомобиля. Начать движение можно быстро, но следует это делать плавно. Всегда нужно помнить: автомобиль не вечный, он может испортиться. Берегите покрышки, все элементы, передающие усилие на ведущие колеса. Можно тронуться быстро. Нужно, правда, уметь это делать. И не в гоночной манере. Повторяю, все зависит от умения. И если я ввел понятие «безопасная скорость» как скорость осмысленная, то именно это имею в виду, говоря о правильном начале движения. Итак, трогаемся плавно. Даем двигателю примерно половину его максимальных оборотов. Если этот макси" мум лежит в пределах 6000, раскручиваем до 3000 и едем. Приспособившись к своему автомобилю, вы уже знаете, в каком месте сцепление «берет». Отпускаем сцепление одним быстрым движением именно до этого места — нога должна это чувствовать; в тот же момент делаем почти незаметную ос(скажем, пробег в 40—50 тысяч километров), то даже слегка нарушенная регулировка помешает плавной работе на малых оборотах и передача тягового усилия без рывков станет невозможной. Поэтому, повторяю, своевременная тщательная регулировка является крайне необходимой. Однако даже у нового автомобиля «эластичность» двигателя имеет свои границы. Он будет служить долго, если работает мягко и используются соответствующие обороты. Ехать на легковом автомобиле «Варшава» со скоростью 15—20 км/час на прямой передаче — абсурд. Но эту манеру часто приходится наблюдать у таксистов. При такой скорости (особенно на подъеме) каждый нажим на педаль газа — ощутимый шаг к уничтожению автомобиля. движение по горизонтальному участку или спуск), но и от сцепления колес с дорогой: на сухом ' и скользком асjg, фальте нужно по-разному менять пе- *** редачи и подбирать к ним скорости и обороты двигателя. На горизонтальном участке с хорошим бетонным покрытием в случае разгона автомобиля с места до наивысшей скорости необходимо пройти все имеющиеся передачи — от низшей до высшей. Трогаемся с первой, удерживая обороты двигателя на уровне около 2/3 максимального числа (при отсутствии тахометра — просто на слух). Это будет резкий, быстрый старт. Отпускаем сцепление медленно,- но не слишком задерживая, чтобы не сжечь его. Само троганье — достаточно трудный момент. Сцепление надо отпускать с таким расчетом, чтобы не допустить рывка и чтобы слишком большие обороты двигателя не привели к проскальзыванию сцел™ пления. Одновременно нажимаем пе™ Действия при переключении передач даль акселератора, прибавляя газ, должны быть отлично скоординирочтобы двигатель не снизил обороты. ванными. Это общеизвестная истина. На каждой передаче разгоняем авК сожалению, не всегда на практике томобиль почти до максимальных обомы такими истинами руководствуемротов, то есть почти до максимальной ся. Сцепление, рычаг переключения скорости. Применительно к горизонпередач, сцепление, «газ» — вот и все. тальным участкам советую «оставЧтобы эти действия получались, долять» примерно 10 процентов максистаточно полугода. Умение же прихомальных оборотов. Например, если на дит гораздо позднее. Переключение автомобильном спидометре имеются передач связано со знанием двигателя риски, показывающие, что для пери его возможностей. Это также знание вой передачи максимальная скорость коробки передач, ее передаточных чи33 км/час, то, чтобы не насиловать сел и влияния, которое они оказывают двигатель, следует переходить на втона лучшее (более быстрое) преодолерую передачу при 30 км/час. Важно ние тех или иных участков трассы *. на этих переключениях не потерять Тут я должен вновь обратиться к скорость. прописным истинам. Как известно, Помните: на максимальных оборомощность двигателя у любого автомотах двигатель имеет всегда мощность биля на определенных оборотах — несколько меньше максимальной, наи- Щ} величина постоянная. Сила же тяги, большая же мощность достигается на передаваемая на колеса в зависимооборотах ниже максимальных на нести от включенной передачи, — велисколько процентов. Дальше кривая чина переменная. Значит, для того, мощности падает, и чем большие обочтобы быстрее набрать скорость, полроты будем давать двигателю за этим нее и эффективнее использовать мощпределом, тем слабее он будет «тяность мотора, нужно умело переклюнуть». Некоторые рассказывают: мой чать передачи. Следует помнить, что автомобиль вытягивает на второй перена каждой передаче двигатель расподаче 80 км/час, хотя в инструкции налагает теоретически одним и тем же писано, что только 60 км/час. Такая диапазоном оборотов, а разгон на езда — злодеяние по отношению к авкаждой из передач начинается со свотомобилю. Если на спидометре сущеего числа оборотов. Каждый водитель ствуют знаки, ограничивающие скодолжен не только обладать координарость на поочередных передачах, то цией и безупречной плавностью выабсолютно недопустимо эти скорости полнения всех движений, но и точно превышать. Между тем многие водизнать, когда нужно переходить на очетели это делают. редную передачу и какие изменения в Быстро переключать передачи (но числе оборотов можно при этом допуне по спортивно-гоночному) можно стить. следующим образом. Педаль «газа» Отличаю три способа езды на автонажата — идем на первой передаче; #: мобиле — обычный, быстрый и спор«сбрасываем» «газ» и одновременно тивно-гоночный. Я пользуюсь всеми выжимаем сцепление; в тот момент, тремя способами. Здесь же расскажу о когда ослабевает усилие на рычаге технике переключения передач припереключения, наступает что-то подобменительно к езде быстрой. Действия ное вырыванию первой передачи. водителя при этом зависят не только Здесь важно уловить момент, когда от профиля трассы (подъем в гору, сопротивление рычага переключения только начнет падать; в этот момент, * В свое время журнал подробно пихотя сцепление еще не выжато до консал об этом (см. «За рулем», 1968, № 8 и ца, перебрасываем рычаг на вторую 12; 1969, № 8 и 11).Разгон автомобиляотпусканиевеРёт"^^^педали сцеплениясцепления-Динамика выжима сцепления. тановку и следом очень плавно отпускаем до конца педаль сцепления, одновременно нажимая на педаль газа. Прежде чем перейти к смене передач — приему важному и часто повторяющемуся (поэтому невозможно ограничиться разговором о нем только в данном разделе), необходимо заострить внимание на том, что наряду с другими действиями позволяет малоопытному водителю сохранить мотор от преждевременного износа. Я имею в виду «эластичность» двигателя, то есть достаточно широкий диапазон скорости на каждой передаче. Чтобы вы имели возможность использовать это качество, двигатель должен быть всегда отлично отрегулирован. Если он имеет износ Первый и второй отрывки из книги — в журнале «За рулем», 1973, № 2 и 4.38 передачу и одновременно дожимаем сцепление; а в момент, когда вторая передача еще «не вошла», но вот-вот уже «входит» — даем «полный газ» и быстро отпускаем сцепление. Подобная процедура повторяется и на последующих передачах. Если рисунок переключения передач имеет очертания буквы «Н» (а так в большинстве случаев и есть), то смена первой на вторую несложна. Переход со второй на третью и обратно — задача посложнее, так как мы не можем, а вернее, не должны делить путь переключения на две или даже три части: вперед — вправо — вперед. Надо тренировкой добиться переключения второй передачи на третью и обратно одним непрерывным движением: вправо наискось вперед (влево наискось назад). Относится это к рычагу, расположенному в полу. Каждый знает свою коробку передач и понимает, о чем речь. Рычаг передач на руле создает большие трудности для манипуляций. Однако, если быть настойчивым, можно также научиться переключать передачи одним плавным движением. Не говорим здесь о педалях «газа» и сцепления, так как действие ими должно быть всегда таким, как было сказано раньше.iX/ АГi/ / /»0V/ГJ7г//г/ / /{// , // / /А/ ,/ / /7/ /t//иУ *У7/1,^10• юас©оX оок ооX ОО6с ОСО^МИНГрафик возрастания скорости в зависимости от оборотов двигателя и включенной передачи (I, II, III, IV). Перебрасывая рычаг переключения передач со второй на третью, необходимо вести его вправо наискось вперед. Это уже знаем. Но каким образом? Рычаг ведем, легко прижимая к правой стенке; в момент, когда чувствуем, что он подается вправо (это очень небольшой, но хорошо ощути._ мый скачок), усиливаем движение IP Еправо наискось — и уже включена третья передача. Переходя с третьей на четвертую, следует вести рычаг не прямо назад, а наискось вправо, причем слегка, чтобы не включилась задняя передача (у некоторых автомобилей она включается движением вправо назад). Если говорить вообще о переключении передач, то, повторяю, не делайтеничего «силой». Тренировка, тренировка и еще раз тренировка. Переключение передач при езде в гору выполняется так же, с той только разницей, что разгоняем автомобиль на последовательных передачах, не оставляя 10-процентного запаса оборотов, а дотягивая до максимальных. Почему? При езде в гору двигатель преодолевает большее сопротивление, чем на горизонтальных участках. Когда же переключим первую передачу на вторую, обороты его окажутся более низкими. Речь идет о том, чтобы он сохранял еще достаточно мощности и после включения второй передачи мог сразу сильно потянуть автомобиль вперед. Вот почему нужно перед сменой передачи дать двигателю столько оборотов, чтобы в момент переключения число их не упало ниже величины, необходимой для эффективной работы мотора. Обратная картина наблюдается при езде на спусках. Здесь 10-процентный запас растягивается до 20 процентов, а иногда и больше. Все эти приемы при езде нормальной, обычной выполняются медленнее, чем при спортивно-гоночной, которая, наоборот, требует молниеносного переключения передач при безупречной синхронности движений, и, что самое трудное, водитель при этом не снимает ногу с педали «газа» (дроссель открыт полностью). Даже при быстрой езде советую пользоваться этим приемом только на подъемах или в ситуациях опасных, например когда неожиданно требуется быстро завершить обгон •*. Переключать передачи, не снимая ногу с педали «газа», следует крайне осторожно. В момент, когда выжато сцепление, существует огромная опасность «перекрутить» двигатель, что может привести к его поломке. Советую разучивать этот прием следующим образом. Разгоняем автомобиль на третьей передаче до половины максимальной скорости. Допустим, разрешенная скорость на этой передаче составляет 90 км/час, тогда едем на 45 км/час и при нажатой педали акселератора стараемся быстро выжать и отпустить педаль сцепления, одновременно сменяя передачу на высшую, то есть на четвертую. Скорость 45 км/час на третьей передаче соответствует половине дозволенных для нашего двигателя оборотов. Вторая половина будет в этом случае страховкой, которая должна обеспечить начинающему безаварийное выполнение маневра. Я сам только после многократных повторов достиг достаточно высокого умения. Процедуру теперь выполняю настолько быстро, что двигатель, работающий на 7000 оборотов, успевает при таком переключении прибавить только 200 оборотов. Пользование этим способом переключения передач дает мне на участке в 10 километров выигрыш примерно на 20 секунд над конкурентом, который меняет передачи традиционным способом. Иногда в повседневной езде возникают такие ситуации, при которыхраллиино-гоночная манера переключения передач является едва ли не единственным выходом из трудного положения. Например, вы на третьей передаче обгоняете автобус, а водитель его, нарушая правила, прибавляет «газ», и навстречу на большой скорости идет другой автомобиль... В такой ситуации, если уже поздно вернуться в исходное положение, вы нажимаете на педаль «газа», даже если обороты двигателя уже соответствуют максимальной мощности. Как правило, это не дает нужного результата. Если на третьей передаче при этих оборотах скорость равна 80 км/час, разгон на этой передаче до 105 км/час займет времени гораздо больше, нежели достижение тех же 105 км/час переходом на четвертую передачу раллийным приемом, то есть без снятия ноги с педали «газа». Для того чтобы уметь выполнять этот маневр, необходимы многократные и тщательные тренировки. Но, разучив его, вы будете спокойно и уверенно чувствовать себя даже в самых опасных ситуациях. Легко переплыть реку тому, кто освоил плавание через Ла-Манш.Корректировка спидометраСледует обратить внимание на точность -показаний спидометра. Предполагаю, что большинство читателей не имеет тахометра (счетчика оборотов). Но каждому водителю нужно знать, насколько правильны показания спидометра. Очень многие приборы завышают действительную скорость. Раллисты называют такие спидометры «форсированными». Бывает, что автомобиль по спидометру идет со скоростью 140 км/час, фактически же она где-то около 120 км/час. Нужно его оттарировать. Но как? Выехать на шоссе, где есть километровые столбы, и проехать с постоянной замеченной по спидометру скоростью. После соответствующей коррекции на различных скоростях можем нанести свою градуировку, обозначив максимальные скорости на каждой передаче там, где они должны быть на самом деле. Советую на каждой скорости провести два заезда, затем взять средний показатель. Если педанты сделают это на основании трех заездов, тем лучше. Можно также отдать спидометр для отладки специалистам, однако и после этого не будет лишним проверить его в дорожных условиях изложенным выше методом. Такое уточнение шкалы спидометра позволит нам эксплуатировать двигатель в соответствии с заводскими рекомендациями. Величина крутящего момента и мощность двигателя зависят от числа оборотов коленчатого вала в минуту. Эти характеристики обычно даются заводами достаточно точно. Правда, не все двигатели одной и той же модели обладают одинаковыми характеристиками. Возможны, очевидно, у некоторых из них отклонения от теоретически заданных. Отклонения эти, однако, не бывают слишком большими. И тем не менее, зная фактическую скорость, можно точнее выполнять заводские требования по эксплуатации автомобиля.** Переключение передач при полном открытии дросселя требует особой четкости в координации движений. Этот прием под силу только хорошо тренированным водителям, и не следует спешить в овладении им (прим. переводчика).39