Старты для всехТак называлась статья судьи Всесоюзной категории Л. Браткэвского («За рулем», 1973, № 4), в которой шла речь о лроблемах развития массового мотоспорта. Предложенные автором разнообразные формы соревнований для самых широких кругов мотоциклистов нашли горячий отклик у читателей журнала. На этой странице редакция публикует некоторые из полученных писем, представляющие, на наш взгляд, особый интерес в свете решений прошедшего пленума ЦК ДОСААФ СССР.всех районах Латвии, но и во многих городах других республик. Осенью минувшего года состоялась однодневка на призы колхоза «Марупе». В ней приняли участие и автомобилисты и мотоциклисты — сорок тружеников колхоза и семьдесят гостей. Соревнования на дорожных мотоциклах бывают у нас не только в летнюю пору. Они проводятся и зимой, когда наступает страдная пора для любителей скийоринга — гонок лыжников, буксируемых мотоциклами («За рулем», 1972, № 2). Соревнования, о которых здесь шла речь, могут, конечно, с успехом проводить и другие спортивно-технические клубы, а также комитеты ДОСААФ. А. БРИЕДИС, член президиума Федерации мотоспорта Латвийской ССР г. РигаЕСЛИ ВЗЯТЬСЯ СООБЩАВ статье «Старты для всех» убедительно показаны большие возможности для привлечения владельцев мотоциклов к спорту. В самом деле, тут огромное поле деятельности. Уже много лет я увлекаюсь путешествиями по родной стране на мотоцикле, совершаю близкие и дальние походы, участвую в соревнованиях. Слеты автомототуристов, на которых проводятся интересные спортивные встречи, привлекают много участников. Они преодолевают сотни, тысячи километров, прежде чем выйти на старт фигурного вождения, медленной езды, разгона и торможения, состязаний на регулярность движения и других. И представьте себе, никого не приходится упрашивать, в спортивную борьбу включаются почти все, кто бывает на слете. С особым увлечением соревнуются туристы в мотоориентировании. Как постоянный участник таких встреч, могу с полным правом сказать, что приносят они большую пользу мотолюбителям. Тут проверяется умение ориентироваться на незнакомой местности и мастерство вождения в сложных условиях. Проводятся они всего несколько лет, но стали весьма популярными. Состоялись уже всероссийские и всесоюзные встречи. Думается, что соревнования по мотоориентированию получили бы признание среди широких кругов мотолюбителей, а не только туристов, если бы за их организацию взялись комитеты ДОСААФ, автомотоклубы. Прав тов. Братковский, когда говорит, что следует проявлять больше инициативы, не ограничиваться каким-либо одним видом соревнований, а разнообразить программу спортивных встреч в зависимости от запросов владельцев мотоциклов, конкретных возможностей. И тут, мне кажется, надо больше привлекать нас, туристов, не только к участию в соревнованиях, но ик их организации. Ведь большинство из нас — члены ДОСААФ. Скажу о себе. Я состою в мотосекции при первичной организации предприятия, на котором работаю. Не раз участвовал в первенствах района по фигурному вождению мотоцикла. Из года в год — «фигурка». Не потому ли участвует в ней всего 20—26 человек? В районе ведь тысячи мотоциклистов. Уверен, будь программа разнообразней, увлекательней — и мы увидели бы по-настоящему массовыестарты, а также многочисленных зрителей, проявляющих интерес к спортивной борьбе. В. АПОСТОЛОВ, председатель комиссии по автомотомногоборью Центрального клуба автомототуристовг. МоскваОДНОДНЕВНАЭТО ИНТЕРЕСНОНесколько лет назад в Ужгороде состоялись соревнования спортсменов социалистических стран по военизированному многоборью. Они вызвали большой интерес и привлекли тысячи зрителей. Многие мотолюбители после этого приходили в областной комитет ДОСААФ и спортивно-технический клуб с просьбой дать и им возможность выступить в многоборье. Они стали еще более настойчивы, когда начали проводиться республиканские и всесоюзные встречи для владельцев мотоциклов. И вот в минувшем году на базе Береговского районного спортивно-технического клуба ДОСААФ были проведены областные однодневные военизированные соревнования на личных мотоциклах. Прошли они хорошо. Трасса была не очень сложная, преодолимая в любую погоду. Выступали команды, представлявшие районные и городские комитеты ДОСААФ. Все участники остались очень довольны. Первыми чемпионами области стали М. Попадинец (класс 175 см3) и Т. Ференчик (класс 350 см 3 ). У двух спортсменов мотоциклы после соревнований потребовали небольшого ремонта. Обком ДОСААФ помог мотолюбителям, выделил запасные части. Зрителями были не только те, кто присутствовал на трассе, но и многие мотолюбители области, так как наиболее интересные моменты спортивной борьбы демонстрировались по телевидению. Молодежь проявляет большой интерес к военизированному мотомногоборью. В этом году намечено провести встречи среди владельцев мотоциклов во многих районах, а затем областную, на которой будет отобрана команда для участия в республиканских соревнованиях. Отрадно, что многие мотолюбители после участия в однодневке приобщаются к спорту и продолжают занятия в мотосекциях спортивных клубов. Так, 3. Куруц и С. Пушавер уже стали перворазрядниками. Р. КВИЧ, мастер спорта, старший инструкторметодист областного СТК г. УжгородНА ЛЮБОЙВКУССоревнования на личных мотоциклах давно уже получили широкое признание в Латвии. Некоторые из них, проводимые по инициативе клуба «Биерини», ныне спортивно-технического клуба первичной организации ДОСААФ колхоза «Марупе», стали традиционными и привлекают много участников. В спортивных секциях клуба занимаются колхозники, а также жители близлежащих микрорайонов Риги. Свыше десяти лет проводятся у нас шоссейно-кольцевые мотогонки с открытым стартом. Участники выступают в них на дорожных мотоциклах в классах от 50 до 350 см 3 . Учитывая, что эти соревнования отучают любителей быстрой езды от бессмысленного лихачества, которое еще порой можно наблюдать на дорогах, ГАИ республики учредило переходящий приз «За лучшую реакцию, расчет и скорость». Активное участие мотолюбителей в этих стартах позволило провести в минувшем году первенство республики. Одним из самых массовых у нас является турнир «Золотой мопед», в котором выступают юноши. В его организации участвуют центральные комитеты комсомола и ДОСААФ Латвии, Министерство просвещения и ГАИ, а проведение возложено на детскую мотоспортшколу колхоза «Марупе», она — республиканский штаб турнира. К соревнованиям допускаются подростки, завоевавшие на районных встречах призовые места, прошедшие, кроме того, семинар юных судей по мотоспорту при своих домоуправлениях и принимавшие участие в оборудовании детских мототрасс. Команда, победившая в финале, награждается призом мотозавода «Саркана Звайгзне» — мопедом, а чемпионы — призами центральных комитетов комсомола и ДОСААФ Латвийской ССР. Широко развито у нас и мотоориентирование, имеющее важное военноприкладное значение. Ныне эти соревнования проводятся не только во14