ДОСААФавтомобилистамВ школах, спортивнотехнических клубах оборонного Общества вы можете стать профессионалом-водителем, автолюбителем, мотоциклистом, авто- и мотоспортсменом«Чтоб видеть коммуну, расцветшую в быль, садись в двадцать девятом на трактор и автомобиль». Если опустить дату из этого стихотворного призыва Владимира Маяковского, звучавшего на заре советского автомобилестроения, то он, наверно, будет актуален ив наши дни — дни строительства гигантских автозаводов, невиданных темпов роста производства автомобилей. За несколько десятилетий, прошедших с того времени, когда мы только приступали к реконструкции AMOи проектированию ГАЗа — первенцев пятилеток, — автомобиль стал у нас одним из главных участников транспортных и производственных процессов. Он изменил облик наших городов, стал предметом быта, атрибутом спорта и туризма. 350 моделей и модификаций грузовых и легковых автомобилей, автобусов производят сегодня предприятия советской автомобильной индустрии. И все же самое существенное в переменах, отмеченных в автомобильной жизни за это время, заключается в том, что многие миллионы людей приобщились к моторной технике — научились управлять автомобилем и мотоциклом, обращаться с ними. Достаточно назвать хотя бы такие данные: в автомобильном транспорте у нас занято около 9 миллионов человек, и профессия водителя — самая массовая рабочая профессия. В этом процессе приобщения наших граждан к автомобилю, мотоциклу, процессе, неуклонно расширяющемся, вовлекающем в свою орбиту все большие массы людей, чуть ли не самая важная роль отводится ДОСААФ — Добровольному обществу содействия армии, авиации и флоту. И это вполне закономерно. Умение водить автомобиль, знать его устройство необходимо ив мирной ив военной жизни. Водитель — одна из главных армейских специальностей, которым обучают молодежь, готовящуюся к службе в Вооруженных Силах. В канун 30-летия Победы советского народа над фашистской Германией уместно еще раз повторить хорошо известные факты времен войны. Когда Советская Армия гнала гитлеровцев с нашей земли, скорость перемещения фронтов на Запад достигала порой 40 километров в сутки. 3. «За рулем» № 3Более 3,5 миллиона километров прошли машины автомобильных войск за годы войны и перевезли 100 миллионов тонн военных грузов. Так было тридцать лет назад. Нетрудно представить себе, насколько возросла роль водителей в армии в наши дни, когда все рода войск в буквальном смысле поставлены на колеса. Кому же как не оборонному Обществу проявлять заботу о том, чтобы как можно больше людей умели водить машины. Именно поэтому автошколы ДОСААФи спорттехклубы не только готовят будущих военных водителей, но и дают шоферскую профессию всем желающим (в 1973 году, например, число их превысило 150 тысяч человек). Именно поэтому школы, спорттехклубы и крупные первичные организации ДОСААФ открывают и расширяют сеть курсов, готовящих автолюбителей и мотоциклистов. Именно поэтому они создают авто- и мотоспортивные секции, организуют соревнования, рассматривая спорт как школу повышения водительского мастерства. Времена, когда учебные организации ДОСААФ ютились в плохо приспособленных помещениях, уходят в прошлое. Каждый год на карте досаафовских новостроек появляются новые отметки — вводятся в строй учебные здания и комплексы с гаражами, автодромами. Не менее важно, что наряду с классами программированного обучения, лабораториями и другими необходимыми в современных автошколах условиями, они располагают сегодня кадрами знающих педагогов. Конечно, в создании современной технической материальной базы для подготовки водителей предстоит сделать еще очень много, но уже сейчас мы мо ­ ж ем сказать: в первом приближении она создана. Это нашло отражение в том, что с нынешнего года автомотоклубы переименованы в автошколы ДОСААФ . В них применяются такие средства обучения, как автотренажеры, киноустановки, действующие схемы, имитирующие работу систем и агрегатов, программированные установки для проверки знаний по правилам движения, устройству автомобиля. Вся эта база используется для подготовки не только шоферов-профессионалов, но и автолюбителей. Об этой категории водителей следует сказать более подробно. Принятые партией и правительством меры по многократному увеличению производства легковых автомобилей, наряду с неуклонным ростом благосостояния советских людей, позволили значительно увеличить продажу населению автомобильной и мотоциклетной техники. В 1973 году в личном пользовании граждан было примерно 10 миллионов мотоциклов и 3,2 миллиона автомобилей. А в 1975 году общая сумма, по предварительным данным, поднимется до 18 миллионов, причем доля автомобилей заметно увеличится. Не нужно делать сложных вычислений, чтобы увидеть, как стремительно растет потребность в сети курсов для обучения авто- и мотолюбителей. Учитывая все это, ЦК ДОСААФ СССР через ЦК ДОСААФ союзных республик, краевые, областные комитеты Общества всемерно расширяет курсовую сеть для обучения водителей-любителей. При этом мы исходим из того, что автолюбитель — равноправный участник движения и что требования к нему на улицах и дорогах предъявляются такие же, как ик профессионалу. Отсюда следует, что организация и качество подготовки этой категории водителей должны отвечать нынешним возросшим требованиям. В ЦК ДОСААФ СССР создан специальный отдел, ведающий платной подготовкой водителей. Вместе с ним вопросами методики преподавания, совершенствования программ занимается методический кабинет. Работают курсы и сборы по повышению преподавательского мастерства. Наша цель — добиться, чтобы независимо от того, где обучается автолюбитель — на курсах ли при первичной организации, в спорттехклубе или автошколе,— он получал необходимые навыки и знания и был готов управлять автомобилем в сложных условиях дорожного движения. В связи с резким расширением подготовки автолюбителей, а также мотоциклистов в организациях Общества для ЦК ДОСААФ СССР выделяется значительно больше учебных машин, чем раньше, в том числе и самые распространенные ныне «жигули». Только в распоряжении автошкол и спорттехклубов ДОСААФ (не считая первичных организаций) сейчас находятся тысячи легковых учебных автомобилей и 18,5 тысячи мотоциклов. Количество школ и спорттехклубов, которые ведут обучение автолюбителей сегодня, исчисляется многими, многими сотнями. В минувшем году на нашей базе их было подготовлено свыше 300 тысяч, а в нынешнем число их должно перевалить за полмиллиона. Организации ДОСААФ готовят сейчас половину водителей-любителей и мотоциклистов, получающих «права». Другая половина готовится к экзаменам в ГАИ самостоятельно. Разумеется, выучить пункты правил движения может каждый. Но при освоении приемов вождения обязательно нужен квалифицированный инструктор, владеющий методикой обучения. В ряде республик и областей — Грузии, Армении, Таджикистане, Чечено-Ингушской АССР, в Горьковской области и других наша учебная сеть способна удовлетворить запросы населения, и подготовка автолюбителей возложена на ДОСААФ . В других республиках это вопрос недалекого будущего. И для решения его необходима помощь ряда центральных и местных органов ив обеспечении машинами, в выделении и строительстве помещений, и во многом другом. В короткой журнальной статье не представляется возможным остановиться на всех сторонах той большой работы, которую ведет ДОСААФи которая вынесена в заголовок. Отмечу только, что все большее развитие получает в организациях ДОСААФ автомотоспорт, который очень широко представлен на VI Спартакиаде народов СССР. Нынешний год — завершающий год девятой пятилетки, — несомненно, станет важной вехой в улучшении всех показателей деятельности оборонного Общества. Залог тому — развернувшееся социалистическое соревнование, которое охватило все организации, все школы и спорттехклубы. В. НАУМЕНКО, начальник Управления ЦК ДОСААФ СССР, Герой Советского Союза13