считать, что однажды оборвался трос сцепления (некачественная пайка). Обслуживание мотоцикла в течение дождливого московского лета прошлого года состояло главным образом из почти ежедневной мойки. Чистый мотоцикл, д аже когда он, подобно нашему, хранится «под столбом», неплохо противостоит коррозии. Мыть его просто: у него меньше труднодоступных мест, чем на ЯВАХ прежних моделей. Замасленные места периодически мыли керосином, следя за тем только, чтобы он не попал на шины, седло и подножки. Особенно важна чистота двигателя, так как от этого зависит его охлаждение. В коробке передач используем масло МС-20. «Экономить» мы не хотели и поэтому сменили его не только после обкатки, но и перед дальним пробегом, когда на счетчике было около 7000 километров. Тогда же добавили смазку ЦИАТИМ-201 в средний опорный подшипник кривошипно-шатунного механизма и подобрали состав смеси для амортизаторов передней вилки : примерно 70 процентов веретенного масла и 30 процентов МС-20. Такая, более вязкая, чем чистая «веретенка^, смесь лучше подходит для жаркого лета. Разумеется, зимой эта смесь непригодн а : из-за чрезмерной вязкости амортизаторы перестают реагировать на мелкие и средние неровности, а на более крупных могут поломаться. Хотим посоветовать всем новичкам, купившим ЯВУ; перед заменой масла в амортизаторах изучите их конструкцию. Она подробно описана в книге А. К. Михеева и Б. В. Синельникова «Ремонт мотоциклов ЯВА» («Машиностроение», Москва, 1971). Первый раз менять масло лучше в присутствии опытного товарища. Наиболее частая и, к сожалению, далеко не безобидная ошибка, которую многие допускают, состоит в том, что болтпробку Мб в нижнем отверстии подвижной трубы затягивают до конца, когда еще направляющий штифт наконечника амортизатора не попал в ответное гнездо в днище. Обычно это приводит к поломке амортизатора. У нового мотоцикла нет механизма, автоматически выключающего сцепление при переключении передач. Пересев на него со старой ЯВЫ, вы обнаруживаете, что этот «автомат» в какойто мере отучил вас правильно пользоваться классическим рычагом сцепления на левой стороне руля. Но уже полчаса спустя вы об этом забываете, тем более что новая ЯВА оснащена световыми указателями поворота, так что левая рука теперь может быть занята только рычагом сцепления. В то же время упрощение механизма выключения сцепления позволило эффективно защитить цепную передачу от пыли; она заключена в замкнутую систему кожухов, заполненных графитной смазкой, и служит намного больше. Мы постоянно контролировали натяжение задней цепи и состояние ее резиновых защитных кожухов. В первый день эксплуатации наполнили оба кожуха смазкой ЦИАТИМ-201 с добавлением 3—5 процентов коллоидного графита и довольно часто, как только появлялась возможность, проверяли состояние цепи и наличие смазки, которую при необходимости добавляли. После первых 5000 километров пробега 20цепь, кожухи и звездочки сняли, вымыли в керосине и, заменив смазку, собрали. При этом защитные чехлы, чтобы они изнашивались равномернее, поменяли местами. Таким образом, главной цепи мы уделили больше внимания, чем это предусмотрено «Руководством по обслуживанию», полагая, как всегда, что цепь — одна из самых быстроизнашивающихся деталей. Однако результаты эксплуатации опровергли наши представления: за 12 000 километров пробега цепь вытянулась так незначительно, что ось колеса пришлось сместить назад по сравнению с первоначальным положением всего на 3 мм. Это примерно в два раза меньше, чем на старой ЯВЕ. К сожалению, у отдельных мотоциклов, поступивших в продажу, были резиновые кожухи немного большей длины, чем это предусматривалось чертеж ами . Такие кожухи при монтаже неизбежно изгибались, и цепь, как только не доставало смазки, перетирала их. Мы связались с заводом, и нам сообщили, что уже приняты меры, исключающие этот дефект. Накладки тормозных колодок износились за это время незначительно, и мы надеемся проехать еще 10—15 тысяч километров без их замены. Поскольку мотоцикл мы не щадили, износ шин уже заставляет думать о приобретении новых. Характер износа передней и задней покрышек, естественно, разный, так как неодинаковы условия их работы. Высота протектора по середине беговой дорожки каку передней, так иу задней шин уменьшилась до 4 мм. Это почти половина полного размера. Давление в шинах мы постоянно контролировали. Более быстрый износ передней покрышки по сравнению с прежними моделями ЯВЫ является неизбежным следствием высокой эффективности переднего двухкулачкового тормоза. Мы периодически проверяли бумажный фильтрующий элемент воздухоочистителя и продувкой (изнутри наружу) удаляли из него пыль. В новой конструкции воздухоочистителя бумажный фильтр полностью защищен от замасливания смесью, выбрасываемой из карбюратора, что нередко наблюдалось на прежних ЯВАХ. До сих пор фильтр не нуждается в замене, так как никаких признаков переобогащения смеси и па- | дения мощности двигателя нет. Должны предупредить владельцев новых ЯВ из первых партий. На некоторых машинах из-за обратного выброса смеси содержащееся в ней масло разрушало днище корпуса воздушного фильтра, и в двигатель поступал неочищенный воздух. Проверьте состояние корпуса и, если обнаружите дефект, ликвидируйте отверстие, хотя бы при помощи ткани и эпоксидного клея. На мотоциклах последующих партий такие | случаи не встречались. Электрооборудование нашей ЯВЫ не обнаружило каких-либо дефектов. Время от времени проверяем чистоту и надежность электрических соединений. Хотим обратить внимание на необходимость хорошего контакта белого провода, идущего от регулятора, с «массой», так как соответствующим болтом одновременно крепится пластмассовый подседельный ящик. Ослабление этого контакта нарушает нормальную работу реле-регулятора.В помощь организациям ДОСААФКомплексный классВряд ли нужно доказывать, что занятия в хорошо оборудованном классе, с использованием технических средств, необходимых наглядных пособий и разрезных действующих макетов (когда каждое слово преподавателя и каждая строка текста предметно иллюстрируются) — верный путь повышения знаний курсантов. В 1975 году мы решили показать на страницах журнала, как это делают наши лучшие учебные организации. Выбор пал на таганрогскую образцовую автошколу ДОСААФ, на базе которой в минувшем году проводился всероссийский учебно-методичесний сбор. По заданию редакции в Таганрог выезжал корреспондент журнала художник О. ШОРОХ. Сегодня мы предлагаем первый из серии плакатов — «Оснащение комплексного нласса для изучения устройства автомобиля». Площадь класса 70 м2 . На каждом рабочем месте смонтирован пульт контрольно-программированного обучения (КПО) системы ДОН, связанный с главным пультом 11 преподавателя. Последний стол в среднем ряду дополнительно имеет углубление 18, обычно закрытое крышкой, в котором хранится диапроектор ЛЭТИ. Столы, начиная с четвертого, приподняты один относительно другого на 10—15 см. Такое построение удобно для показа диапозитивов и фильмов. Переоборудование класса в кинозал занимает считанные секунды, которые необходимы, чтобы одна общая штора 2с приводом от электромотора закрыла стену с окнами. У задней стены на поворотных стойках установлены передний мост с рулевым управлением и задние мосты (позиции 1и 17). Боковые проходы тоже заполнены. В левом на стойках размещены двигатель, коробка передач и раздаточная коробка (3, 4, 5) одного из базовых автомобилей, например ГАЗ—66. В правом — такие же агрегаты (12, 14, 15) автомобиля другой модели, например ЗИЛ — 4 30 . Глухая боковая стена класса занята двумя электросхемамн. Одна из них — принципиальная схема электрооборудования, схема-чертеж 13, по которой можно проследить путь тока в любой цепи — стоит лишь нажать соответствующую кнопку. Другая — монтажная схема 16 со всеми действующими приборами. Сравнение их в работе позволяет быстро усваивать любой материал. Передняя стена насыщена особенно плотно. Над классной доской 9 закреплен экран 8. По обе стороны от доски сделаны в два ряда демонстрационные шкафы 7и 10. Специальные направляющие позволяют перемещать шкафы параллельно стене и создавать наиболее удобные сочетания показываемых деталей, приборов, агрегатов. «Начинка» шкафов-комбайнов (так их называют для краткости) строго увязана с про* граммой, заложенной в ДОН. Ниже размещены шкафы 6 для хранения пособий и мелких деталей.