Шаги пятилетки1975-й, ЗАВЕРШАЮЩИЙавтомобильной А. РУХАДЗЕ, заместитель министра промышленности СССР Советский народ вступил в завершающий год пятилетки, в самый ответственный ее этап. От успехов народного хозяйства в 1975 году зависит общий итог девятой пятилетки, выполнение сформулированной в Директивах XXIV съезда КПСС ее главной задачи, которая «состоит в том, чтобы обеспечить значительный подъем материального и культурного уровня жизни народа на основе высоких темпов развития социалистического производства, повышения его эффективности, научно-технического прогресса и ускорения роста производительности труда». Творческий поиск миллионов тружеников, небывалый размах соревнования за выполнение и перевыполнение плановых заданий сделали минувший год пятилетки годом ударного труда. Итоги 1974-го дали новое подтверждение реальности выдвинутой XXIV съездом КПСС социально-экономической программы, которая успешно претворяется в жизнь. В трудовой поступи тех, кто рапортовал о досрочном выполнении плана определяющего года пятилетки, был четко слышен шаг автомобилестроителей, к о ­ торые по праву могут гордиться тем, что их отрасль теперь в числе передовых по темпам развития и техническому уровню производства. Девятая пятилетка — самая яркая страница в истории советской автомобильной промышленности, отметившей в конце 1974 года свой полувековой юбилей. Именно в девятой пятилетке счет пошел на миллионы выпускаемых машин. Именно в девятой пятилетке развернулось строительство КамАЗа — комплекса предприятий, которому не будет равных в мировом автомобилестроении. Наконец, в девятой пятилетке в кратчайшие сроки был выведен на проектную мощность Волжский автомобильный завод, ставший сегодня образцовым по организации производства и труда, по качеству выпускаемых автомобилей, завоевавших популярность не только в нашей стране, но и за рубежом. У гиганта в городе Тольятти уже позади полуторамиллионный автомобиль марки ВАЗ. Сегодня его машины составляют у нас почти половину парка легковых автомобилей и экспортируются в 30 стран мира. За четыре года пятилетки в стране построено еще несколько заводов автомобильного профиля на базе передовой техники и технологии производства,2обеспечено техническое перевооружение предприятий. На завершающем этапе пятилетки, в 1975 году предстоит удвоить (по сравнению с 1970-м) производство автомобилей в целом, увеличив выпуск легковых машин в 3,8 раза. Очень многое для этого сделано в минувшем году. План был выполнен в автопромышленности досрочно по всем показателям, а 40 процентов предприятий в канун 1975 года выполнили задание по росту производительности труда, определенное на всю пятилетку. Высокие темпы объясняются все возрастающим значением автомобиля вжи ­ зни нашего общества, темпами автомобилизации, растущим благосостоянием трудящихся. Чтобы оценить эти темпы, вспомним, с чего мы начинали пятилетку. В 1970 году каждые четыре рабочих минуты давали стране 15 автомобилей. Подводя итоги работы за четыре года, министр автомобильной промышленности СССР А. М. Тарасов сказал в своем выступлении перед телезрителями, что сегодня у нес каждые 12 секунд выпускается легковой автомобиль, каждые 24 секунды — грузовик и каждые четыре минуты — автобус. Иначе говоря, теперь каждые четыре минуты дают стране не 15, а 31 автомобиль! За этими цифрами — широко осуществляемая программа ускорения научнотехнического прогресса на предприятиях, оснащение их прогрессивным оборудованием и внедрение современных технологических процессов. Эффект от этого комплекса нововведений огромен. Один только пример. Если раньше делали 2500 шестерен за смену, то теперь их выпускают 3—3,5 тысячи в час. Передовая технология коснулась не только механообработки. Внедрены новые технологические процессы сварки, окраски, литья, штамповки. Д о ­ стигнут высокий уровень механизации и автоматизации основных и вспомогательных процессов. Этими мерами обеспечено не только увеличение выпуска продукции, но и повышение ее качества. Автомобили выпуска 1974 года — это более долговечные, надежные, комфортабельные машины. Если взять один только показатель — пробег до капитального ремонта, то сегодня он выше, чем в 1970 году, у ЗИЛ—130 на 70%, у ГАЗ—53А — на 25% и у МАЗ—500 — на 12% и увеличен соответственно до 300 000, 150 000 и 180 000 километров. Что касается легковых автомобилей, то, скажем, «Волга» ГАЗ—24 на 25% долговечнее, чем ее предшественница ГАЗ—21. Совершенствуя выпускаемые модели, хорошо зарекомендовавшие себя в эксплуатации и удостоенные государственного Знака качества, автомобилестроители продолжали создавать новые машины. В 1974 году были закончены опытноконструкторские работы по газобаллонным грузовикам и автобусам, по автомобилю КамАЗ—5320, автопоездам МАЗ грузоподъемностью 28—30 и 36—40 тонн. Подготовлены для испытаний опытные образцы самосвала МАЗ—5551 (8,5 тонны), «Урала—375Д» с дизельным двигателем (210 л. с ) , автопоезда грузоподъемностью 21 тонна в составе тягача МАЗ—5432 и полуприцепа МАЗ—9397. Одновременно заводы занимались мо ­ дернизацией основных типов базовых автомобилей и двигателей. В одном только минувшем году освоено производство трехосных МАЗ—514, самосвалов-углевозов БелАЗ—7510 (27 тонн) и БелАЗ—7525 (40 тонн). Волжский завод начал выпуск четвертой своей модели — легкового автомобиля ВАЗ—21011. Автомобилестроители успешно выполнили и перевыполнили многие важные пункты социалистических обязательств, принятых на четвертый год пятилетки, и прежде всего по росту производительности труда. На Обращение ЦК КПСС к партии, к народу автомобилестроители ответили новым подъемом трудовой и политической активности. Завершающий год пятилетки потребует еще больше усилий, напряженного труда, Ко всем нам прямое отношение имеют слова, сказанные Л . И. Брежневым на декабрьском Пленуме ЦК КПСС: «В 1975 году перед страной стоят задачи, имеющие огромное экономическое, политическое и международное значение. Надо поднять всю партию, весь народ на их решение, воодушевить партийный актив, добиться того, чтобы борьба за выполнение и перевыполнение пятилетнего плана стала глубоко внутренней, личной потребностью каждого коммуниста, каждого труженика». Решению этих задач в автомобильной промышленности должно быть подчинено широкое распространение одобренного Центральным Комитетом КПСС положительного опыта объединения «Автодизель» и кременчугского автозавода в повышении качества продукции, а также положительного опыта ЗИЛа, старейшего автомобильного завода страны, инициатора и организатора социалистического соревнования за ускорение внедрения в производство достижений науки и техники и увеличение на этой основе мощностей по выпуску продукции высокого качества. В целом производство автомобилей на предприятиях нашего министерства (не считая других) предусматривается довести до 1 782 971, что по сравнению с 1974 годом даст общий прирост на 5,8%. Из чего складываются эти цифры? Выпуск грузовиков увеличится на 25 200 в результате завершения реконструкции и освоения новых производственных мощностей на действующих заводах. Прирост в группе легковых автомобилей составит 66 460, или 6,8%- Здесь ведущее производство — Волжский автомобильный завод, который в 1974 году вышел на проектную мощность 2230 машин в сутки. Особое внимание в завершающем году пятилетки уделяется освоению выпуска новых моделей автомобилей. Помимо тех машин, о которых мы уже упомянули, конструкторы работают над семейством легковых автомобилей высшего класса ЗИЛ, над новыми моделями «жигулей», в том числе ВАЗ—2121 повышенной проходимости, а для «Волги» ГАЗ—24 готовится форкамерный двигатель. В планах конструкторов — и совершенно новые машины, отличающиеся архитектурными формами, высокими скоростями, бог.ее безопасные иком ­ фортабельные. Что же касается грузовых автомобилей, то здесь наиболее важным заданием является дальнейшая разработка автомобилей семейства КамАЗ. Минский завод продолжает совершенствовать семейство МАЗов большой грузоподъемности. Интересны разработки грузовиков с дизельным двигателем — над ними трудятся в Миассе и Кутаиси. Уральцы, кроме дизельного «Урала—375Д», проектируют модели «Урал—379» и «395» (5 и 8,5 тонны). Большие работы идут в Жодино, где создаются новые гигантские машины. В ближайшее время здесь приступят к выпуску самосвалов БелАЗ—549 (75 тонн) с электрической трансмиссией и моторколесами. На ЗИЛе, в новом сборочном корпусе начнется производство трехосной модели «133Г1». В Елгаве, на новой территории завода РАФ будут осваиваться автобусы модели «2203». В области капитального строительства важнейшей задачей в 1975 году является завершение работ по вводу пускового комплекса первой очереди КамАЗа. Нет нужды говорить здесь о значении смежников в автомобилестроении. Этой теме были уже посвящены специальные статьи. Сейчас отметим, что сегодняшние смежники — поставщики комплектующих изделий — это крупные современные предприятия, оборудованные по последнему слову техники, — под стать автозаводам, потребляющим их продукцию. Сеть смежников все время расширяется. В завершающем году продолжается развитие таких предприятий, как «Автоприбор» в городе Владимире, завод осветительной арматуры в Вязниках, а также строительство ряда новых заводов. Таким образом, как бы много ни было сделано за четыре предшествующих года пятилетки, в пятом году автомобильная промышленность будет наращивать темпы производства и одновременно совершенствоваться. Машиностроение, частью которого является автомобильная промышленность, вновь названо в планах 1975 года отраслью, определяющей технический прогресс в народном хозяйстве. Основа для успешного завершения обширного плана в автомобилестроении — высокий уровень производства, рост производительности труда, важнейший источник которого — социалистическое соревнование на предприятиях, сотрудничество ученых и производственников. Год 1975-й означает для нас, автомобилестроителей, новый шаг вперед.Кременчугский автомобильный завод. Сборка грузовиков на новом главном конвейере. Фото Н. Максимова