езда и машины работник ГАИ сел в кабину ЗИЛа, пустил двигатель и выехал на шоссе. Руль свободно поворачивался. Видимо, поэтому в ходе следствия водителю Храмову не поверили, что к моменту наезда заклинило руль. Храмов заявил ходатайство об экспертизе. Следователь отказал, сославшись на то, что никаких данных, свидетельствующих о неисправности рулевого механизма, нет. После обжалования прокурор отменил это постановление следователя. Была проведена техническая экспертиза и при разборке установлено повреждение рабочей поверхности червяка рулевого механизма (наличие раковин, явившихся результатом выкрашивания поверхностного слоя), а в картере обнаружено значительное количество металлических частиц, которые могли временно заклинивать руль. В заключении экспертизы сообщалось, что внезапно возникшая неисправность руля, на которую сослался водитель, могла иметь место. Храмов был освобожден от ответственности. Учитывая, что суд при определении меры и вида наказания принимает во внимание личность подсудимого, его положительные и отрицательные качества, обвиняемый имеет право выдвинуть ходатайство об истребовании документов, характеризующих его личность, сведения о наградах и 'поощрениях. В случае причинения материального ущерба, вреда здоровью другого водителя или пешеходов обвиняемый водитель имеет право ставить вопрос о предоставлении ему возможности возместить полностью или частично причиненный ущерб, что расценивается как признак, свидетельствующий о его раскаянии, как желание загладить вину, и может быть учтено при выборе наказания. Обвиняемый имеет право обжаловать решение следователя о прекращении дела, например по амнистии, если считает, что он не виновен в данном преступлении, и может требовать тщательного расследования его дела для полной реабилитации, поскольку амни-стия — это акт прощения государством виновного в преступлении. По окончании расследования обвиняемому предоставляется право ознакомиться со всеми материалами следствия. При этом он может делать выписки из показаний, заключений экспертов и других документов, а в случае необходимости — заявить ходатайство о дополнении следствия. С материалами дела водитель может знакомиться как сам лично, так ис участием защитника. Право иметь защитника — одно из реальных выражений советского Закона. По общему принципу Закон предоставляет его обвиняемому с момента объявления об окончании следствия и предъявления для ознакомления материалов (ст. 47 УПК РСФСР). Как правило, защитник по делам о дорожно-транспортных происшествиях — это специализирующийся на таких делах адвокат, который может оказать водителю квалифицированную юридическую помощь. Обычно адвокат, имея определенный опыт, лучше разбирается в качестве и полноте собранных следствием доказательств, в правильности разрешения вопросов экспертами-автотехниками. Квалифицированный защитник, ознакомившись с материалами следствия, обратит внимание водителя на те или иные вопросы, нуждающиеся вдо ­ полнительном исследовании, заявит перед следователем соответствующее ходатайство. Водитель «Жигулей» Тюленев был привлечен к ответственности п ° обвинению в нарушении Правил движения и наезде на пешехода. В постановлении следователя о предъявлении Тюленеву обвинения указывалось, что он избрал скорость, не соответствовавшую дорожной обстановке, и поэтому не смог избежать наезда. В основу обвинения было полож ено заключение автотехнической экспертизы, указавшей, что при том расстоянии, которое разделяло автомобиль и пешехода с момента его появления на проезжей части, водитель имел техническую возможность остановиться. Погода была ясная, проезжаячасть — сухая. Однако сухая ли? Тюленев на следствии заявил, что асфальт был влажным, но следователь не посчитал нужным учесть это. Адвокат заявил ходатайство — он просил тщательно допросить свидетелей о состоянии проезжей части. В результате выяснилось, что действительно незадолго до происшествия по улице проезжала поливальная машина. Установив этот факт, адвокат заявил ходатайство о проведении повторной экспертизы. В повторном заключении эксперты указали, что при мокр ом асфальте водитель не имел технической возможности предотвратить наезд, несмотря на немедленно принятые им меры к остановке автомобиля. Тюленев был освобожден от ответственности. В соответствии со статьей 48 УПК РСФСР обвиняемый вправе заявить следователю или суду ходатайство о приглашении в качестве защитника конкретного лица — адвоката, представителя профсоюзов и других общественных организаций. По поручению обвиняемого пригласить защитника могут и его жена или другие родственники. Однако, если участие в деле избранного ими защитника невозможно в течение длительного времени, следователь и суд вправе предложить пригласить другого защитника или могут назначить его через коллегию адвокатов. В некоторых, предусмотренных Законом случаях следователь или суд обязаны обеспечить участие защитника в деле даже тогда, когда его не приглашал обвиняемый. Закон предоставляет право обвиняемому отказаться от одного защитника и избрать другого или осуществлять защиту самому. Такое решение он может принять в любой момент производства по делу. В то же время адвокат не вправе отказаться от принятой на себя защиты обвиняемого. Таковы основные права и некоторые обязанности водителя на предварительном следствии в качестве свидетеля, подозреваемого и обвиняемого. Л. ЮЖАКОВ, старший советник юстицииЯПОНИЯ И АВТОМОБИЛИДнем рождения национального автомоб илестроенияв Японии считают 7 мая 1904 года. Тогда в одном из заштатных городишек, Окаяме. п ри стечении многот ысячной толпы зевак состоялись испыт ания первого автомобиля, сконструированного и построенного не за границей, а усебя дома. Конструктор его Ямаха прожил долгую жизнь : он умерв середине 50-х годов глубоким старцем, на полвека пережив свое неуклюжее детище. Пионеру автомобильного бизнеса не повезло: м ашина , п риводившаясяв действие паровым котлом, вскоре после поя вления на свет была упрятанав какойто сарай , где изакончила свои дни. Паровой котел, с нятыйс нее, просуществовал дольше : один из местных рыбопромышленников использовал его на небольшом суденышкееще два слишнимдесятка лет. Огорченный таким поворотом судьбы, Я маха бросил заниматься автомобилями и кончил жизньхозяином небольшой мастерской по ремонту бытов ыхэлектроприборов . Но толчок был дан — Япония, отстав на 20 лет от Герм аниии на 10 от Англии и Америки, нач алапроизводить собственные автомобили. А кнастоящему времени преуспела в этом настолько, что без них она и не была бы той Японией, к акую мы знаем сегодня. • %Это не преувеличение. Автомобиль резко изменил внешний облик страны . До того, что знакомствос Японией это прежде всего знакомствос ее автомобилями и дорогами. Первое, на что обращаешь внимание, — это битком забитыестоянки . улицы и проулки, это скоростные магистрали. по которыммашины едва обгоняют пешеходов. Вспышка автомобильного бума, ослеп ившая Японию в 60-е годы, застала странусовершенно не подготовленной к такому нашествию . П ропускная способность транспортныхартерийоказаласьслишком низкой. Попытка решить проблему строительством надземныхи подз емных трасс не привела кжелаемым результатам. По количеству автомобилей на душунаселения Япония и по сей день отстает от других экономически развит ыхкапиталистических стран, и все-таки дорожное строительство в ней не поспевает за ростом парка. И вот результат ы : одна из самыхпопулярных радиопрограмм здесь — « Р епортажис вертолета». Вертолеты — п олицейские . Они парят над городом ипосылаютвэфир рекомендации, к акобъезжать транспортные пробки. Другая примета времени — п оявление нового и прибыльного бизнеса. Занимаются им владельцыспециальных автомобилей-буксиров. По поручению полиции они свозят в «автомобильные тюрьмы» м ашины , о ставленныевладельцамив местах, где стоянказапрещена . Чтобы выкупить автомобиль, п латиштраф . В центре Токио практически его негде по-ставить, везде запрещающие знаки, а платныестоянкии под землей, и в мног оэтажныхстроениях , к ак правило, заняты машинамипостоянных клиентов. Словом, автомобиль — н еотъемлемая деталь японскогопейзажа , к оторая принимает порой стольвнушительные размеры, что грозит заслонить все остальное. А экономика ? Можно ли представить ее без автомобилестроения ? Нет. Это одна из важнейших отраслей, стимулирующ аяразвитиеичерной металлургии, н нефтеперерабатывающей промышленности. З аняввкапиталистическом мире второе место (после США) по производству автомобилей, Япония против своей воли превратила этот товар в источник внешнеполитических проблем. «Большая тройка» американских монополий — «Форд», «Дженерал моторе» и «Крайслер» — в ступилав схватку с японскими «Ниссан» и «Тойота», которая продолжается и по сей деньив самой Японии, и в США, и на рынках стран Юго-Восточной Азии, Дальнего Востока. Чем эта «авт омобильная война» закончится — сказ ать трудно. Ясно одно: японский автомобиль, отметивший свое 70-летие, пос тавил немало проблем, решать которые год от года все труднее и труднее. Ю. БАНДУРА, собкор «Известий» (специально для журнала «За рулем») На третьей странице обложки Мы даем четыре фотокадра из автомобильной жизни Японии 27