22
23
24
При нынешних темпах автомобилизации, о которых так много говорят в последнее время, обстановка на наших дорогах меняется с поразительной быстротой. Если сравнить размеры движения, численность автомобильного парка вчера и сегодня, мы увидим, что путь, который раньше занимал несколько лет, теперь преодолевается за какой-нибудь год-другой. Все это заставляет постоянно изыскивать новые возможности дальнейшего повышения безопасности движения, вносит свои коррективы в документы, которые регламентируют те или иные стороны нашей автомобильной жизни. Изменения, происходящие в ней буквально на наших глазах, продиктовали и новую редакцию некоторых пунктов Правил дорожного движения (она принимается с апреля 1975 года). Факт, который лишний раз подтверждает известную истину: Правила эти не теория, как полагают еще некоторые водители, а свод всего того, что прошло проверку и положительно зарекомендовало себя в практике организации движения. Доказали, например, свою эффективность в снижении тяжести последствий при авариях ремни безопасности и аптечки — надо предусматривать соответствующие требования в Правилах. Появились на наших дорогах специальные полосы для замедления и ускорения движения iи возникла необходимость обусловить порядок проезда и этих участков дорог. С 1975 года введен в действие новый ГОСТ на дорожную разметку — надо привести в соответствие с ним и одноименный раздел Правил. Решено включить в Правила из ГОСТа на дорожные знаки и сведения о цвете как самих знаков, так и дополнительных средств информации. Дело в том, что в иллюстрациях к официальному изданию Правил они выполнены только в одном цветовом варианте, и у водителей возникли недоуменные вопросы. Можно было бы подобным образом объяснить и другие нововведения, но, думается, в этом нет нужды: читатели легко их найдут и разберутся в существе без чьей-либо подсказки. Тем более что значительная часть поправок носит чисто редакционный характер и призвана дать более четкую формулировку некоторым положениям. А теперь познакомьтесь с теми пунктами Правил дорожного движения, которых коснулись изменения и дополнения. Вы прочтете их здесь в новой редакции. На рисунках показаны все виды дорожной разметки под теми номерами, которые присвоены им Правилами дорожного движения. 22Новое в Правилах дорожного движения12. Водитель обязан: б) перед началом движения на транспортном средстве, оснащенном ремнями безопасности, пристегнуть себя и не перевозить пассажиров, не пристегнутых ремнями; при управлении мотоциклом быть в застегнутом мотошлеме и не перевозить пассажиров без застегнутого мотошлема; (далее по тексту). 24. Предупреждающие знаки (общий признак предупреждения — треугольник с красным окаймлением и белым или желтым фоном) информируют водителя... (далее по тексту). 26. Запрещающие знаки (общий признак запрещения — круг ( кроме знака 2.15, с красным окаймлением и белым или желтым фоном, за исключением знаков 2.1, 2.15 с красным и знаков 2.22, 2.23 с голубым фоном) вводят определенные ограничения в движении или (знаки 2.25 — с черным окаймлением) отменяют ограничения. 2.15 «Проезд без остановки запрещен». Запрещается движение без остановки у стоп-линий, а если ее нет, — у знака... (далее по тексту). 33. Указательные знаки (общий признак указания — прямоугольник с голубым фоном, кроме знаков 4.5а и 4.6а, имеющих белый или желтый фон, и знаков 4.1 и 4.2, имеющих желтый фон) сообщают... (далее по тексту). 35. Дополнительными средствами информации служат таблички с белым, желтым или голубым фоном; 5.12. «Стоп». Указывает место остановки транспортных средств у дорожного знака 2.15 и при сигнале светофора или регулировщика, запрещающем движение. Табличка 5.12 дублирует стоп-ли36. Таблички 5.1 — 5.7, 5.8 (а, в), 5.9, 5.10 размещаются непосредственно под знаком или светофором, к которым они относятся. Табличка 5.7 с изображением легкового автомобиля распространяет действие знака, с которым ежа применяется, и на грузовые автомобили с разрешенным максимальным весом менее 3,5 т, а табличка с изображением грузового автомобиля — только на грузовые автомобили, разрешенный максимальный вес которых тексту). превышает 3,5 т... (далее по ДОРОЖНАЯ РАЗМЕТКА (по ГОСТ 13508—74J 40. К разметке относятся линии, надписи и иные обозначения на проезжей части, бордюрах и других элементах дорог и дорожных сооружений, устанавливающие порядок дорожного движения, показывающие габариты дорожных сооружений или указывающие направление дороги. Разметка делится на горизонтальную и вертикальную и применяется самостоятельно, а также в сочетании с дорожными знаками или светофорами. 41. Горизонтальная разметка используется для обозначений на проезжей части и имеет белый цвет, кроме линий 1.4, 1.10 и 1.17 желтого цвета. Вертикальная разметка используется для обозначений на бордюрах и других элементах дорог и дорожных сооружений и представляет собой сочетание полос черного и белого цветов. Горизонтальная разметка 42. Горизонтальная разметка имеет следующее назначение: 1.1 — разделение транспортных потоков противоположных направлений и обозначение границ полос движения в опасных местах на дорогах; обозначение границ участков проезжей части, на ко ­ торые въезд запрещен; обозначение границ мест стоянки транспортных средств и края проезжей части дорог, не отнесенных по условиям движения к скоростным; 1.2 (широкая сплошная линия) — обозначение края проезжей части на скоростных дорогах; 1.3 — разделение транспортных потоков противоположных направлений на дорогах, имеющих четыре и более полос движения; 1.4 — обозначение мест, где запрещена остановка, кроме транспортных средств общего пользования, движущихся по установленным маршрутам (применяется самостоятельно или в сочетании со знаком 2.22 «Остановка запрещена» и наносится у края проезжей части или по верху бордюра); 1.5разделение транспортных потоков противоположных направлений на дорогах, имеющих две полосы, когда не запрещен выезд на полосу, предназначенную для движения во встречном направлении; обозначение границ полос движения при наличии двух и более полос, предназначенных для движения в одном направлении, когда выезд на соседнюю полосу не запрещен; 1.6 (прерывистая линия, у которой длина штрихов в три раза превышает промежутки между ними) — обозначение приближения к сплошной линии 1.1, которая разделяет транспортные потоки противоположных или попутных направлений; 1.7 (прерывистая линия с короткими штрихами и равными им промежутками) — обозначение полос движения в пределах перекрестка; 1.8 (широкая прерывистая линия) — обозначение границы между полосой ускорения или замедления и основной полосой проезжей части (на перекрестках и пересечениях дорог в разных уровнях, в зоне автобусных остановок и т. п.); 1.9 — обозначение границ полос движения, когда направление движения по этим полосам может изменяться на противоположное; 1.10 — обозначение мест, где запрещена стоянка (применяется самостоятельно или в сочетании со знаком 2.23 «Стоянка запрещена» и наносится у края проезжей части или по верху бордюра); 1.11 — разделение транспортных потоков противоположных направлений на дорогах, имеющих две или три полосы движения, и обозначение границ полос движения, когда маневрирование разрешено только из одной полосы; 1.12 (стоп-линия) — указание места, где водитель должен остановиться при наличии знака 2.15 «Проезд без остановки запрещен» или при запрещающем сигнале светофора (регулировщика); 1.13 — указание места, где водитель обязан при необходимости остановиться, уступая дорогу транспортным средствам, приближающимся по пересекаемой дороге (разметка 1.13 может применяться только при наличии перед перекрестком знака 1.6 «Пересечение с главной дорогой»); 1.14 («зебра») — обозначение пешеходного перехода (разметка может быть дополнена стрелами, указывающими направление движения пешеходов); 1.15 — обозначение места, где велосипедная дорожка пересекает проезж ую часть; 1.16 — обозначение островков в местах разделения или слияния транспортных потоков; 1.17 — обозначение остановок транспортных средств общего пользования, движущихся по установленным маршрутам, и стоянок автомобилей-такси; 1.18 — указание направлений движения на перекрестке (применяется самостоятельно или в сочетании со Знаком 4.8 «Направления движения по полосам»); 1.19 — обозначение приближения к сужению проезжей части (участку, где уменьшается число полос движения в данном направлении) или сплошной линии продольной разметки, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений (в первом случае может применяться в сочетании со знаком 1.17 «Сужение дороги»); 1.20 — обозначение приближения к поперечной разметке 1.13; 1.21 (надпись «СТОП») — обозначе- ние приближения к поперечной разметке 1.12, когда она применяется в сочетании со знаком 2.15 «Проезд без остановки запрещен»; 1.22 — указание номера дороги; 1.23 — обозначение полосы проезжей части, предназначенной исключительно для движения транспортных средств общего пользования, движущихся по установленным маршрутам. 43. Пересекать сплошные линии продольной разметки или наезжать на них запрещается, за исключением линий 1.1 и 1.2, когда они используются для обозначения края проезжей части. 44. Прерывистые одинарные линии разрешается пересекать с любой стороны; прерывистую двойную линию 1.9 разрешается пересекать, если она расположена справа от водителя. Двойную линию 1.11, состоящую из сплошной и прерывистой, можно пересекать только со стороны прерывистой линии. 45. Участки проезжей части, ограниченные сплошными линиями 1.1 (площадки для стоянки, посадочные площадки, островки, резервные зоны и т. п.), использовать для движения транспортных средств запрещается. На полосу движения, обозначенную разметкой 1.23 и отделенную от остальной проезжей части линией 1.1 или 1.3, въезд запрещен, кроме транспортных средств общего пользования, движущихся по установленным маршрутам. 46. На проезжую часть могут наноситься надписи и другие обозначения, помогающие водителям ориентироваться в обстановке движения, но не вводящие каких-либо ограничений. 47. В случаях, когда значения дорожных знаков и линий разметки противоречат друг другу, водители должны руководствоваться знаками. Вертикальная разметка 48. Вертикальная разметка имеет следующее назначение: 2.1 — обозначение поверхностей дорожных сооружений (опор мостов, путепроводов, торцевых частей парапетов и т. п.) на опасных для движения участках дорог; 2.2 — обозначение нижнего края пролетного строения мостов и путепроводов; 2.3 — обозначение круглых тумб, установленных на разделительных полосах, островках безопасности ив других местах; 2.4 —• обозначение сигнальных столбиков, надолб, опор тросовых ограждений и т. п.; 2.5 — обозначение боковых поверхностей ограждений дорог на закруглениях^малого радиуса, высоких насыпях и других опасных участках; 2.6 — обозначение боковых поверхностей ограждений дорог на других участках; 2.7 — обозначение бордюра на опасных участках и вертикальных поверхностей возвышающихся островков безопасности. 49. Вертикальная разметка 2.1—2.6 на участках дорог, не имеющих искусственного освещения, дополняется светоотражающими материалами. 52. Сигналы светофора без дополнительных секций могут быть выполнены в виде стрелок. Эти стрелки указывают направления движения при раз24решающем сигнале данного светофора. Они могут быть продублированы черным цветом на квадратной табличке, имеющей белый фон и помещаемой под светофором. Стрелка на сигнале светофора без дополнительной секции, указывающая направление налево, разрешает и разворот. 56. Для регулирования движения транспортных средств по отдельным полосам проезжей части, направление движения по которым может изменяться на противоположное, применяются светофоры с двумя сигналами: зеленым в виде стрелы, направленной вниз, и красным в виде двух перекрещивающихся наклонных полос. Сигналы таких светофоров имеют следующие значения: а) зеленый сигнал в форме стрелы, направленной вниз, — разрешает движение по той полосе проезжей части, над которой он расположен; б) красный сигнал в форме двух перекрещивающихся наклонных полос — запрещает движение по той полосе проезжей части, над которой он расположен. При выключенном светофоре въезд на полосу запрещен. 57. Перед железнодорожными переездами, разводными мостами, причалами паромных переправ ив местах выезда на дорогу пожарных и других специальных автомобилей применяются светофоры с двумя горизонтально расположенными и попеременно мигающими красными сигналами или только одним красным мигающим сигналом. Эти сигналы запрещают проезжать за стоп-линию (табличку «СТОП»), а если ее нетза светофор. 58. Для регулирования движения трамваев, троллейбусов, маршрутных автобусов могут применяться светофоры особой формы с четырьмя круглыми сигналами бело-лунного цвета, расположенными в виде буквы Т (два сигнала — по вертикали, три — по горизонтали). Эти светофоры не распространяют своего действия на водителей других транспортных средств. Сигналы таких светофоров имеют следующее значение: а) включены все четыре сигнала — разрешается движение прямо, повороты направо и налево, а также разворот; б) включены два сигнала — нижний и верхний средний — разрешается движение прямо; в) включены два сигнала — нижний и верхний левый — разрешается поворот налево и разворот; г) включены два сигнала — нижний и верхний правый — разрешается поворот направо; д) включены три сигнала — нижний, верхний средний и верхний левый — разрешается движение прямо, поворот налево и разворот; е) включены три сигнала — нижний, верхний средний и верхний правый — разрешается движение прямо и поворот направо; ж) включены три сигнала — нижний, верхний правый и верхний левый — разрешаются повороты направо и налево, а также разворот; з) включены три верхних сигнала — запрещается движение. 79. Водителю запрещается занимать левые полосы, если свободны правые полосы. Если для движения нерельсовых транспортных средств в данном направлении имеется три полосы или более, то грузовым автомобилям, разрешенный максимальный вес которых превышает 3,5 т, запрещается выезжать на крайнюю левую полосу, за исключением перестроения для поворота налево или разворота. 85. Перед началом движения от места остановки (стоянки), перестроением и всяким изменением направления движения водитель обязан убедиться, что своим маневром он не создаст помех для движения. При наличии полосы замедления, предназначенной для снижения скорости, водитель, намеревающийся изменить направление движения, обязан своевременно перестроиться на эту полосу и поворачивать только с этой полосы. При наличии полосы ускорения, предназначенной для въезда на дорогу, водитель обязан двигаться по ней и вливаться в транспортный поток, руководствуясь правилом перестроения и уступая дорогу транспортным средствам, движущимся по этой дороге. 103. Если сигналы светофора или ре ­ гулировщика разрешают движение одновременно трамваю и нерельсовым транспортным средствам, то трамвай пользуется преимуществом независимо от направления его движения, за исключением случаев движения трамвая на стрелку, включенную одновременно с красным или желтым сигналом светофора. 106. Водитель, въехавший на перекресток при разрешающем сигнале светофора, должен выехать в намеченном направлении независимо от сигналов светофора на выходе с перекрестка. Однако, если на перекрестке перед светофорами, расположенными на пути движения водителя, имеются стоп-линий (таблички «СТОП»), водитель должен руководствоваться сигналами каждого светофора. 107. При повороте налево или развороте по зеленому сигналу светофора без дополнительной секции слева и без стрелки на самом сигнале водитель нерельсового транспортного средства должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся со встречного направления прямо и направо, а также трамваю попутного направления... (далее по тексту). 109. При сигнале светофора или регулировщика, запрещающем движение, водитель обязан остановиться у стоп-линий (таблички «СТОП»), а если ее нет — перед перекрестком, не создавая помех пешеходам. 111. На перекрестке равнозначных дорог водитель трамвая имеет преимущественное право перед водителями нерельсовых транспортных средств. Водитель нерельсового транспортного средства должен уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся справа. Этим же правилом должны руководствоваться между собой водители трамваев. 115. При выезде на нерегулируемый перекресток водитель должен при наличии дорожного знака 2.15 «Проезд без остановки запрещен» остановиться перед стоп-линией (табличкой «СТОП»), а если ее нет — перед этим знаком. При наличии знака 1.6 «Пересечение с главной дорогой» и разметки 1.13 для пропуска транспортных средств, водители которых имеют преимущественное