10
11
12
ТЕХНИКАКрАЗ — 2 51 БелАЗ — 549А.Вы, конечно, встречали на дорогах машины с надписью «испытание» и номером, • котором есть слово «проба». Одни из них на первый взгляд такие же, как и те, что сходят с конвейеров автомобильных заводов. И отличаются часто лишь каким-нибудь новым узлом или деталью — более совершенным гидроусилителем руля или шинами иной конструкции, усиленной рамой или модернизированным отопителем. Но есть и другая разновидность машин с Повторяем: показанные на выставке 25 экспериментальных машин — лишь малая толика той большой экспериментальной работы, которую осуществляют наши автомобильные заводы и научноисследовательские институты. Но и по ним можно судить, в каком направлении ведут поиск конструкторы, что придет на смену выпускаемым сегодня машинам. Среди всех экспонатов, которые сверкали краской и стеклом под октябрьским солнцем на юбилейной выставке, хотелось бы выделить два. Они довольно символичны. Один из них — монументальный четырехгусеничный снегоболотоход НАМИ — 0157М. Эта уникальная машина разработана Центральным научно-исследовательским автомобильным и автомоторным институтом ( Н АМИ ) и предназначена, как было указано на установленной рядом табличке, «для перевозки грузов по снежному бездорожью , заболоченной местности и переувлажненным грунтам». Она успешно прошла испытания и рекомендована к серийному производству. Что интересного в НАМИ—0157М? Это прежде всего резиновые, очень широкие гусеницы с металлическими накладками. На гусеницы опираются катки с... пневматическими шинами. Как результат, машина имеет очень большую опорную поверхность, гусеница мягко облегает все неровности грунта, а среднее удельное давление снегоболотохода на почву составляет всего 0,215 км/см 2 . Все катки оснащены индивидуальной торсионной подвеской, обе гусеничные тележки сделаны поворотными, а в систему управления поворотом встроен гидроусилитель. Грузоподъемность НАМИ — 0 157М — 8 тонн, снаряженный вес — 12 тонн, мощность двигателя — 150 л. с , скорость — 30 км/час. Д ругая машина НАМИ стояла в ряду автомобилей-ветеранов итожев свое время была прототипом. Когда тройка экспериментальных НАМИ—1, первой модели института, получившей впоследствии путевку в серийное производство, проходила 47 лет назад испытания, она вызывала интерес не меньший, чем, с кажем , сейчас опытный образец НАМИ—0157М. Неподалеку от НАМИ—1, первой советской малолитр ажки («За рулем», 1974, № 4), в шерен ­ ге легковых автомобилей, старых, современных и новейших, стоял окрашен ­ ный в золотисто-желтый цвет «Моек-МОДЕЛЕЙн омером «проба» — они совершенно не похожи на известные автомобили. Это прототипы новых моделей , тех самых, которые станут привычными для нас лишь через несколько лет, а некоторые из них, м ожет быть, так и останутся опытными образцами . Все автозаводы ежегодно строят десятки опытных образцов, которым предстоит пройти разносторонние и длительные испытания. Лишь незначительная, лучшая часть их удостаивается широкого показа. Эти автомобили в большинстве случаев с течением времени преобразуются в серийные образцы. Если мы обратимся к экспонатам юбилейной выставки «Автопром — 50 лет», которая впрошлом году состоялась на ВДНХ, то среди представленных там автомобилей найдем 25 опытных образцов. Большая часть их была показана широкому кругу автомобилистов впервые и вызвала живейший интерес, о чем можно судить по плотному кольцу любопытных, о кружавшемукаждую из таких машин.IIМАЗ — 7 910 .КАЗ — 4430 с полуприцепом КАЗ — 9378.• ш % • .,, -fife*J.Jй**"kШт* Павловский автобусный завод выставил два опытных образца унифицированных малых автобусов со 140-сильными двигателями. Один из них ( П АЗ — 3203), с двумя дверьми для пассажиров, рассчитан на небольшие города и может перевозить 68 человек. Другой (ПАЗ—3204), в отличие от него, имеет не одну, а обе ведущие оси, одну дверь для пассажиров и 26 мест для сидения. Назначение этой машины — работа в сельской местности. Невдалеке от них находился экспериментальный автобус ЗИЛ—118К, созданный на заводе имени Лихачева на базе агрегатов шасси ЗИЛ—114 и двигателя ЗИЛ—130. В салоне этой машины 18 комфортабельных кресел. Перечень опытных и перспективныхПАЗ —3204. вич—2140». Собственно, это не целиком новая модель, а существенно модернизированный «Москвич—412». Коробка кузова фактически осталась неизменной, но капот, крышка багажника, облицовка радиатора, крылья, наружные панели дверей придали автомобилю иной вид. Изменения коснулись и двигателя, подвески колес, панели приборов. У машины появились сиденья с подголовниками, стеклоочистители фар, устройство для обогрева заднего стекла. Но главное — «Москвич» получил дисковые тормоза передних колес. Таковы в общих чертах основные нововведения. Мы не углубляемся в детали, поскольку подробно об этой модели, безусловно, будет рассказано, когда развернется серийный выпуск. К началу производства те или иные элементы «Москвича—2140» (да и не только его, но и любой другой опытной машины) могут измениться: это касается формы некоторых деталей, отделки машины, отдельных параметров. Достойное место среди новых моделей занимала пятерка КамАЗов: восьмитонный бортовой грузовик модели «5320», два седельных тягача («5410» и «54102»), рассчитанные на буксировку полуприцепов грузоподъемностью соответственно 13,5 и 19,2 тонны, а также два семитонных .самосвала моделей «5510» и «55102» (первый — с короткой, второй — с удлиненной базой). У всех — V-образные восьмицилиндровые дизели мощностью от 180 до 260 л. с. Мы не сообщаем других сведений об этих замечательных машинах, которые станет выпускать один из крупнейших в мире заводов тяжелых грузовиков в Набережных Челнах, лишь потому, что год назад (1974, № 1) на страницах журнала были представлены все три семейства будущих автомобилей КамАЗ, в том числе и показанные на выставке. На выставке вообще экспонировалось немало интересных грузовиков. Например, ЗИЛ—133Г1, выпуск которого, намечено начать в завершающем году пятилетки. Первое, что отличает этот грузовик от привычного ЗИЛ—130: три оси, удлиненный кузов (грузоподъемность 8 тонн), бездисковые колеса. Неподалеку от ЗИЛа — красно-желтая громада 14-тонного самосвала из Кременчуга. У КрАЗ—251, кроме совершенно новой для кременчугских машин внешности, значительно усовершенствованные узлы12шасси. Пока он, как и кутаисский КАЗ—4430, только опытный образец. Но он позволяет судить, в каком направлении завод ведет свои работы по перспективным моделям, каких он добился в этом отношении успехов. Здесь только что был назван КАЗ — 4430, седельный тягач «Колхида» с новой кабиной и обоими ведущими мостами. Это — не единственный седельный тягач среди перспективных моделей; на выставке был представлен и гигантский трубовоз МАЗ—7910, который в сочетании с прицепом-роспуском рассчитан на перевозку 38 тонн труб большого диаметра. Как и 36-тонный самосвал МАЗ—7510, он образует одно семейство с четырехосным грузовиком повышенной проходимости МАЗ—543П, которое предназначено для эксплуатации на строительстве нефте- и газопроводов, сооружении гидроэлектростанций, прокладке железнодорожных магистралей. Немало было представлено на выставке и автобусов, начиная от междугородного 34-местного «ЛАЗ—699-Украина-73» («За рулем», 1974, № 11) и кончая 11-местным микроавтобусом РАФ—2203, у которого на табличке значилось «начало производства — 1975 год». Описание этой изящной и комфортабельной машины, базирующейся на ряде агрегатов «Волги», будет приурочено к этому времени.моделей будет неполным, если не упомянуть хорошо известный читателям 75-тонный самосвал БелАЗ—549А («За рулем», 1972, № 9), который был оснащен восьмицилиндровым дизелем мощностью 1050 л. с ; модернизированный вариант (ЗАЗ—969М) сельского ЗАЗ — 969 («За рулем», 1974, № 4) с 40-сильным двигателем и измененной облицовкой радиатора; санитарный автомобиль ГАЗ—24-03, созданный на базе «Волги» с кузовом «универсал»; санитарный вариант (РАФ—22031) нового рижского микроавтобуса; новый самосвал ЗИЛ-ММЗ—4501 мытищинского завода; самосвал-тягач МАЗ—511 Ас самосвальным прицепом МАЗ—847А; модернизированную «Колхиду» КАЗ—608В с новой кабиной («За рулем», 1973, № 4). Парад новой техники на ВДНХ был внушительным зрелищем, хотя, естественно, показать на одной площадке все интересные машины, разработанные за последнее время нашими заводами, не представлялось возможным. Экспонаты этой выставки — красноречивое свидетельство того, с какой энергией и энтузиазмом наши автомобилестроители неустанно ведут поиски нового, какой весомый вклад внесли они за годы девятой пятилетки в ускорение научно-технического прогресса. Г. КОНСТАНТИНОВ Фото В. Ширшова