26
27
' Iwr*^Самый распространённый знак — «Скорость. не> более S5 миль1*''И'*1Д*тч\вииэдряй|(^ирв*7) времени — среди популярных прежде автомобильных «дредноутов» все больщ*- малогабаритных машин европейского «фасона».' . ''• . : "/ !/ ;i"i;Америка сбавляет ходПутевые заметкиВсем известно, что в США культ автомобиля. Здесь самая большая по протяженности сеть автомагистралей, здесь самые мощные легковые автомобили. Может быть, поэтому первое и наиболее сильное впечатление оставляет разительное несоответствие между качествами, возможностями этих двух атрибутов дорожного движения и скоростью машин. Неплотный, но устойчивый поток разнокалиберных лимузинов, седанов, купе, универсалов неспеша течет по просторным автомагистралям, порой с четырьмя полосами в каждом направлении и воспринимается как в замедленной киносъемке. Да, автомобильная Америка в прямом смысле слова сбавила ход. Два года назад, в разгар энергетического кризиса, американцы повсеместно и независимо от категории дорог установили максимальную скорость 55 миль в час (88 км/час), а в городах35 миль в час (55 км/час). Поначалу это было встречено в штыки, особенно владельцами грузовиков. Но теперь страсти вроде бы улеглись. Больше того, как рассказывали нам представители министерства транспорта США, владельцы автотранспортных фирм увидели в снижении скоростей и свою выгоду: повысился ресурс автомобилей, упростилось техническое обслуживание, сократился расход горючего. Ну а самое главное — удалось наконец снизить число жертв дорожных происшествий, которое росло год от года. Сложившаяся в течение многих десятилетий психология американцев заметно меняется не только в части скорости, но ив отношении самих автомобилей. Если раньше американский тип легкового автомобиля — предмет национальной гордости — означал большой кузов и мощный двигатель, то теперь растет тяга к машинам европейского ти26па, компактным и экономичным. Перебои с горючим и возросшие цены на него сделали свое дело. Переживающие кризисные явления, автомобильные фирмы под влиянием изменившейся конъюнктуры и иностранной конкуренции, главным образом со стороны ФРГ и Японии, пересматривают свое отношение к маленьким автомобилям. Как пишут в газетах, «заглядывая вперед на несколько лет, многие руководители в Детройте видят сегодняшние компактные автомобили «стандартными» автомобилями завтрашнего дня». Это проблема техническая. Но куда острее социальная: за воротами автомобильных заводов и их смежников остались новые тысячи людей, пополнившие армию безработных. Что касается дорог, то им в США уделяется огромное внимание. Существует программа строительства сети федеральных дорог, проходящих по территории нескольких штатов и связывающих восток, запад, север июг страны. Их общая протяженность около 40 тысяч миль. Эти магистрали имеют от 4 до 12 полос в каждом направлении. Нам, например, показывали дороги с восьмирядным движением в одном направлении. Они как бы складываются из четырех самостоятельных четырехполосных проезжих частей (по две в каждом направлении), изолированных одна от другой газонами или солидными ограждениями, исключающими встречный выезд. Такое решение представляется весьма разумным: восемь, а тем более 12 рядов в одном направлении могли бы сделать поток трудноуправляемым, особенно при заторах, возможных происшествиях. . Высокая ровность покрытия, развязки в разных уровнях с полосами замедления и ускорения, бесчисленные указатели, расположенные по бокам и на арочных перекрытиях, ограждения, разделяющие встречные полосы в местах, где они близко сходятся, отсутствие бордюрных камней — все эти достоинства американских дорог впечатляют. В последние годы вдорожном строительстве стали широко внедряться средства пассивной безопасности. На достаточное удаление от дороги стараются перенести все, обо что может разбиться автомобиль в случае заноса, столкновения, съезда с проезжей части. Это — деревья, столбы, знаки и указатели и другой естественный и искусственный антураж дорог. А то, что убрать с разделительной полосы или обочины нельзя — опоры мостов, арочных конструкций, знаков и т. п., — ограждают отбойными брусьями или энергопоглощающими приспособлениями. В этих целях вокруг опор устанавливают полиэтиленовые или металлические бочки, наполненные водой или антифризом, мешки с песком и другие амортизирующие барьеры. При столкновении с ними даже на большой скорости гарантируется жизнь водителям и пассажирам. Интересна и конструкция бетонных ограждений между встречными транспортными потоками. Фигурный изгиб ее внутренней, обращенной к дороге стороны разворачивает колесо в сторону проезжей части, исключая прямой удар или выезд на полосы встречного движения. На дорогах очень много информационных указателей на огромных щитах, установленных на опорах сбоку от дороги или подвешенных над проезжей частью на консолях, арочных перекрытиях. «Потерять» свою дорогу или проскочить нужный поворот практически невозможно. Дорога «ведет» водителя, помогает ему своевременно перестроиться и занять нужный ряд, получить нужную информацию о дальнейшем направлении маршрута. Но все-таки в цепом американская система дорожных знаков заслуживает не только хвалебных слов. Ее основу составляют знаки, выполненные в виде надписей. Надписи запрещают, предупреждают, указывают, советуют. Те, что имеют цифровые значения, как правило, понятны. Например, знаки, лимитирующие скорость, хотя ив них много своеобразного: так, белый знак — ограничение повсеместное, желтый — ограничение местное, но постоянное (крутой поворот, ограниченная видимость и т. п.), оранжевый — временное местное ограничение скорости, например, в связи с ремонтными работами. Вообще же читать многочисленные, а порой и многословные надписи на ходу чрезвычайно трудно. А как быть автомобилисту, не знающему английского языка? Скажу откровенно, на фоне принятой в Европе системы знаков-символов, которая представляется более современной, прогрессивной и понятной, американская система знаков-надписей кажется своего рода анахронизмом. Представители министерства транспорта США сообщили нам, что вопрос о переходе на международную европейскую систему сейчас прорабатывается, однако ее введение займет немало времени и потребует очень больших расходов. Так что пока все остается по-старому, и на городских улицах многие знакинадписи просто теряются в сумятице вывесок и реклам. Нужно отметить, что иЖ«Купите автоЩ мобиль!» Подобные .: рекламные стенд ь | вст • т Речают при, щ езжающих в АмеJ | рику уже в зале - для пассажиров аэропорта.Автомобили сту за все приходится платить. Это пункт сбора платы за проезд через тоннель в Нью-Йорке.травм, определяет слабые места в конструкции и оборудовании автомобиля. Начиная с 1974 года в США действует закон, в соответствии с которым каждый автомобиль должен быть снабжен не только привязными ремнями, но и специальным сигналом, напоминающим о необходимости их застегнуть. Разрабатываются ремни с автоматическим пристегиванием водителя и пассажира, как только они займут место в машине. Наконец, в течение ряда лет проектируется автомобиль, который мог бы гарантировать безопасность сидящих в нем людей при авариях на скорости 30—40 миль в час. Словом, страна культа автомобилей и дорог интенсивно ищет пути выхода из тех осложнений и противоречий, которые породила не только сама автомобилизация. В. ЖУЛЕВ, начальник ВНИИ безопасности дорожного движения МВД СССРпо состоянию, по уходу городские улицы намного уступают дорогам. Так, в Нью-Йорке, где много хорошо оборудованных тоннелей и мостов, немало грязных, буквально захламленных улиц, покрытие которых и оборудование средствами регулирования движения далеки от совершенства. Видимо, это следствие тех финансовых трудностей, с которыми сталкиваются городские власти иком ­ мунальные органы больших городов Америки. В заключение несколько слов об автомобилях. Не об их комфортабельности и мощных двигателях, а о средствах активной и пассивной безопасности. В США существует широкая система стандартов, нормирующих требования к конструкции транспортных средств. К их тормозам, головному свету и травмобезопасным рулевым колонкам, привязным ремням, замкам дверей и т. д. Эти стандарты опираются на результаты широких научных исследований. Наряду с такими крупными государственными учреждениями, как научно-исследовательский центр федеральной администрации по безопасности дорожного движения, работают в этой области сами фирмы, выпускающие автомобили. Нам довелось побывать на полигоне «Дженерал Моторс» в Детройте. Там не только осуществляется широкая программа экспериментальных и других исследовательских работ по совершенствованию конструкции автомобилей. Фирма с помощью полиции и страховых агентств собирает сведения о дорожно-транспортных происшествиях, в которых участвовали ее автомобили, и по этим материалам изучает причины и характерзп,-^I'jiifS***"*^..*^."Г**ЙУЖ i'.tti/..«ийМЬ.-WBtmGvxiiАварии, увы, привычны и удивляют разве что детей. На этот раз, кажется, обошлось без жертв (фото вверху). Попробуйте с ходу прочитать американские дорожные знаки. Не так-то просто. А ведь информация порой очень важная. Вот эти, например, сообщают о запрещении левого поворота, изменении числа рядов в разное время суток (фото слева). Автострада. Такой конфигурации бетонные барьеры легко возвращают автомобиль на свою сторону, не причиняя ему серьезных повреждений.