ЗА СТРОКОЙ РЕШЕНИЙ СЪЕЗДАОсновной задачей транспорта является более полное и своевременное удовлетворение потребностей народного хозяйства и населения в перевозках, ускорение доставки грузов и передвижения пассажиров на основе существенного повышения мощности и качества работы всей транспортной системы, а также улучшения транспортных связей между экономическими районами страны. Из «Основных направлений развития народного хозяйства СССР на 1976 — 1980 годы»— Анатолий Евгеньевич, познакомьте. пожалуйста, читателей с объемом работ автотранспортников Белоруссии, с тем вкладом, который вносят они в народное хозяйство. — «Транспортный цех» нашего ми ­ нистерства превратился в крупную отрасль. Он обслуживает около шести тысяч предприятий, организаций и занима1 ет по перевозкам грузов и грузообороту четвертое место среди автомобильного транспорта общего пользования союзных республик. Удельный вес его в автомобильном транспорте Белоруссии (без машин сельского хозяйства) составляет: по количеству грузовиков 57%, по перевозкам грузов 84%, по грузообороту 83%. Девятую пятилетку работники автомомиллионов пассажиро-километров, а в целом за пятилетку план превышен на 1 миллиард пассажиро-километров. Общая протяженность маршрутов достигла 234,1 тысячи километров. Важно отметить, что парк не только увеличился на 1750 единиц, но и качественно обновился. Сейчас на городских маршрутах 62,3% составляют автобусы большой и особо большой вместимости. В городах и районных центрах построено 23 автостанции и шесть автовокзалов с необходимыми помещениями для пассажиров и обслуживающего персонала. Все это дало возможность полнее удовлетворять потребности народного хозяйства и населения в перевозках.ШГвяЩь ЩЗадолго ДО победы социалистической революции в нашей стране ВладимирИЛЬИЧ Ленин тачла-л ч л"»'eJ&УШВУШp**«»w*»,когда «...общество объединенных рабочих заменит автомобилями очень большое количество рабочего скота в земледелии и извозной промышленности». С первых дней Советской власти вождь партии и государства обращал самое пристальное внимание на развитие «автомобильного дела» в стране. Сегодня, в 106-ю годовщину со дня рождения В. И. Ленина мы с гордостью отмечаем, что благодаря неустанным заботам ленинской партии автомобильный транспорт давно уже стал одной из важных отраслей социалистической экономики в масштабах всей страны и каждой республики, области. Автотранспортники Белоруссии успешно справились с заданиями девятой пятилетки, намного превысив основные плановые показатели. Более чем стотысячный отряд рабочих, инженерно-технических работников и служащих, занятых в автотранспортных и промышленных предприятиях Министерства автомобильного транспорта БССР, вышел на одно из первых мест в соревновании родственных отраслей союзных республик. Сегодня труженики автотранспорта, взяв курс на повышение качества и эффективности работы, полны решимости выполнить задания первого года десятой пятилетки, внести свой вклад в осуществление решений XXV съезда КПСС. Обо всем этом рассказал министр автомобильного транспорта БССР Анатолий Евгеньевич АНДРЕЕВ в беседе с корреспондентом журнала А. Блохниным.ЕССАбильного транспорта общего пользования завершили с перевыполнением заданий по всем показателям: грузооборот увеличился почти на 70 % , пассажирооборот — на 35 % — э то значительно выше, чем в среднем по стране. Сверх плана перевезено более 4 миллионов тонн с грузооборотом 200 миллионов тонно-километров. Был взят курс на дальнейшее развитие централизованных перевозок, удельный вес которых составляет 97% °т общего объема. Этот метод позволяет благодаря научной организации (выбору оптимального подвижного состава, его работе по графикам, сочетанию перевозок и транспортно-экспедиционных операций) значительно сократить транспортные издержки и обеспечить наиболее рациональное использование техники. Заслуживает внимания опыт сотрудничества с железнодорожными станциями, речными портами и аэропортами. Наш транспорт обслуживает в централизованном порядке все станции республики, имеющие суточный грузооборот не менее десяти вагонов. Поступающие туда грузы в обязательном порядке вывозятся в течение суток — не более. Вот и сегодня (министр разворачивает широкий с дырочками перфорации листсводку, только что отпечатанную электронной машиной) сверхнормативных остатков нигде нет. Особое значение мы придаем применению контейнеров, как методу, создающему большие возможности для ме ­ ханизации погрузочно-выгрузочных работ и доставки грузов «от двери до двери» в кратчайшие сроки. В междугородном сообщении объем контейнерных перевозок составил 1,9 миллиона тонн, что дало реальную экономию народному хозяйству республики в размере 12 миллионов рублей. У нас оборудовано 25 механизированных контейнерных площадок. Это, конечно, только начало. — А нак обстоят дела с перевозками пассажиров? — За годы пятилетки пассажирский автотранспорт значительно вырос: в 1975 году автобусы выполнили 11400 — Известно, что в десятой пятилетке намечается расширить внедрение на транспорте средств автоматики, телемеханики и автоматизированных систем управления перевозками и технологическими процессами. Каковы у вас основа, фундамент для технического прогресса? — За годы девятой пятилетки у нас разработана и внедрена отраслевая автоматизированная система управления (ОАСУ «Автотранспорт»), состоящая из 12 подсистем — 117 задач, которые охватывают все стороны деятельности и уровни управления. В число этих задач входят расчеты по нормированию скоростей, по оптимизации маршрутов меж ­ дугородных и внутригородских перевозок массовых грузов, оперативному планированию, по разработке справочников кратчайших расстояний. Система «Автотранспорт» позволила механизировать обработку огромного объема транспортных и хозяйственных документов, повысить оперативность, эффективность принимаемых решений. Что это дает? Один только пример: в результате расчетов на ЭВМ расписаний движения для 40 междугородных автобусных маршрутов время нахождения автобусов в пути сократилось на 23 тысячи часов в год. Техническую базу ОАСУ в настоящее время составляют восемь электронновычислительных машин «Минск-32», 1730 вычислительно-клавишных и вычислительно-перфорационных машин, 118 телетайпов. Создано пять кустовых (областных) информационно-вычислительных центров (Гродно, Могилев, Брест, Витебск, Гомель) и Главный информационно-вычислительный центр в Минске. Большое внимание уделено разработкам периферийного оборудования для сбора первичной информации непосредственно на автопредприятиях и аппаратуры для дистанционной передачи данных. — Простите, Анатолий Евгеньевич, к ак говорится, вопрос по ходу. Как обеспечивается постоянная работоспособность системы? К сожалению, известны примеры, ногда хорошие начинания с использованием ЭВМ сводились на нет изза неквалифицированной эксплуатации. Какова эффективность вашей отраслевой АСУ?"За нашу Советскую Родину!4 • Апрель • 1976Ежемесячный научно-популярный и спортивный журнал Ордена Красного Знамени ДОСААФ СССР Издается с 1928 года — Вся имеющаяся в системе министерства вычислительная техника централизованно обслуживается по графику специально созданными передвижными мастерскими Главного вычислительного центра, укомплектованными высококвалифицированными специалистами. На создание ОАСУ «Автотранспорт» было затрачено несколько миллионов рублей. У нас расходы окупились намного раньше расчетного срока. В десятой пятилетке работа по автоматизации управления отраслью будет расширена. Применение специальных перфоприставок, а также ЭВМ третьего поколения позволит перейти к документам, одинаково понятным человеку и машине. Очень перспективна, на наш взгляд, автоматизация управления и контроля за работой автобусов на городских маршрутах. Специальные датчики, размещенные в нескольких точках, позволяют электронной машине постоянно следить за регулярностью движения. В случае сбоя она будет немедленно сигнализировать диспетчеру, а тот, имея двустороннюю радиосвязь с водителями автобусов, примет необходимые меры — вплоть до переброски машин с одной линии на другую. Появится полная объективность в оценке труда водителей: премию за регулярность «назначать» будет ЭВМ. Дополнительные удобства получат пассажиры после создания автоматизированной системы бронирования и распределения автобусных билетов междугородного сообщения. На помощь кассирам здесь также придет электроника. Отраслевая автоматизированная система управления явилась основой для перехода автомобильного транспорта республики с трехзвенной на двухзвенную структуру, при которой непосредственно подчинено министерству 19 крупных объединений — управлений и комбинатов. Реорганизация создала условия для использования преимуществ крупного предприятия, обеспечения его устойчивой финансово-хозяйственной деятельности. Ряд производственных функций, в частности организация междугородных и международных перевозок грузов, перешел непосредственно к центральному аппарату министерства. (К слову сказать, сам Анатолий Евгеньевич год назад окончил институт управления народным хозяйством, защитив выпускную работу на тему «Совершенствование управления в системе автомобильного транспорта Белорусской ССР».) Еще одно мероприятие было направ-лено на ускорение технического прогресса: а середине девятой пятилетки создано производственно-техническое объединение «Автотранстехника» (ныне оно преобразовано в научно-производственное объединение). В его состав входят Белорусский научно-исследовательский и технологический институт автомобильного транспорта, Центральное проектно-конструкторское бюро и бобруйский опытно-механический завод. Коротко о сути работы этого объединения. Оно осуществляет законченный комплекс работ по совершенствованию перевозок, созданию средств новой техники и передовой технологии в эксплуатации автомобилей, начиная от исследовательских и конструкторских разработок и заканчивая централизованным серийным изготовлением оборудования и приборов, шефмонтажом, отладкой, обучением кадров, — иными словами, широким внедрением в производство. Сама жизнь, практика всей работы подсказала этот эффективный путь ускорения технического прогресса в отрасли. В среднем сроки реализации технических новинок от начала исследований до внедрения сократились на полтора-два года. Удалось добиться того, что даже самыми сложными из них потребности отрасли в республике полностью обеспечиваются за три года и не более. Тщательный анализ практической эффективности новой техники потребовал изменить ход ее внедрения. Распределение новинок «россыпью» по множеству предприятий значительно уменьшало их отдачу. И мы пошли по другому пути. За два последних года усилиями объединения «Автотранстехника» комплексно реконструировано 27 крупных предприятий, на которых приходится более половины объема всей транспортной работы нашего министерства. За 1972—1975 годы объединением разработано и внедрено в производство 60 технологических процессов, 200 наименований высокопроизводительного оборудования, приборов, устройств и оснастки, 2430 единиц специализированного подвижного состава. Отдача — 1,3—1,5 рубля на рубль произведенных затрат. — Назовите, пожалуйста, наиболее эффективные разработки объединения. — Прежде всего хотелось бы отметить создание специализированных комплексов, признанных, кстати, изобретением, для механизации трудоемких и часто повторяющихся работ по замене агрегатов и узлов большегрузных автомобилей и автобусов при их техническом обслуживании и ремонте. Уделено особое внимание максимальной механизации замены агрегатов, которые порой весят полтонны. И вот результат: затраты труда на эти операции снизились в 2,5—3,5 раза, намного улучшились условия труда рабочих. А комплект оборудования и оснастки для механизации работ на линиях технического обслуживания с маркой нашего объединения снижает трудоемкость ТО-1 на 25% и ТО-2на 14% по сравнению с нормативом. Лучше всего, если вы побываете в минском автомобильном транспортноэкспедиционном комбинате № 5. Здесь трудится более полутора тысяч человек. Не так давно коллектив обжил новый комплекс производственных помещений. Всюду чистота, цветы. Но, пожалуй, наибольшее моральное удовлетворение работники комбината получают от предельной четкости в организации дела. Посреди просторного ремонтного цеха высится стеклянный куб центра управления производством (ЦУП). Это не модернизированная диспетчерская. ЦУП избавил мастеров и ремонтных рабочих от бесконечного выписывания необходимых для ремонта запасных частей. Теперь их можно заказать по радиопереговорным устройствам из любой точки цеха, включая канавы. Оператор ЦУПа по внутреннему телетайпу передает заявку на склад, и эта телетайпограмма приобретает силу материального документа. В центре управления производством есть многопозиционное реле, следящее за тем, соответствует ли время нахождения автомобиля на ремонтном посту нормам. В случае просрочки автоматический страж регламента сразу доложит об этом начальнику ЦУПа. — Расскажите, Анатолий Евгеньевич, что предпринято ,и предпринимается для улучшения условий труда водителей на линии. — Прежде всего, конечно, организация отдыха в пути. В Белоруссии на основных направлениях построена 21 путевая гостиница для водителей, обслуживающих централизованные перевозки. Их общая вместимость 418 мест. Это, безусловно, мало — ведь пользуются ими водители разных республик, везущие груз по накладной с красной полосой. Поэтому мы продолжаем расширять сеть таких гостиниц. Большое внимание уделяем оказанию технической помощи в рейсе. Приказом по министерству всем территориальным управлениям и комбинатам она вменена в обязанность независимо от ведомственной и территориальной принадлежности машин. Но в этом деле, к сожалению, по-прежнему слабым звеном остается связь. — Анатолий Евгеньевич, не могли бы вы коротно сказать, как встречено автотранспортниками республики Постановление Центрального Комитета КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ «О Всесоюзном социалистическом соревновании за повышение эффективности производства и качества работы, за успешное выполнение народнохозяйственного плана на 1976 год». — Первый год десятой пятилетки начался в атмосфере всеобщего трудового подъема, вызванного подготовкой к XXV съезду КПСС. Сейчас десятки тысяч водителей, рабочих, инженеров, служащих автотранспорта, вдохновленные решениями партийного съезда, развернули соревнование за повышение производительности труда, лучшее использование техники, рост качественных показателей. Это вселяет уверенность в то, что задачи, стоящие перед автотранспортом республики, будут выполнены. А задачи серьезные. Расчеты показывают, что за 19761980 годы грузооборот автотранспорта должен возрасти примерно на 60%. Предусматривается значительно увеличить применение большегрузных автопоездов, в том числе МАЗ и КамАЗ. Дальнейшее развитие получат пассажирские перевозки. В первых рядах соревнующихся идут коллективы минского городского управления грузового автотранспорта, автокомбината № 2 гомельского автоуправления, автоколонны 2411 минского городского управления автобусного транспорта, автокомбината № 2 гродненского автоуправления. 3