ЧтшкшМ-ИСПЫТАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТРИллюстрации — из фототеки полигона и фотохроники ТАССт111! Схема полигона: 1 — грунтовая равнин^ ная дорога; 2 — динамометрическая дорога; з — скоростная кольцевая дорога; 4 — Jl^'ilff ая - K aMePaL5 - трек со сменными препятствиями; 6 — специальные испытательные дороги; 7 — трасса для оценки управляемости и комфортабельности автомобилей; 8 — грунтовая холмистая дорога; 9 — мелководная ванна; 10 — корпуса лаборатории, гаражей, мастерских; 11 — глу2nnSSIfu,. д ° Р ° г а : 13, 15 испытательные подъемы; 14 — песчаный участок. ЗА СТРОКОЙ РЕШЕНИЙ СЪЕЗДАПовысить эффективность и качество научных исследований. Обеспечить дальнейшее совершенствование форм связи науки с производством. Ускорить внедрение научных достижений в народное хозяйство. Из «Основных направлений развития народного хозяйства СССР на 1976 — 1980 годы»ОТРАСЛИ1. КамАЗы прошли по дорогам полигона в общей сложности более 4 миллиоI II нов километров. 2. Экзамен на бездорожье. Р")ГП»уа ди т3 - «Москвич — 412» прохо•.- •*• мелководную ванну — проверку на герметичность. 4. Испытания на управляемость. 5. Тест на опрокидывание. 6. На специальном участке дороги машина идет без водителя — этим грузовиком управляет автомат. 7. На полигоне испытывают автомобили из братских стран. «Трабант» на так называемой бельгийской мостовой.Наша автомобильная промышленность вступила в пятилетку повышения эффективности и интенсификации общественного производства. С каким багажом пришла она к этому рубежу? За минувшее десятилетие практически обновлен весь типаж машин, постоянно совершенствовались их конструкции и эксплуатационные качества. Сегодня мы выпускаем автомобили свыше 340 моделей и модификаций. Эти автомобили соответствуют требованиям нашего народного хозяйства и пользуются все возрастающим спросом на зарубежных рынках. Свыше трети всех машин сходит с конвейера с почетным пятиугольником — государственным Знаком качества. XXV съезд КПСС наметил для отрасли новую программу. В автомобилестроении растет доля автобусов для общественного транспорта, автомобилей большой грузоподъемности, прицепов и полуприцепов, самосвалов и автопоездов для горнодобывающей промышленности, легковых машин повышенной проходимости для села, газобаллонных машин для города. Обеспечить им более высокие, чем сегодня, качественные показатели, современный технический уровень — задача, рассчитанная на ускорение темпов научно-технического прогресса в автомобилестроении. Новая обширная программа на всех этапах разработок требует использования современного арсенала научных и технических средств. На этих страницах речь пойдет о деятельности автомобильного полигона НАМИ в Дмитрове, через который проходит каждая модель автомобиля, выпускаемая в нашей стране. Это один из важнейших научно-исследовательских центров автомобильной промышленности. На полигоне, как в фокусе, сконцентрировано все, что сделано автопромышленностью в минувшей пятилетке. Здесь можно увидеть и то, что должно появиться на дорогах в ближайшие годы, — прототипы моделей десятой пятилетки и даже более далекого будущего. О разносторонней работе этой крупнейшей экспериментальной базы отрасли рассказывает ее руководитель — директор Центрального научно-исследовательского полигона ' НАМИ Валентин Александрович АНУФРИЕВ. машину с ресурсом 300 тысяч километров на дорогах общего пользования, надо иметь в запасе два-три года. Полигон позволяет получить объективные данные о модели в самые сжатые сроки — порой в 20 раз более короткие, чем при старых методах. Главное его преимущество можно сформулировать так: возможность сопоставимой, достоверной (близкой к условиям эксплуатации) и быстрой оценки параметров и показателей автомобиля в целом, его агрегатов и деталей. Полигон НАМИ, вступивший в строй в 1965 году, — один из наиболее круп ных в Европе и Америке и технически оснащенных центров для всесторонних дорожных испытаний и исследований автомобильной техники. По дорогам полигона идут автомобили разных марок — модификации КамАЗов, новые модели «жигулей» и даже электромобили. В наших технических кабинетах есть прототипы газотурбинных двигателей, роторных, поршневых, оригинальные электронные системы подачи топлива, экспериментальные образцы новых гидропередач и многих узлов. В многочисленных наших лабораториях идет напряженная работа над самыми актуальными задачами — повышение м безопасности автомобиля, его ком фортабельности, снижением токсичности выхлопных газов и многими другими. Дмитровский полигон продолжает развиваться и будет дополняться новым комплексом испытательных сооружений — таковы требования растущей отрасли. Мы непрерывно строимся, и не только в Дмитрове. Через три года должен начать действовать наш филиал в городе Сусумане Магаданской области. Он призван сыграть большую роль в создании автомобилей для Крайнего Севера, что является одной из задач десятой пятилетки.Зачем нужен полигонВ наш автомобильный век об автомобиле судят легко — и водитель, и пассаж ир , и даже школьник. В то же время для специалистов очевиден . тот факт, что автомобиль — категория синтетическая: и техническая, и экономическая, ставшая средоточием многих проблем, в том числе социальных. И в этом плане очень важно оценить замысел конструкторов, которые при создании каждой отдельной модели учитывали множество условий и шли порой на технические компромиссы, чтобы выполнить главную задачу — создать надежную машину, удовлетворяющую целому ряду специфических требований. Автомобильная промышленность не может существовать без испытательного центра, который мы сегодня рассматриваем как одно из обязательных звеньев на пути новой модели от чертежной доски до конвейера. Ш ироко известны по кадрам кинохроники и фотографиям в прессе эксперименты на «живом» образце — столкновение с бетонной стеной, пылевые камеры, водные ванны и т. д. Но это лишь видимая часть той большой и глубокой исследовательской работы, которая постоянно идет в лабораториях и на дорогах полигона и составляет его будни. Эта работа выражается в итоговой оценке новой модели, которой специалисты дают или не дают (да, бывает и так) путевку в жизнь. Без трудоемких дорожных испытаний нельзя обойтись, создавая современный автомобиль. При всей мощи расчетного аппарата на стадии конструкторских разработок и стендовых испытаний отдельных агрегатов и систем нельзя в полной мере оценить такие важные качества будущей машины, как скоростные свойства, надежность или топливная экономичность. Из сказанного ясно, что нужны испытания. А существовавшей до недавнего времени системы доводки автомобиля на дорогах общего пользования уже недостаточно. Почему? При нынешних масштабах автомобильного производства, стремительных темпах развития науки и совершенствования техники, небывалом росте транспортных потребностей народного хозяйства каждый день старит не родившийся еще автомобиль. Нужны соответствующие времени темпы испытаний. И обеспечить их может только полигон. Например, чтобы испытатьПолигон — инженерное сооружениеСреди зеленых равнин и холмов под Дмитровом (ландшафт, типичный не только для нашей средней полосы) раскинулась 90-километровая сеть дорог. Климатические условия полигона выбирались именно с тем расчетом, чтобы они были типичными для большей части районов страны. Испытания под Дмитровом идут круглый год — на дорогах, стендах ив специальных камерах, где можно создать условия, приближающие13г ся к самым разнообразным условиям эксплуатации. Конечно, параллельно проводятся и пробеговые испытания: скажем, в Средней Азии или в Якутии. И такие пробеги, как каракумский, сорокалетие которого недавно отмечалось, сегодня, — рядовой случай из жизни любого завода отрасли. Сложность испытаний у нас объясняется разнообразием климатических условий не только нашей страны. СССР экспортирует автомобили в 75 государств, и мы должны гарантировать им хорошую работу. Полигон — крупнейшее инженерное сооружение. На территории площадью более 35 квадратных километров проложена развитая сеть дорог, построена производственная база с лабораториями, оснащенными современным оборудованием и приборами. Всего в составе полигона — 25 испытательных сооружений. Их расположение видно на прилагаемой схеме. Скоростная кольцевая дорога (14 километров) со спусками, подъемами и виражами позволяет испытать автомобиль в длительных пробегах на скоростях более 200 км/час. Она воспроизводит лучшие современные автострады. Булыжная кольцевая (8,3 километра) с неровностями разбитых дорог создает тяжелые по нагруженности условия, в которых можно ускоренно провести испытания на надежность и долговечность. Динамометрическая дорога (5,6 километра) с прямым горизонтальным участком служит для определения тяговоскоростных показателей, устойчивости и управляемости автомобилей всех типов, их тормозных параметров. Кольцевая грунтовая (18,5 километра) воспроизводит типичную проселочную дорогу в холмистой местности с поворотами, подъемами и спусками, на которой можно интенсивно нагрузить автомобиль и получить в короткий срок износ его ходовой части. Тяжелая грунтовая (14 километров). Специальные дороги (10,5 километра) включают сеть участков типа «стиральная доска» (бетонное покрытие с регулярно расположенными волнами); «бельгийская мостовая» (неровное покрытие из брусчатки); «короткие волны» (дорога с синусоидальными волнами высотой 180 мм); шумосоздающая дорога (из брусчатки и булыжника). Все эти участки имитируют разнообразие дорожных покрытий и дают возможность форсированными темпами добиться износа ходовой части и несущей системы машины. Особая роль у шумосоздающей дороги — она позволяет оценить звукоизоляцию и шумность машины. Комплексы подъемов включают участок горной дороги. Есть на полигоне «трек» со сменными (их можно смонтировать, убрать, заменить) неровностями, где испытывают на прочность рамы и кузова. Этот участок считается самым вредным для испытателя — по нагрузке, вибрациям и т. д. Здесь в кабинах автомобилей водителей нет. Они находятся за пределами трека, а машинами управляют при помощи беспроводной дистанционной системы. В глубоководном и мелководном бассейнах мы проверяем кузова на герметичность, способность машин преодолевать броды. Есть у нас и «грязевая ванна», «пылевая камера». Есть аэродинамическая установка для создания бокового ветра. Она имитирует реальные условия14на шоссе, когда автомобиль выходит из лесного массива на открытую местность и его неожиданно начинает сносить. Этот участок — из серии испытательных сооружений, конечная цель ко торых — безопасность конструкции автомобиля. Дороги полигона уникальны, они — плод инженерной фантазии и точного расчета. Их прокладывали в дмитровских лесах рабочие Министерства транспортного строительства СССР. Разработку технических требований и контроль за строительством осуществляли сотрудники НАМИ.Полигон сегодня и завтраПроблемы, над которыми работает полигон в десятой пятилетке, определены главными задачами, поставленными перед автомобильной промышленностью в целом. Как и раньше, мы будем решать их совместно с заводами, и прежде всего с ЗИЛом, ВАЗом, ГАЗом, АЗЛК, а в общей сложности в контакте с 60 предприятиями, в том числе других отраслей, с учеными различного профиля — химиками, медиками, нефтяниками, специалистами по электронике... Во главе угла стоит качество автомобилей, оцениваемое, естественно, в условиях эксплуатации. В десятой пятилетке мы будем продолжать нашу борьбу за долгий век автомобиля. Надо сказать, прошедшие годы отмечены большим шагом вперед в повышении ресурса, то есть в увеличении срока службы машин до капитального ремонта. Сейчас он доведен по многим моделям до технически и экономически обоснованного предела. Нам предстоит обеспечить равнопрочность конструкций, добиться ресурса узла и агрегата с минимальными регулировкой и ремонтом, без вскрытия их. А в среднем — снизить на 20% трудоемкость обслуживания и ремонта машин. Очень важно добиться снижения веса и расхода топлива, что невозможно без решения многих конструкторских и экономических задач. Особое место занимают проблемы, выдвинутые стремительной автомобилизацией, и прежде всего — связанные с безопасностью движения. Это и разработки по важнейшей теме «Система автомобиль — человек — дорога» в целом, охватывающей комплекс вопросов — технических, медицинских и организационных. Это и испытания на безопасность конструкций по всем типам автомобилей в свете перспективных требований. Мы много работаем над повышением тормозных свойств прицепного состава, что особенно важно в связи с курсом на развитие автопоездов. Предстоит решить, например, такую конкретную задачу: исключить возможность «складывания» автопоездов на мокрых и заснеженных дорогах. Внедрение эффективных тормозных систем, в том числе с антиблокировочным устройством, повышение устойчивости и управляемости автомобиля, эргономические исследования, сохранение жизненного пространства и уменьшение перегрузок для водителя и пассажир ов , — такие работы ведутся в самых широких масштабах и для всех типов автомобилей. Большие исследования поискового плана посвящены безопасности грузовиков и автобусов. У нас автобусные перевозки непрерывно развиваются, и мы участвуем в разработке рекомендаций,касающихся автобусов, — скажем, эвакуации пассажиров во время опрокидывания, пожарной безопасности. Попутно замечу, что поггигон вырабатывает нормативы, обретающие силу закона, когда они принимают форму ОСТ и ГОСТ. Что касается легковых автомобилей, то здесь наши исследования направлены на улучшение всего комплекса показателей машины, начиная с улучшения скоростных свойств и топливной экономичности, надежности и кончая комфор том. Благодаря всем этим мерам в минувшей пятилетке наши легковые автомобили были доведены до уровня требований безопасности, принятых отраслевыми стандартами и международными правилами. В частности, совместно с объединением «Норма» мы завершили работу над конструкцией отечественных ремней безопасности. Сегодня мы не можем не учитывать в своих исследованиях результатов взаимодействия автомобиля сокружающей средой в самом широком смысле. Имеется в виду не только борьба за «чистый воздух», то есть снижение токсичности отработавших газов. Нам приходится думать ио шумоизоляции внутри машины, и об изоляции горожан от автомобиля. Результаты работы полигона совместно с заводами в области безопасности движения и снижения токсичности выхлопных газов выразились в том, что нашим «жигулям» и «москвичам» присвоен знак «Е» — свидетельство соответствия европейским нормам безопасности. Мы опираемся в своих исследованиях на новые статистические и экспертные способы оценки изделий и их свойств, используем достижения электронных и других видов измерений, вычислительную технику. На этой базе мы создали современную методологию испытаний автомобиля, его агрегатов и систем. В результате комплекса испытаний, проведенных полигоном совместно с автозаводами, за годы девятой пятилетки поставлены на производство 44 модели грузовых и легковых автомобилей, отвечающих требованиям народного хозяйства. На дорогах полигона прошел уже более 4 миллионов километров автомобиль КамАЗ. Основной объем испытаний был выполнен нами с заводом имени И. А. Лихачева и ярославским «Автодизелем». Центральный научно-исследовательский полигон НАМИ стал комплексным испытательным центром и для стран СЭВ. Совместно с их автомобильными фирмами на дмитровском полигоне проводятся испытания, доводка и совершенствование моделей, новых и серийных, выпускаемых в ЧССР, ГДР, ВНР, ПНР. Опыт Советского Союза используется этими странами и при разработке проектов собственных полигонов. У нас испытываются также образцы зарубежной автомобильной техники, предназначаемой для закупки в значительных количествах. Новые задачи, вставшие перед автомобильной промышленностью в десятой пятилетке, требуют от нас, экспериментаторов, и дальше совершенствовать методы форсированных испытаний, разрабатывать новые. Испытатели работают сегодня над тем, что должно появиться в отрасли завтра. В. АНУФРИЕВ