ЗА СТРОКОЙ РЕШЕНИЙ СЪЕЗДА...предусмотреть... всемерное развертывание социалистического соревнования, движения за коммунистическое отношение к труду, распространение передового опыта... Из «Основных направлений развития народного хозяйства СССР на 1976 — 1980 годы»ТАКИЕЗакончив утренний развод, Цветков прошел через плац, — только что здесь стоял строй курсантов — заглянул в гаражи, осмотрел пункт технического обслуживания, открытую стоянку машин. Во всем ощутил он привычное начало учебного дня. Вот в сторону контрольно-технического пункта стали вытягиваться учебные машины. Первым проследовал ГАЗ—66, за ним ЗИЛ—130, ГАЗ53 — сорсем еще новые, поблескивающие на утреннем солнце свежей краской. Сейчас они пройдут через КТП, обогнут учебный корпус и направятся па своим маршрутам — одни на городские улицы, другие — на автодром. Сегодня начальник автошколы остался доволен выправкой строя на разводе, четким выходом автомобилей. Прошедший еще не так давно армейскую закалку, Виктор Борисович Цветков высоко ценит порядок. Вместе со своим предшественником майором запаса Николаем Константиновичем Козловым он приложил немало усилий, чтобы коллектив школы, прежде всего курсанты, которые готовятся к солдатской службе, приучали себя к организованности. Когда скрылся из вида последний автомобиль, Цветков вошел в здание. Его по-уставному приветствовал дневальный. В вестибюле тишина, воинский порядок. Начался трудовой день. Еще один день в этом ответственном, наполненном большими событиями году — году XXV партийного съезда, начала новой пятилетки. В своем кабинете Цветков вглядывается в пункты социалистических обязательств, взятых на новый учебный год. Рабочий экземпляр — он всегда под руками — испещрен пометками. Цветным карандашом подчеркнут первый пункт: «Полностью и высококачественно выполнить задание по подготовке специалистов для Советских Вооруженных Сил. Настойчиво улучшать политико-воспитательную работу, добиваться, чтобы все курсанты учились на «хорошо» и «отлично», имели прочные практические навыки по специальности, боролись за право быть награжденными знаком «За отличную учебу». Для начальника автошколы высококачественное выполнение задания имеет массу конкретных слагаемых. В сущности, это все, чем живет сегодня школа. Это и материальная база, и методическое мастерство преподавателей, и готовность автомобилей к выходу на линию, обеспечение стопроцентной посещаемости курсантами занятий... И в конечном счете — их глубокие технические знания, высокие моральные, физические качества, необходимые для военной службы. Из всех слагаемых Цветков выделяет практические навыки своих питомцев. Сегодня для него, для всего коллектива — это забота номер один. Тренировать и тренировать ребят за рулем — в тренажерном классе, на автодроме, благо они есть, на городских и загородных трассах, вырабатывать уверенность, грамотность в вождении автомобиля, в знании и соблюдении Правил дорожногодвижения. В последние месяцы подналегли основательно. И результаты заметны. Теперь важно их закрепить. Цветков приглашает к себе заместителя начальника школы по учебно-производственной части: — Василий Иванович, как у нас дела с подготовкой к пробегу? — Маршрут разработан, на все три дня расписаны контрольные задачи, намечены пункты отдыха, ночевок, места прохождения дымовых завес и «зараженной» местности. Готовим запасы горючего, утрясаем вопросы питания, прочие хозяйственные дела, — докладывает Иванов. Учебно-контрольный пробег будет своего рода итогом занятий для большинства учебных групп перед государственными экзаменами. — Значит, все нормально, — р езюми ­ рует Цветков. На минуту задумывается и решает напомнить (сработала привычная педантичность): — Надо только, чтобы это не помешало текущим занятиям. Сегодня перед разводом я говорил с Андреевым, Курочкиным и Михеевым. Посоветовал им побольше вводных давать. В дороге и на автодроме устраивать «неполадки», — Цветков уже втягивается в преподавательские дела.— Пусть курсанты самостоятельно ищут, как Заведено, — перебои в зажигании, перегрев воды, нарушение подачи бензина в карбюратор... М ожнои другие «хитрости» придумать... А в общем, вот что, — снова начальнические заботы , — давайте-ка соберем методическое сове- нов... Больше половины из девятнадцати инструкторов — бывшие курсанты, военные автомобилисты. Многое постиг, многому научился у опытных коллег и Виктор Цветков. Выдвинули на должность заместителя начальника автошколы по учебно-производственной работе. И здесь он продолжал совершенствоваться. Начальник школы Николай Константинович Козлов (ныне он на руководящей партийной работе) щедро делился опытом, помогал своему заму во всех делах. Вместе они поставили смелую по тому времени задачу: не просто выбраться из отстающих — обогнать по всем показателям передовые вДОСААФ своей республики автошколы — альметьевскую и казанскую. Мобилизовали коллектив. И добились своего. Сейчас зеленодольская образцовая — лучшая в Татарии. А на очереди строительство общежития для иногородних курсантов — последнего крупного объекта. Он завершит создание учебного комплекса ДОСААФ . Начальник школы предвидит немало трудностей со строительными материалами, рабочей силой, специалистами. — Это сами решим, — рассказывает он, — здесь удастся договориться, а тут вот придется идти в горком партии, в горисполком. Поддержат, обязательно поддержат, ведь всегда помогали! По 20 часов обязались отработать на общественных началах курсанты — тоже немалый плюс. Будет общежитие,.. Телефонный звонок прерывает размышления. Важное приглашение в Казань на совещание, как раз по итогам соцсоревнования за первое полугодие. Надо хорошенько подготовиться. Этим он займется вечером. А сейчас пора просмотреть почту. Ага, вот конверт со штемпелем «воинское». Цветков всегда вскрывает такие письма первыми. «Здравствуйте, Виктор Борисович, преподаватели и молодые курсанты, — читает начальник школы. — Пишут вам бывшие выпускники Никитин и Романов. Нам посчастливилось проходить службу в автомобильной части. Доверили новую технику. Уже не раз выезжали на полевые занятия. Выполнили задачу хорошо. Знание автомобиля, которое мы приобрели в автошколе, очень нам пригодилось. Спасибо за науку всем преподавателям. Желаем курсантам нового набора успехов в учебе. Пусть получше изучают устройство и эксплуатацию автомобиля, это очень понадобится, когда они будут служить в рядах Советской Армии». Цветков аккуратно кладет письмо в отдельную папку, заведенную для переписки с выпускниками. Завтра в двух группах он должен провести политинформацию, весточка от Романова и Никитина очень даже кстати. Пусть курсанты нового потока знают, как несут службу их предшественники. Вообще в школе воспитание уважения к водительской профессии стало теперь доброй традицией. И преемственность передается от курсанта к курсанту, от отца к сыну, от брата к брату. Отслужив в армии, многие возвращаются в родной город и, конечно, приходят к своим наставникам. А это, пожалуй, самая высокая награда за их благородный труд. А. ШМАРОВ, спецкор «За рулем» Татарская АССР, г. Зеленодольск7щание, обсудим еще раз вопрос о практической подготовке курсантов... Оставшись один, Цветков задумывается над социалистическими обязательствами. «Систематически совершенствовать материально-техническую базу школы, широко внедрять в практику технические средства обучения. Активно участвовать в рационализаторской и изобретательской работе»... Есть над чем подумать и есть что вспомнить начальнику школы. Всякое тут было раньше. Когда пришел сюда бывший старшина автороты комсомолец, Виктор Цветков на должность мастера производственного обучения, все хозяйство школы умещалось в шести классах-развалюхах... Открытое партийное собрание. Бой рутинерам и бездельникам. Сейчас еще в памяти горячие выступления Николая Пигалова, Валентина Коклихина, Крысиных — сына и отца. Говорили о том, что нечего ждать, пока готовенькое все преподнесут, что надо самим своими руками делать пособия, есть же светлые головы, стоит только зажечь рационализаторов... Теперь Цветкову кажется странным: ведь приходилось когда-то спорить о вещах совершенно, казалось бы, бесспорных: нужны или не нужны, например, электрифицированные стенды, разрезные действующие агрегаты. А ведь противники были. Преодолели все-таки их инертность. Перво-наперво привели в порядок учебные автомобили: двенадцать отремонтировали, четыре восстановили. Вскоре развернули строительство двухэтажного учебного корпуса — площадь-то 700 квадратных метров с лишним. Это было в 1971 году. Начали пятилетку, как говорится, с засученными рукавами. Стройка для коллектива стала главным объектом. Пока она разворачивалась, руководители, преподаватели изучали опыт передовых учебных коллективов. Надо было выбрать самое ценное, самое новое, чтобы внедрить у себя. Бывший начальник школы Н. К. Козлов поехал в Москву в краснопресненскую школу, Цветков с О. В. Индюковым — в таганрогскую и киевскую. Какого труда и изобретательности стоило оборудование новых классов и лабораторий! В стороне не остался никто. Новая учебная техника потребовала от преподавателей новых знаний и навыков. Обратились за помощью к соседу — в Васильевский автотранспортный техникум: там была хорошая база и опытные люди. Директор техникума Гумир Ахатович Ахатов с готовностью откликнулся на просьбу. Первыми стажировку прошли Индюков, Пигалов, Трутнев, Волков. Потом был составлен график переподготовки других инструкторов и преподавателей. Так решался кадровый вопрос. Еще раньше расстались с нарушителями трудовой дисциплины (были и такие). Ушли по доброй воле те, кто не мог работать в новых условиях. Пришли молодые, энергичные люди, энтузиасты. Олег Индюков, братья Евгений и Николай Горячевы, Евгений Батуев, Владимир Калмыков, Александр Миро