Страничка мотоциклистаКак лучше сохранить цепьПочти у всех современных мотоциклов крутящий момент от двигателя на заднее колесо передает цепь. Популярная некогда карданная передача из-за сложности, большого веса и дорогостоящего производства сохраняется ныне только на тяжелых мотоциклах с противолежащими цилиндрами двигателя. Там она удобно компонуется, благодаря тому что коленчатый вал лежит в продольной плоскости машины, к аки кардан, что обеспечивает удобную их связь. Есть у цепи один существенный недостаток — по долговечности она намного уступает карданной передаче, а внимания требует больше. Особенно сильно цепь изнашивается на мотоциклах, где она не защищена от грязи, воды и пыли. В этом убедились многие владельцы «ИЖ—Планеты-спорт», на которой по объективным причинам, как иу ряда других машин, цепная главная передача выполнена открытой. Многочисленные исследования, проведенные различными фирмами, показали, что, если мотоцикл предназначен не только для автострад, цепная передача на нем должна быть заключена в кожух. Таковы все дорожные ИЖии «ковровцы» последних десятилетий, новые модели минского завода, многие' зарубежные машины. Однако нельзя забывать, что цепь надежно служит, пока цел кожух. Если на покрытую смазкой цепь попадает пыль, то она изнашивается столь же быстро, к ак совершенно открытая и ничем не смазанная, а иной раз и быстрее. Это подтвердил в недалеком прошлом печальный опыт многих владельцев новых мотоциклов ЯВА модели «634» первых выпусков. Конструкция его защитных кожухов, которые представляют собой замкнутое кольцо, заполненное смазкой, великолепна. Цепь нигде не выходит в открытые или полуоткрытые 34полости — здесь не к чему придраться. Но... резиновые кожухи довольно часто разрывались, даже в период обкатки. Не станем анализировать причины — завод-изготовитель их устранил в прошлом году, и сейчас жалоб практически нет. Роль кожухов существенна: на нашем мотоцикле, прошедшем к настоящему времени свыше 26 000 километров, цепь вытянулась необычайно мало — мы сдвинули ось колеса назад пока всего на 6—7 мм! А мотоцикл эксплуатировался и проверялся в труднейших условиях вместе с «Планетой-спорт» *. В то же время те, кто ездил на новых ЯВАХ с порванными чехлами, жалуются на очень быстрый износ передачи. И понятно: недаром многие опытные мотолюбители, владельцы ИЖ — 4 9 , на которых чехлов нет, считают, что если цепь специально не «варить» в графитной смазке, то лучше уж поставить на мотоцикл совершенно сухую, ничем ее не смазывая снаружи. И такая блестящая цепь служит Лучше «смазанной», покрывшейся жирной грязью. Однако классические, описанные во многих книгах методы «проварки» цепи в графитной смазке довольно хлопотны, и нам еще не встречались люди, которым это занятие нравилось бы. Поэтому его под разными предлогами избегают и... мажут снаружи! Когда в группе мотолюбителей начинается разговор о вытягивании цепи, некоторые понимают это буквально. Так себе и представляют: под действием нагрузки каждое звено ее растяги* См. «За рулем», 1976, № 3.вается, и в итоге удлиняется вся цепь. Успокоим таких товарищей: нагрузки здесь рассчитать совсем несложно, и конструкторы с этим легко справляются. Ни на одном мотоцикле растяжения звеньев с остаточной их деформацией не происходит, — если бы это допускалось, цепи рвались бы при первых выездах. Кроме того, при такой картине удлинения никакой разницы не было бы между закрытой и открытой конструкциями, а она, к ак мы уже говорили, довольно значительна. Итак, удлинение цепи объясняется износом ее сочленений (примерно так, как это показано на рис. 1). Другой фактор, существенно сказывающийся на долговечности цепи, — ее натяжение. Главное требование состоит в том, чтобы чрезмерным натяжением не перегрузить подшипники звездочек. Вспомним: поскольку ось вращения ведущей звездочки не совпадает с осью качания задней маятниковой вилки, натяжение цепи меняется в зависимости от положения вилки; нажмите на заднюю часть мотоцикла — и вы в этом убедитесь. В то же время, если вы, подняв мотоцикл на центральную подставку, станете вращать заднее колесо, контролируя натяжение цепи, то заметите, что в некоторых положениях она натянута сильнее, а в других слабее. Это объясняется как неравномерным износом звеньев, так и возможным биением обеих звездочек. Поэтому, регулируя цепь, сначала находим, вращая колесо, положение наибольшего натяжения и только тогдаРис. 2. Цепь максимально натягивается при ходе колеса вверх (а, ЯВА) или вниз (б, «ИЖ—Планета-спорт»). Рис. 1. Удлинение цепи происходит из-за износа ее сочленений.Рис. 3. Характерный износ зубьев звездочки, непригодной для дальнейшей эксплуатации.