36
37
В МИРЕ МОТОРОВВЫНУЖДЕННЫЕ ПЕРЕМЕНЫАвтосалоны во Франкфурте, Париже и Лондонеэлектромобилям соперничать с автомобилями. Всерьез озабоченные спадом интереса покупателей к моделям, уже стоящим на производстве, отдельные фирмы (ФИАТ, «Остин», БМВ. «Волво») начали интенсивно работать в области повышения долговечности несущих кузовов. Сейчас уже предприняты попытки создания защитных пластиковых покрытий для кузовов. Но, может быть, наиболее интересный путь избрал завод «Порше». Совместно с металлургическим концерном «Тнссен» он разработал технологической процесс двустороннего горячего (при температуре 900°) цинкования стального листа и точечной электросварки выполненных из него панелей кузова. Толщина слоя покрытия равна 0,02 мм. Как результат, «Порше» дает шестилетнюю гарантию на то, что кузов не будет корродировать. Почему этот процесс не применяют другие фирмы? Помимо патентных ограничений, серьезным препятствием является его высокая себестоимость. Не надо при этом забывать, что годовой выпуск «Порше» мал — около 10 тысяч штук — и это дорогие спортивные модели (вчетверо дороже самого дешевого «Фольксвагена»). Если экономичность и долговечность являются двумя главными приманками для покупателей, то не менее важными чертами, на которые фирмы сейчас начали делать акцент в своих новых моделях, стали комфортабельность и универсальность применения. Очень многие заводы включили в качестве стандартного оборудования моделей, предназначенных для наибольшего распространения, фары с йодным наполнителем (СИМКА-1307). обогреваемое заднее стекло («Триумф-ТР7», «Лянча-бета-ХПЭ», СИМКА-1307), стеклоочиститель заднего стекла («Лянча-бета-ХПЭ» и «Ситроен-ЦИкс-бреак»), сиденья с подголовниками, стеклоочистители фар, приборы с днгитальными (цифровыми, а не стрелочными) указателями. Несколько лет назад эти конструктивные детали встречались на ограниченном количестве моделей более высокого класса. Много сторонников в последнее время обрели кузова с нечетной (третьей или пятой) дверью. Вслед за «Рено» их начали делать «Пежо», ФИАТ, «Фольксваген», СИМКА, другие известные фирмы. Такая конструкция кузова расширяет возможности применения машины, что импонирует многим автомобилистам. Поэтому во Франкфурте, Париже и Лондоне модели с нечетным числом дверей составляли довольно многочисленную группу: «Лянча-бета», «Опель-кадетт-сити», СИМКА-1307, ФИАТ-128-ЗП и другие. Но за приманку платить будет все тот же покупатель: не кубатурой двигателя — так множеством мелких и не очень мелких деталей, а фирмы свое возьмут. Наибольшую активность в 1975 году проявили основные французские фирмы. Все четыре выпустили новые модели: «Пежо-604», «Рено-30», СИМКА-1307 и «Ситроен-престиж». Примечательно, что последние три имеют привод на передние колеса. Эта компоновочная схема ныне приобрела много приверженцев. Символично, что фирма «Фольксваген», являвшаяся на протяжении десятилетий апологетом заднего расположения двигателя и ведущих колес, изменила своим традициям. Теперь все ее легковые модели — «Сирокко», «Пассат», «Гольф», «Поло» имеют передние ведущие колеса и двигатель спереди. Заднемоторная модель «жук» сохранена на производстве главным образом в бразильском филиале. В Европе заднемоторной концепции придерживается ограниченный круг фирм, строящих преимущественно спортивные или представительские автомобили: «Лотос», «Порше», «Феррари», «Татра» и ряд других. Если бегло просмотреть перечень марок, фигурировавших в салонах, то можно сразу заметить, что из привычного списка исчезли знакомые названия «Мазерати», «Волслей», ДАФ. Выпускавшие их фирмы либо разорились, либо перешли в другие руки. Так, шведский концерн «Волво» приобрел голландскую фирму ДАФ, где сохранил выпуск прежних моделей, изменив только их наименования и отдельные конструктивные элементы. Среди моделей социалистических стран, которые с неизменным успехом экспонируются в салонах, были представлены советские «лады», чехословацкие «шкоды» и «татры», польские ФИАТы, югославские «заставы». С большим интересом было встречено появление на Франкфуртской выставке новой модели «Москвич —1500». Среди других экспонатов надо отметить фары английской фирмы «Лукас», рефлекторы которых выполнены из пластмассы, английский электромобильтакси «Лукас-огль», сельскохозяйственный пикап «Марлан» (Франция) с кузовом из стеклопластика, изящное спортивное купе «Лотос-эспри», кузов которого спроектировал итальянский дизайнер Д. Джуджаро, а шасси — известный конструктор гоночных «лотосов» К. Чэпмен. Словом, Франкфурт, Париж и Лондон стали смотром предложений фирм. Три выставки 1975 года уже отошли в прошлое, а какое будущее сулит их экспонатам год 1976-й? Л. ШУГУРОВ, инженерТри традиционных автомобильных салона 1975 года прошли под знаком озабоченности автомобильных фирм сбытом продукции. Энергетический кризис дал тяжелые осложнения, и, чтобы поправить пошатнувшиеся дела, ведущие автомобильные монополии вынуждены были пересмотреть техническую политику. Они сделали ставку на более экономичные, долговечные, комфортабельные и универсальные модели, выбросив лозунг «Лучше служить клиенту». Разумеется, он был продиктован отнюдь не человеколюбием. О серьезности экономических трудностей ряда фирм можно судить по резкому спаду производства. Так, значительно сократился выпуск автомобилей «Хиллман», «Хамбер», «Санбим» на английских заводах корпорации «Крайслер». Французская фирма «Рено» перед открытием осенних выставок объявила, что за девять месяцев 1975 года производство автомобилей на ее заводах упало на 147 тысяч по сравнению с тем ясе периодом 1974 года. Серьезное беспокойство в связи с трудностями сбыта выразили руководители многих автомобильных компаний Европы и Японии, у которых более половины продукции экспортируется. Стало очевидным, что экономичность вышла среди других параметров на первый план, и покупателя прежде всего должны заинтересовать автомобили, расходующие мало горючего. В США на рынке появились отечественные малолитражки («Шевроле-шеветт»), расходующие не более 10 литров бензина на 100 километров. Двойники этой машины — «Воксхолл-шеветт» (Англия) и «Опель-кадеттсити» (ФРГ) — получили хороший прием на выставках во Франкфурте, Париже и Лондоне. Несмотря на малопривлекательную внешность и более чем скромные динамические показатели, в производственной программе фирмы «Ситроен» с 1948 года до сих пор сохранилась модель «2ЛС». Причина — малый рабочий объем двигателя и низкий расход горючего. Последние салоны не обошлись без электромобилей. Но, увы, все они были либо опытными образцами, либо моделями мелкосерийного производства. Малый запас хода (около 60 — 70 километров), длительность зарядки аккумуляторов и большой вес пока не позволяют1. «Лкнча-йита-ХПЭ» — образец автомобиля универсального применения. Ее трехдверный кузов может быть легко трансформирован из пятиместного седана в двухместный грузо-пассажирский. При необходимости сиденья могут быть превращены в спальные места. 2. «Опель-манта» — четырехместное купе на базе модели «Аскона». Внешнее оформление передней части кузова очень похоже на решения, принятые для машин других заводов, принадлежащих «Дженерал Моторс», — «Шевроле-монца» и «Воксхолл-кавальер». 3. «Пежо-604» — новый автомобиль высшего (по французским стандартам) класса. У него V-образный шестицилиндровый двигатель, применяемый также на «Рено-30» и «Волво-264». 4. Спортивный «Порше-турбо». Н азвание говорит о том, что его шестицилиндровый двигатель воздушного охлажденияснабжен турбонаддувом. Это устройство позволило поднять мощность почти вполторараза 5. СИМКА-1308, в первые показ аннаявПарижском салоне. относится кгруппемашинспятидверным кузовом. 6. Хотя завод «Ситроен» показал вПарижском салоне модель «Престиж» со 115-сильным двигателем, гидропневматической подвеской колес, электрическими стеклоподъемниками икондиционером , н аиболее популярным автомобилем этой марки остается «Ситроен-2ЛС» {на снимке), в едущий происхождение с 1948 года. 7. Я понскаяфирма «Тойота». к оторая по объему производства автомобилей идет на третьем месте вмире после «Джен ерал Моторс» и «Форда», выступила осеньюсновинкой — моделью «Труэно».Основные модели трех салоновЧисло и рабочий МощЧисло ность, об/мин объем цилиндл. с. р ов , смЗ 4 — 1286 4—1973 4—1592 8—6834 4—1478 4—1196 4—1584 4—1897 6—2664 6—2992 4—1294 4—1442 2—435 4—2347 8—3495 4—1588 4—1998 8—2926 4—1290 4—1993 12—5343 57 156 100 286 75 60 75 105 136 260 68 85 24 115 165 107 93 236 73 110 285 5000 6580 6000 4250 5800 5400 5000 5400 5700 5500 9600 5600 6750 5750 5200 6000 5000 6600 6000 5500 5500UsЕЙг аоо2° оX CmD2 f- * ч % т й о.S я Sn HOISл ь ,ейстай4—4 2—2 5—3 5—4 5—4 4—3 5—4 4—2 5—4 4—2 5—5 5—5 4—4 5—4 5—4 5—3 2—2 2—2 4—3 4—2 4—23я «3900&* о « дЕС. си соА Роа о. в*Время разгона«Я иев" SUS139 220 170 225 140 137 158 184 183 250 150 168 102 190 190 170 172 225 161 177 241С Оо - 100 км / ч ас , с ек . В.1-В5с211,6 11,5 25 9,6 10 12,2 15,8 21,0 10,0 12,0 5,5 14 18,0 15,0 18,0 10,2 11,5 19,3«Волво-ббГЛ» (Голландия) «Лотос-эспри» (Англия) «Лянча-бета-ХПЭ» (Италия) « М ерседес - Б енц - 4 50СЕЛ 6,9» ( Ф РГ ) « М осквич — 1 500 » (СССР) «Опель-кадетт-сити» (ФРГ) «Опель-аскона-С» (ФРГ) «Опель-манта-Е» (ФРГ) «Пежо-604Л» (Франция) «Порше-930-турбо» (ФРГ) СИМКА-1307ГЛС ( Ф ранция ) СИМКА-1308ГТ ( Ф ранция ) «Ситроен-2ЛС» (Франция) «Ситроен-престиж» (Франция) « Т атра - 6 13 » (ЧССР) «Тойота-труэно-СТ» (Япония) «Триумф-ТР7» (Англия) «Феррари-308-ГТБ» (Италия) ФИАТ-128-ЗП ( И талия ) «Форд-эскорт-РС2000» (Англия) «Ягуар-Икс-ЖС» (Англия)3 ПТТТТт.— — — 0,380,25т Тя П 11 11 11т 3 110,37 0,25— — 0,43 — 0,37 — — 0,18 — 0,32а ттт0,430,414285 5060 4250 3893 4321 4445 4721 4291 4250 4250 3820 4910 5025 4070 4170 4230 3826 4г50 4870850 900 1060 1935 1080 640 980 1010 1455 1210 1050 1075 590 1390 1670 930 1017 1090 850 935 168020 7,0 11,0 8,0 19 20 14 11 11 5 15 14 45 12 13 12 6 13 10 7Обозначения расположениядвигателяиведущих колес: 3 — заднее, П ведущиеколеса — задние) П рочеркиозначают отсутствие данных.переднее,Т — традиционное(двигательспереди,8. Трехдверный ФИАТ 128-ЗП — п редставитель весьма популярной ныне категориимашин универсального назначения Привод напередние колеса позволил значительн оопустить пол кузовав зоне задних колес. 9. «Феррари-308-ГТБ» с кузовом « П ининфарина » н есмотря на то, что многие его конструктивныерешениязаимствованы от гоночн ыхавтомобилей той жемарки , я вляетсяскорее представительской, чем спортивноймашиной . « Ф еррари » к ак «Лянча» и «Аутобьянки», н ынепринадлежитконцерну ФИАТ. 10. «Форд-эскорт-РС2000» — более скоростнаямодификация новой малолитражки , у видевшей свет вначале 1975 года, — разработан английскимфилиаломфирмысцельюширокого использования на гонках и ралли.i 10