ВОЛНАСтраницы 22—29КОМУ КАКАЯСпециалист отвечает на вопросы читателей по поводу последних изменений в Правилах дорожного движенияС нового года в Правила дорожного движения внесен ряд изменений, которые касаются разрешенных скоростей. В связи с этим нововведением читатели журнала прислали в редакцию немало вопросов, которые, в частности, свидетельствуют ио том, что новые требования Правил не везде и не всеми понимаются единообразно. Чтобы избежать этих разночтений, редакция попросила ответить на некоторые принципиальные вопросы читательской почты начальника отдела ВНИИ безопасности дорожного движения МВД СССР М . Б. АФАНАСЬЕВА. Итак, приняты единые для всей страны пределы скоростей движения не только в городах — 60 км/час, но и на дорогах вне населенных пунктов — 70 и 90 км/час. Однако, как пишут из Молдавии, Ульяновской и других областей, в некоторых местах пробуют установить «свои» нормы. Правомерно ли это! Эксплуатация автомобилей, как известно, не замыкается в границах отдельных областей и даже республик. А из этого следует, что общие требования к водителям, в частности в режимах скоростей, везде должны быть одни и те же . Представьте себе положение человека, который оказался в местах, где разрешенные скорости движения задумали установить ниже тех, что приняты повсюду, Недоразумений не избежать. В этом смысле любые «местные правила» незаконны. Это не значит, конечно, что на отдельных участках дорог не могут сложиться условия, когда общий лимит скорости для всех транспортных средств или некоторых их видов необходимо будет понизить или повысить, Но такие режимы надо вводить только при помощи соответствующих дорожных знаков. Предположим, что общий лимит скорости на дороге повышен — стоит знак «100 км/час». Но без всяких дополнительных табличек. Значит ли это, чтоверхний предел скорости повышается для всех транспортных средств! Не совсем. Такой знак не распространяется на транспортные средства, на ко ­ торых по разным причинам установлены «персональные» опознавательные знаки ограничения скорости. Либо потому, что водитель не имеет еще достаточного стажа работы (двух лет), либо из-за специфики перевозимого груза, конструкции транспортного средства и т. п. В любом случае эти водители должны руко ­ водствоваться нормой, указанной знаком на машине. Но и это не все. Остальные водители должны помнить об ­ щее требование Правил — не превышать никогда скорость, определенную технической характеристикой данного транспортного средства в качестве максимальной. Таким образом, хотя и стоит на дороге знак «100 км/час», но автобус ПАЗ—672, например, может двигаться не быстрее 80 км/час, ЗАЗ—965 — 90, ЗИЛ—130 — 90 и т. д. Я привел лишь несколько автомобилей, но напоминаю, максимальную скорость своей машины должен знать каждый водитель. В то же время по техническим характеристикам максимальные скорости у некоторых машин могут оказаться и ниже тех пределов, что установлены общими правилами. Как быть тогда! Совершенно верно, такой вариант существует. И в этих случаях максимальной является низшая из цифр. Скажем, у некоторых «старичков» на транспорте — МАЗ—205, КрАЗ—214 и других — максимальная скорость 50—55 км/час. Стало быть, верхний предел скорости даже в населенных пунктах (60 км/час) — не для них, не говоря ужо дорогах загородных. М ожно привести в качестве примера и автобусы ЗИЛ—158 и ЛАЗ—695, максимальная скорость которых 65 км/час, а также грузовики ЗИЛ—150 и ГАЗ—63 с таким же «потолком». Однако на всех таких «ветеранах» должны стоять опознавательные знаки. Это необходимо не только Госавтоинспекции для контроля, но и самим водителям, чтобы не возникало недоразумений и необоснованных претензийУчитесь «носить» ремниВроде бы нехитрое приспособление — ремни безопасности, но от каких часто трагических последствий при разного рода авариях и происшествиях они могут предохранить водителей и пассажиров. Могут, но, оказывается, не всегда. Почему? К ак свидетельствуют статистика дорожных происшествий и исследования, проведенные в ФРГ, около 22 % водителей получают при авариях телесные повреждения единственно потому, что ремни безопасности, которыми они пользовались, были неправильно укреплены в машине или неправильно надеты. Нормы безопасности, разработанные в странах Западной Европы, утверждают, что предохранительные пояса выполняют свою функцию при столкновении в том случае, если тело водителя или пассажира переместится в этот момент вперед не более чем на 20—30 сантиметров. Стало быть, ремни всегда надо затягивать потуже. Кроме того, опыты с манекенами показали, что переходу этой границы способствует и неправильно надетый ремень. Если он проходит через грудь под углом менее 45° к горизонтали, манекен «катапультирует» и также пересекает границу безопасности. В настоящее время западногерманские эксперты рекомендуют соблюдать кроме тех, о которых шла речь выше, следующие обязательные условия (см. снимки): между телом автомобилиста и ремнем безопасности надо оставлять зазор не более чем на толщину ладони ; застегнутый ремень должен плотно прилегать к плечу ик бедренной кости. По материалам зарубежной печати22