16
17
К4. Сопротивление резистора R20 увеличим до 66 ком и его левый по схеме конец отключим от конденсатора Сб и подключим к средней точке обмотки W2 дросселя (к катоду тиристора). Уточненная схема электронного блока с учетом ранее сделанных изменений (см. «За рулем», 1974, № 4) приведена здесь на рис. 1. В случае применения транзистора ГТ701А необходим дополнительный транзистор типа П215. Если в вашем распоряжении есть транзисторы П210А (П210Ш) и КТ608Б, то транзистор ТЗ и резистор R11 можно вообще исключить из схемы. В этом случае транзистор КТ608Б устанавливаем на месте транзистора Т4, его базу подключаем непосредственно к точке соединения резисторов R8 и R9, а сопротивление последнего уменьшаем до 100 ом (рис. 2). Можно ли резистор R17 изготовить не из манганиновой, а из нихромовой проволоки того же сечения? Для резистора R17 может быть использована проволока диаметром не менее 1 мм из любого сплава с малым температурным коэффициентом: манганина, нихрома, константана. В журнале «За рулем» № 4 за 1974 год на рис. 4 при подключении (переключателем) электронного блока провода, идущие к клемме «ВК-Б» катушки зажиганияик замыкателю стартера, «повисают в воздухе». Не ошибка лн это? В схеме ошибки нет: клемма «ВК-Б» и замыкатель стартера должны быть отключены. Установка блока электронного зажигания, изготовленного по схеме, опубликованной в журнале «За рулем» (1973, № 1), на новом автомобиле «Жигули» — с пробегом около 3000 километров — ощутимых улучшений в работе двигателя не дала. Закономерно ли это? Да, так и должно быть. Дело в том, что у нового исправного автомобиля интенсивность искрообразования хорош ая : контакты прерывателя не изношены, свечи чистые, а свежий аккумулятор обеспечивает необходимое напряжение при пуске стартером. Однако со временем контакты прерывателя обгорают, свечи покрываются нагаром, аккумуляторная батарея теряет свою емкость. Все это приводит к постепенному снижению интенсивности искрообразования, а значит, затрудняется пуск двигателя, падает его мощность, увеличивается расход бензина. Причем сразу заметить незначительное, постепенно прогрессирующее ухудшение работы двигателя трудно. Обычно контакты прерывателя или свечи начинают чистить только тогда, когда двигатель вообще перестает пускаться. А вот снабженный электронным блоком, двигатель автомобиля работает как бы все время с «новой» системойВозвращаясь электронномузажигания, причем не требующей обслуживания. Благодаря ему интенсивность искрообразования не зависит от напряжения аккумулятора и состояния контактов прерывателя, которые при этом практически полностью разгружаются от тока и подвержены лишь механическому износу. Скорость нарастания высокого напряжения на свече зажигания повышается примерно в 10 раз. В результате система зажигания устойчиво работает даже при сильно загрязненных свечах, так как электрический заряд, скапливающийся на их изоляторах, просто не успевает стекать через шунтирующие цепи, например через нагар на изоляторе. Таким образом, чем дольше эксплуатируется автомобиль, тем ощутимее становятся преимущества электронной системы зажигания перед обычной. Опишите порядок установки блока электронного зажигания на «жигулях». На машинах этой марки блок располагают под капотом, рядом с катушкой зажигания. Д ля установки его удобно использовать специальный кронштейн (рис. 3) из алюминиевого сплава толщиной 6—8 мм. Тогда отпадает необходимость сверлить какие-либо отверстия в кузове автомобиля. Кронштейн крепится на шпильк ах катушки зажигания , а катушкаи электронный блок — на кронштейне. При установке блока не забудьте под все гайки и винты подложить стопорные шайбы, а на шпильки к ат у шк и перед установкой кронштейна надеть плоские шайбы толщиной 1 мм, чтобы кронштейн не царапал краску кузова. Подключаем блок электронного зажигания так. От клеммы «-f-Б» катушки зажигания отсоединяем провод (голубой с черной полосой), идущий к выключателю зажигания, и подключаем его к клемме « + Е » электронного блока. От необозначенной клеммы катушки зажигания отсоединяем черный провод, идущий к прерывателю, и подключаем его к клемме «Пр» электронного блока (наконечники указанных проводов следует несколько подпилить, чтобы они свободно входили в пазы контактной колодки блока). Клемму «К» электронного блока соединяем с необозначенной клеммой катушки зажигания. При этом на модели ВАЗ — 2 103 коричневый провод, идущий к тахометру, должен остаться подключенным к этой клемме. Клемму « + Б » катушки зажигания соединяем коротким проводом с корпусом автомобиля («массой»), используя винт крепления катушки. Туда же подключаем черный провод, который ранее был подключен к «массе». Будет ли выпускаться промышленностью блок электронного зажигания ? Производство блока (рис. 4), схема которого аналогична приведенной на рис. 1, уже налажено. Под наименованием «Искра-2» он поступает в автомобильные магазины. Цена 48 рублей. .Опубликованные три года назад («За рулем», 1973, № 1) материалы об электронном зажигании, которое разработали инженеры А. X. Синельников и В. Ф. Немцев, вызвали живой интерес читателей. У тех, кто решил самостоятельно изготовить электронный блок, возникали вопросы, на часть которых были в свое время даны ответы («За рулем», 1974, № 4). Но, несмотря на давность сообщения, все новые и новые энтузиасты обращаются в редакцию с просьбами опубликовать уточненную схему блока, ответить на новые вопросы. Предоставляем слово одному из разработчиков блока инженеру А. X. СИНЕЛЬНИКОВУ. На автомобиле с электронным блоком наблюдаются перебои в работе двигателя при разгоне на третьей или четвертой передачах, а также в момент включения звукового сигнала. Почему? Причина перебоев — появление сильных импульсных помех в бортовой электросети автомобиля (а значит, и в цепи питания электронного блока), вызванных увеличением оборотов двигателя или включением звукового сигнала. Они попадают на управляющий электрод тиристора в электронном блоке и преждевременно его переключают. Величина помех у автомобилей даже одной и той же модели различна, и поэтому перебои наблюдаются не на всех машинах. Это легко проверить. Если подключить клемму «4-Е» блока непосредственно к положительному полюсу батареи (минуя замок зажигания), помехи исчезнут. Помехи могут усилиться, например, из-за ухудшения состояния контактов в электропроводке, неисправностей генератора, регулятора, звукового сигнала и т. п. Бороться с помехами в месте их возникновения трудно, так какв большинстве случаев неизвестен источник. Гораздо проще внести небольшие изменения в схему электронного блока (см. «За рулем», 1973, № 1, рис. 1), которые сделают его нечувствительным практически к любым помехам, могущим возникнуть в исправной сети. Поступим так. 1. Между клеммой « + Е » блока и «массой» включаем конденсатор емкостью 0,06—0,1 мкф, например типа МВМ 160 0,05 или МБМ 160 0,1. Причем один из выводов конденсатора припаиваем непосредственно к контакту клеммы « + Е», а другой — к лепестку, находящемуся под винтом крепления стойки 8 печатной' платы 12 (см. там же, рис. 3). 2. Параллельно резистору R8 подключаем конденсатор МВМ 160 0,1. Его расположим на печатной плате рядом с резистором R8. 3. Сопротивление резистора R19 уменьшим до 1 ком.16 лп&•ши>»»'•4l"пП215 \91 \Ц27 Т5тойтек цзоо7\4242 Л5 ДЫ^М202Р >/!5>WO-fKA202P \.сз 1« iАвspi—Y—тotR3430гС5 <f/7* OJ'160 0,20-0,26ТГ±й7 яго Ч'йггзлПрерыватель Электронный блок 200 Рис. 1. У точненная схема блока электронного зажигания .Т5пгюА(ш)Рис. 2. Схема с транзистором КТ608Б.А-А ФШ*, смУЖ"Ф7А5'Ш///ЛРис. 3. Кронштейны для установки блока на ВАЗ—2101 (вверху) и ВАЗ — 2 103 . А-АwkФ1В Рис. 4. Блок •электронного зажигания «Искра-2», выпускаемый промышленностью.