22
23
ВОЛНАСтраницы 22—29КОМУ КАКАЯСпециалист отвечает на вопросы читателей по поводу последних изменений в Правилах дорожного движенияС нового года в Правила дорожного движения внесен ряд изменений, которые касаются разрешенных скоростей. В связи с этим нововведением читатели журнала прислали в редакцию немало вопросов, которые, в частности, свидетельствуют ио том, что новые требования Правил не везде и не всеми понимаются единообразно. Чтобы избежать этих разночтений, редакция попросила ответить на некоторые принципиальные вопросы читательской почты начальника отдела ВНИИ безопасности дорожного движения МВД СССР М . Б. АФАНАСЬЕВА. Итак, приняты единые для всей страны пределы скоростей движения не только в городах — 60 км/час, но и на дорогах вне населенных пунктов — 70 и 90 км/час. Однако, как пишут из Молдавии, Ульяновской и других областей, в некоторых местах пробуют установить «свои» нормы. Правомерно ли это! Эксплуатация автомобилей, как известно, не замыкается в границах отдельных областей и даже республик. А из этого следует, что общие требования к водителям, в частности в режимах скоростей, везде должны быть одни и те же . Представьте себе положение человека, который оказался в местах, где разрешенные скорости движения задумали установить ниже тех, что приняты повсюду, Недоразумений не избежать. В этом смысле любые «местные правила» незаконны. Это не значит, конечно, что на отдельных участках дорог не могут сложиться условия, когда общий лимит скорости для всех транспортных средств или некоторых их видов необходимо будет понизить или повысить, Но такие режимы надо вводить только при помощи соответствующих дорожных знаков. Предположим, что общий лимит скорости на дороге повышен — стоит знак «100 км/час». Но без всяких дополнительных табличек. Значит ли это, чтоверхний предел скорости повышается для всех транспортных средств! Не совсем. Такой знак не распространяется на транспортные средства, на ко ­ торых по разным причинам установлены «персональные» опознавательные знаки ограничения скорости. Либо потому, что водитель не имеет еще достаточного стажа работы (двух лет), либо из-за специфики перевозимого груза, конструкции транспортного средства и т. п. В любом случае эти водители должны руко ­ водствоваться нормой, указанной знаком на машине. Но и это не все. Остальные водители должны помнить об ­ щее требование Правил — не превышать никогда скорость, определенную технической характеристикой данного транспортного средства в качестве максимальной. Таким образом, хотя и стоит на дороге знак «100 км/час», но автобус ПАЗ—672, например, может двигаться не быстрее 80 км/час, ЗАЗ—965 — 90, ЗИЛ—130 — 90 и т. д. Я привел лишь несколько автомобилей, но напоминаю, максимальную скорость своей машины должен знать каждый водитель. В то же время по техническим характеристикам максимальные скорости у некоторых машин могут оказаться и ниже тех пределов, что установлены общими правилами. Как быть тогда! Совершенно верно, такой вариант существует. И в этих случаях максимальной является низшая из цифр. Скажем, у некоторых «старичков» на транспорте — МАЗ—205, КрАЗ—214 и других — максимальная скорость 50—55 км/час. Стало быть, верхний предел скорости даже в населенных пунктах (60 км/час) — не для них, не говоря ужо дорогах загородных. М ожно привести в качестве примера и автобусы ЗИЛ—158 и ЛАЗ—695, максимальная скорость которых 65 км/час, а также грузовики ЗИЛ—150 и ГАЗ—63 с таким же «потолком». Однако на всех таких «ветеранах» должны стоять опознавательные знаки. Это необходимо не только Госавтоинспекции для контроля, но и самим водителям, чтобы не возникало недоразумений и необоснованных претензийУчитесь «носить» ремниВроде бы нехитрое приспособление — ремни безопасности, но от каких часто трагических последствий при разного рода авариях и происшествиях они могут предохранить водителей и пассажиров. Могут, но, оказывается, не всегда. Почему? К ак свидетельствуют статистика дорожных происшествий и исследования, проведенные в ФРГ, около 22 % водителей получают при авариях телесные повреждения единственно потому, что ремни безопасности, которыми они пользовались, были неправильно укреплены в машине или неправильно надеты. Нормы безопасности, разработанные в странах Западной Европы, утверждают, что предохранительные пояса выполняют свою функцию при столкновении в том случае, если тело водителя или пассажира переместится в этот момент вперед не более чем на 20—30 сантиметров. Стало быть, ремни всегда надо затягивать потуже. Кроме того, опыты с манекенами показали, что переходу этой границы способствует и неправильно надетый ремень. Если он проходит через грудь под углом менее 45° к горизонтали, манекен «катапультирует» и также пересекает границу безопасности. В настоящее время западногерманские эксперты рекомендуют соблюдать кроме тех, о которых шла речь выше, следующие обязательные условия (см. снимки): между телом автомобилиста и ремнем безопасности надо оставлять зазор не более чем на толщину ладони ; застегнутый ремень должен плотно прилегать к плечу ик бедренной кости. По материалам зарубежной печати22 друг к другу. Не забудем также, что максимальная скорость по технической характеристике есть не только у автомобилей, но иу прицепов (полуприцепов). Более того, максимальная скорость автопоезда определяется той, что указана в технической характеристике соответстствующего прицепа или полуприцепа. Скажем, автолюбитель собрался на своих «Жигулях» в дальнее путешествие и взял прицеп мытищинского завода (ММЗ—81021) со всяким туристским снаряжением. А у прицепа этого максимальная скорость (что, кстати, тоже должно быть указано соответствующим опознавательным знаком) — 80 км/час. Стало быть, на все время, пока автомобиль будет буксировать за собой прицеп, «своим» пределом скорости (90 км/час) его водитель воспользоваться не сможет. В такие же ситуации могут попадать и водители грузовых автомобилей, работающих с прицепами, у которых максимальная скорость не превышает (таких еще немало) 6065 км/час, а порой и того меньше. В Правилах сказано, что лимит «90 км/час» распространяется на междугородные и туристские автобусы. Что здесь имеется в виду — конструкция машины или характер ее использования! Скажем, предприятие отправило на автобусе ПАЗ—652 группу своих работников в туристскую поездку в другой город. Распространяется ли на этого водителя разрешение повысить скорость движения против той, с которой движутся остальные автобусы, то есть 70 км/час! Разумеется, в пределах его «максимальной» — 80 км/час! Говоря «междугородные и туристские», Правила дорожного движения имеют в виду не характер использования или маршрут, а классификацию автомобилей (в данном случае автобусов), которая установлена Государственным стандартом (20774—75 «Автобусы. Общие технические требования»). Он был введен в действие в конце минувшего года. Так вот, в соответствии с ГОСТом к категории междугородных или туристских по своим техническим данным относятся наши ЗИЛ—127, ЛАЗ—699 и ЛАЗ—697 со всеми их модификациями, а из эксплуатируемых в СССР автобусов зарубежного производства — «Шкода706-люкс», «Икарус-55-люкс», «Икарус-250», «Икарус-255» и их модификации. Только этим автобусам и разрешается движение со скоростью до 90 км/час. С такой же скоростью могут двигаться и прибывающие из-за рубежа автобусы с иностранными туристами. В семье «Москвич», который водят отец и сын. Сын, кому и принадлежит автомобиль, — начинающий автолюбитель и, естественно, должен иметь на машине знак «70 км/час». Но у отца «права» водителя-профессионала с большим стажем. Как ему не попасть в «нарушители», если он поедет со скоростью 80—90 км/чае! Этот случай предусмотрен. В Правилах дорожного движения в новой редакции пункта 179 записано: опознавательный знак ограничения скорости на машине устанавливается или наносится, например, краской. В описанном примере знак на машине, конечно, должен быть съемным. Ведь индивидуальным автомобилем могут пользоваться родные и близкие владельца, любой человек, которому он его доверит. Так что квалификация водителей здесь может быть самая различная. Кстати, и на государственном автомобиле одну смену может трудиться опытный шофер, а другую — только вчера получивший водительские права. Поэтому, если ограничение скорости связано только с водительской квалификацией и ни с чем иным, нет смысла наносить на машину опознавательный знак краской. Надо крепить его любым способом, позволяющим при необходимости, легко демонтировать. Д ругое дело, когда речь идет о знаках, указывающих максимальную скорость транспортного средства по технической характеристике. Она присвоена машине «пожизненно», и такой знак проще во всех отношениях нанести краской прямо на кузов.Кстати, об этих знаках. Каких только нет сейчас на автомобилях: и просто намалеванных на бортах красной или белой краской, и всяких других. А ведь они должны быть единого образца! Совершенно верно. Пункт 179 Правил дорожного движения четко говорит о том, что такой опознавательный знак представляет собой не просто вписанные в круг или какую-то фигуру цифры. Их и разглядеть-то издалека почти невозможно. Он должен быть цветным изображением запрещающего знака «Ограничение скорости», то есть точной его копией: фон — белый, кайма — красная, цифры — черные. От «настоящего» знака его отличают только меньшие размеры: у первого диаметр колеблется от 550 до 900 мм, а у того, что наносится на автомобилях, — от 160 до 250 мм. И последний вопрос. В старой редакции пункта 74 было примечание о возможном повышении скорости в населенных пунктах. В новой речь идет вообще об условиях, когда скорость может быть повышена. Надо ли это понимать как то, что в населенных пунктах 60-километровый лимит не может быть повышен! Такой вывод был бы безосновательным. Примечание в прежней редакции Правил было необходимо потому, что верхние пределы скоростей практически существовали только в населенных пунктах. Сейчас они есть на любых дорогах. Поэтому пункт 74 без всяких примечаний утверждает за Советами Министров союзных или автономных республик, исполкомами краевых, областных и городских Советов депутатов трудящихся право своими решениями повышать пределы скоростей на участках дорог, где, по их мнению, условия обеспечивают в этом случае безопасность движения. А условия эти могут сложиться как на городских, так и на загородных магистралях. Понятно, что каждое такое решение проводится в жизнь установкой соответствующих дорожных знаков.23