онных мотокроссах памяти героев Шипки у нас в Болгарии. Вероятно, советские спортсмены помнят, что в те годы болгарские гонщики выступали на своих отечественных мотоциклах «Балкан». Первый из них был изготовлен по моим чертежам. Все время, проведенное в мотоспорте, я был еще тренером армейской и сборной команд страны. В честь 30-летия Народной Республики Болгарии у нас проводился конкурс на звание самого выдающегося спортсмена за все годы существования республики. В мотоспорте пальму первенства отдали мне. — Потом вы сменили специальность. Что же оказалось интереснее — мотоили автоспорт? — Трудный вопрос. И с тем ис другим связано очень много. Наверное, нужно ответить так : интереснее тот вид спорта, где собственные способности раскрываются наиболее полно. И тут автомобиль, пожалуй, для меня предпочтительнее. — И вот уже почти десять лет вы связаны с автогонками?.. — Да, в 1967 году в Пловдиве началось производство, вернее, монтаж автомобилей «Болгар-Рено». На этой машине и состоялся мой дебют в Транебалканских ралли, где выступали спортсмены Болгарии, Румынии и Югославии. Неожиданно для всех, в том числе и для себя, я стал абсолютным победителем этих соревнований. На болгарском варианте . «Рено-альпин» я шесть раз выигрывал звание чемпиона Балканских стран, причем дважды — в абсолютном зачете. Не раз был чем Лионом Болгарии, добивался успеха в таких ралли, к ак «Золотые пески», «Кордатик», «Татры», «Русская зима». Трижды принимал участие в самых трудных, на мой взгляд, соревнованиях — «Монте-Карло». В 1971 году я занял здесь 26-е место среди 320 стартовавших экипажей. Ездил с разными штурманами, но чаще — с братом Колю ис Иорданом Топлодольским. — А на советском автомобиле вы стартовали? — Вот уже два года на внутриреспубликанских соревнованиях выступаю на машинах Волжского автозавода, которые в Болгарии пользуются огромным признанием. Уверен, что в чисто спортивном плаке от ВАЗа взята еще незначительная часть. Отличная машика для спорта. И особенно перспективна модель «21011». Сейчас я работаю в Софийском институте по испытаниям автомобилей, занимаюсь форсировкой «жигулевских» двигателей. Естественно, тех, что предназначены для спорта. — И как долго вы намерены оставаться в автоспорте? — Гонщиком, вероятно, еще два-три года. Мне уже за сорок, не так-то легко все время поддерживать спортивную форму. Да пора и семье побольше внимания уделять. Моя жена — врач, и после той аварии она каждый раз перед очередными соревнованиями, очевидно, готовит себя к роли лечащего доктора собственного мужа. Но совсем из спорта уходить не собираюсь. За двадцать лет, проведенных на мотоциклетных и автомобильных трассах, я кое-что узнал, кое-чему научился. Буду счастлив, если мой опыт пригодится молодым гонщикам. Беседу вел Б. ЛОГИНОВ Фото В. Ширшова 3. «За рулем» М 7 >Будущему воинушшшшшшшшвяшшШестьдесятЭта машина широко распространена в народном хозяйстве и армии. Она снискала признание среди водителей, работавших на ней, и хочется, чтобы будущий воин, приступив к изучению, сразу же понял, что перед ним необыкновенный автомобиль. Разумеется, на занятиях каждый из вас подробно ознакомится по плакатам, действующим макетам и «живым» образцам с устройством автомобиля, изучит его характеристики, которые есть а каждом справочнике. Здесь же речь пойдет о тех качествах ГАЗ—66, которые вы в полной мере оцените, когда сядете за руль. Давейте посмотрим, чем же ГАЗ—66, или, говоря официально, грузовой автомобиль повышенной проходимости грузоподъемностью 2 тонны, примечателен. Он в целом ряде конструктивных решений был среди своих собратьев, советских грузовиков, первым. Это гипоидная передача ведущих мостов, самоблокирующие кулачковые дифференциалы, цельнометаллическая грузовая платформа, омыватель ветрового стекла. А если говорить о проходимости... Впрочем, спросите тех, кто служил на «шестьдесят шестом». Очень удачное сочетание мощности, веса, возможности изменения давления в шинах с места водителя, самоблокирующих дифференциалов, подбора передаточных чисел в трансмиссии, оптимального распределения веса по осям сделало автомобиль одним из лучших по этому показателю. Отличная проходимость, являющаяся его важнейшим достоинством, сочетается с прекрасной устойчивостью. Об этом говорит такой эксперимент, проделанный с машиной. На бетонной площадке при движении на повороте радиусом 25 метров она уверенно идет без опасности опрокидывания со скоростью до 65 км/час. И только при достижении этой скорости ее начинает заносить. Напомню, что предшественник «шестьдесят шестого» ГАЗ—63 опрокидывался при тех же условиях уже на скорости 44 км/час. Вернемся к проходимости и снова сравним эти автомобили. ГАЗ—66 преодолевает снег глубиной 0,8 метра, а ГАЗ—63 — только 0,45. Максимальный подъем, с которым справляется «шестьдесят шестой» на сухом твердом грунте, равен 37°, а для «шестьдесят третьего» — лишь 28°. На песчаном сыпучем грунте способность преодолевать подъемы у этих автомобилей выражается соответственно 22 и 4°. Не буду здесь приводить цифры, более подробно характеризующие эксплуатационные качества ГАЗ—66. Когда вы сядете за руль и проедете через топи, пески, снега, поколесите по самым разным дорогам, тогда собственный опыт лучше всяких описаний объяснит, почему машина носит на кабине Знак качества, который она заслужила первой во всей автомобильной промышленности. Добавим, что ГАЗ—66 был отмечен золотыми медалями на несколькихшестоймеждународных выставках, в том числе на выставке сельскохозяйственных машин в Москве (1966 г.) и весенней ярмарке в.Лейпциге (1967 г.). Прежде чем начать выпуск «шестьдесят шестого», горьковский автозавод строил с 1959 по 1963 год в очень небольших количествах модель «62». С первого взгляда ГАЗ—66 похож на нее, имеет немало и общих конструктивных черт, а по габариту чуть побольше. Освоив V-образный восьмиципиндровый двигатель мощностью 115 л. с, завод сразу же применил его на ГАЗ—62 взамен прежнего 85-сильного. В связи с таким переходом машину пришлось реконструировать, изменить многие размеры и параметры. В результате, в 1964 году родилась новая модель — «66». ГАЗ—66 существует не в одном лице. Это базовая модель (и если называть ее точно, то надо добавлять индекс «01»), у нее есть модификации. Например, ГАЗ—66-02, оснащенный лебедкой, ГАЗ:—66-04 с экранированной системой электрооборудования, ГАЗ—66-05, сочетающий дополнительное оборудование обеих этих машин. В народном хозяйстве ГАЗ—66 широко используют строители, геологи, нефтяники, связисты. На шасси этой машины горьковский завод специализированных автомобилей выпускает передвижные почтовые отделения ГЗСА—731 для отдаленных районов и фургоны ГЗСА—947 для доставки почты, хлебные фургоны ГЗСА—3714 и фургоны ГЗСА—3713 для перевозки медикаментов. Далматовский завод в Молдавии монтирует на шасси «шестьдесят шестых» алюминиевые цистерны для перевозки молока (АЦПТ-1,7) и питьевой воды (АВЦ-1,7). Маслозаправщики МЗ—66 на той же базе изготовляет могилевский автомобильный завод. Многие другие предприятия берут ГАЗ—66 за основу для создания передвижных ремонтных мастерских, других специальных машин, таких, в частности, как универсальный снегопогрузчик УП—66. Наконец, агрегаты ГАЗ—66, в частности его двигатель, трансмиссия, ведущие мосты, нашли применение на автобусе повышенной проходимости ПАЗ—3201. Таким образом, приступая к изучению ГАЗ—66, а в этом, надеюсь, известную помощь окажет и плакат, помещенный на цветной вкладке, вы уже знаете, сколь многосторонней по применению является машина, на которой вам предстоить ездить. Не сомневаюсь, что она поможет вам в нелегкой воинской службе. В. ГУСЕВ, кандидат технических наук Литература: Н. Куняев. «Автомобили ГАЗ —53А и ГАЗ--66». Издательство ДОСААФ, Москва, 1967. В. И Борисов и др. «Автомобиль ГАЗ — 66. Описание конструкции и техническое обслуживание». Воениздат. Москва, 1970. В. И. Борисов н др. «Автомобили ГАЗ--53А и ГАЗ —66. Техническое обслуживание и ремонт». -Транспорт», Москва, 1969. 13