Рассказ о Московском автомеханическом институтеЖарко не только на улице. Жарко в приемных специальных учебных заведений. Миллионы людей стоят сегодня на пороге будущей профессии. Многие из них свяжут жизнь с автомобилестроением. Наш корреспондент Н. Семина обратилась к Борису Семеновичу ФАЛЬКЕВИЧУ, заведующему кафедрой «Автомобили» Московского автомеханического института (МАМИ) с просьбой рассказать об этом вузе. Доктор технических наук заслуженный деятель науки и техники профессор Б. С. Фалькевич работает вМАМИ со дня его основания. До 1939 года он преподавал в МАДИ. Среди его учеников — министр автомобильной промышленности СССР В. Н. Поляков, директор ЗИЛа П. Д. Бородин, ректор МАДИ Л. Л. Афанасьев, профессор Н. Б. Островский, директор НИИАТа В. Н. Иванов и многие другие ученые и организаторы производства. На общественных началах Б. С. Фалькевич возглавляет народный университет в Доме культуры автомобилистов. Корреспондент. Расскажите, пожалуйста, о профиле вашего института, прежде всего о том, что отличает его от автомобильно-дорожных вузов. Б. С. Фалькевич. Мы готовим инженеров для автомобильной промышленности — конструкторов, испытателей, исследователей, технологов. М АДИ выпускает в основном специалистов-эксплуатационников: инженеров по обслуживанию и ремонту автомобилей, организации перевозок, по безопасности движения, дорожников. Для примера: более половины сотрудников ведущего автомобильного научно-исследовательского центра НАМИ — выпускники нашего института. У нас проходили обучение многие ведущие специалисты, руководители отрасли: заместитель министра автомобильной промышленности СССР В. А. Гурушкин и генеральный директор КамАЗа Л. Б. Васильев, директор АЗЛК В. П. Коломников и главный инженер того же завода В. Т. Позднеев, технический директор ВАЗа М. Н. Фаршатов, директор ПАЗа В. М. Буляков. Кафедра «Автомобили» выпустила для отрасли почти 3000 инженеров и свыше 100 кандидатов технических наук, из них около 60 — через аспирантуру. Кстати,Самый жаркий месяцнекоторые из бывших ст/дентов сегодня — уважаемые профессора и доценты нашего института. Назову П. П. Лукина, проректора МАМИ , и. о. профессора И. С. Лунева. В работе кафедры участвуют известные в прошлом конструкторы наших автозаводов — А, Ф . Андронов (АЗЛК), В. Ф . Родионов (ЗИЛ). Немало инженеров кафедра подготовила для социалистических стран — ВНР, ГДР, ЧССР, а также для Афганистана, Венесуэлы, Непала. Наши выпускники из зарубежных стран постоянно поддерживают связь с институтом, навещают МАМИ. Корреспондент. Что нового в подготовке автомобильных кадров сегодня? Каких абитуриентов вы предпочитаете? Б. С. Фалькевич. Сначала отвечу на второй вопрос. У нас, как вы знаете, два отделения: дневное и вечернее. На оба мы предпочитаем принимать людей, имеющих хорошую теоретическую подготовку и опыт практической работы в избранной или родственной специальности. На дневное отделение зачисляются выпускники средних школ и средних специальных и профессионально-технических учебных заведений. Преимуществом пользуются те, кто имеет стаж работы не менее полугода, кто поступает по направлению предприятий, колхозов, совхозов и учреждений на обучение по специальности, соответствующей характеру работы абитуриента, а также уволенные в запас военнослужащие. Поступающие к нам имеют возможность пройти, так сказать, «нулевой курс» на подготовительном отделении или на курсах — краткосрочных и долгосрочных (от одного до десяти месяцев). Главная наша задача вытекает из материалов XXV съезда КПСС: дать молодому поколению глубокие и прочные знания и воспитание в духе коммунистической морали. Мы стремимся повышать качество специальной и идейно-политической подготовки будущих автомобильных инженеров. Обучение у нас максимально приближается к производству, к практике будущей работы. Большое значение мы придаем так называемым реальным дипломным проектам — по непосредственным заданиям автозаводов. Восбще кафедра тесно связана с основными предприятиями отрасли — ЗИЛом, ВАЗом, КамАЗом, АЗЛК. На автополигоне НАМИ и на ликинском автобусном заводе организованы филиалы МАМИ , где обучается более 400 человек. Кафедра ведет большую научную работу. Сейчас усилия направлены на повышение активной безопасности автомобиля — улучшение управляемости, устойчивости, торможения. Так, например, разрабатывается противоблокировочная система торможения. В институте созданы условия для приобш.ения студентов к научной деятельности. Они имеют возможность заниматься в студенческих конструкторских бюро, кружках. В вузе действуют различные секции, в том числе автомобильного и мотоциклетного спорта. Корреспондент. Мы знаем, что среди выпускников МАМИ есть и дизайнеры... Б. С. Фалькевич. В учебном плане этой специальности нет, но все студенты изучают курс «Художественное конструирование автомобиля», есть кружок с таким же названием. О результатах можно судить по работам студентов: «Очерк об итальянских дизайнерах», «Архитектура современных автомобилей»; многие проекты включают разработки экстерьера и интерьера азтомобиля. Некоторые наши выпускники стали автомобильными дизайнерами, получив вдобавок к инженерному художественное образование. Назову Б. Арямова, ныне сотрудника НИИ технической эстетики, И. Зайцева, который сейчас исполняет обязанности главного художника АЗЛК. Корреспондент. Ваши пожелания тем, кто в этом году поступает вМАМИ . Б. С. Фалькевич. Прежде всего яже ­ лаю им успеха. Мы будем рады тем, кто сумел хорошо подготовиться теоретически, кто успел сделать первые практические шаги в своей специальности, — всем, кто знает и любит автомобиль. Справка. Адрес института: 105023, Москва, Большая Семеновская, 38. Телефон: 269-00-18, доб. «Приемная комиссия».ЭКЗАМЕН НА ДОМЫОтветы на задачи, помещенные на стр. 29. Правильные ответы — 1, 3, 7, 8, 12, 14, 15, 20, 23, 25. I. При красном сигнале светофора водитель может двигаться только в направлении горящей «стрелки», а она указ ываетв проезд А (пункт 54). II. Какие бы цифровые величины ни были указаны на знаке «Грузовое движение запрещено», грузовые автомобили с наклонной белой полосой на борт ах имеют право двигаться по этому участку дороги (пункт 26, 2.4). III. Вид нерельсового транспортного средства — механическое или немеханическое — н икаких преимуществ водителю в очередности проезда перекресткане дает. Поэтому первыми в показанной обстановке проследуют велосипедист с мотоциклистом, у которых нет помех справа. Затем по такому же принципу водитель автобуса, а последним водитель грузовика (пункт ill ) . IV. В ыезжая на главную дорогу, водитель трамвая, к аки все другие, обязан уступить путь любым транспортным средствам, д вижущимся по главной дороге (пункт 110). V. Этот водитель не обязан поворачивать налево, ибо дополнительная табличка под знаком не имеет в виду грузовые автомобили сразрешенным максимальным весом до 3,5 т (пункт 35, 5.7 и 36). Попутно заметим, что предписывающий знак 3.1в разрешаетиразворот ' в обратном направлении (пункт 30, 3.1). VI. При трехполосном в данном направлении движении грузовым автомобилям можно обгонять только по правой и средней полосе. На левую они могут выезжатьлишь для поворота палево или разворота (пункт 79).VII. Остановка запрещена ближе 5 метров от пересекаемых проезжих частей перекрестка. Здесь же никакого перекрестка (пересечения дорог в одном уровне) нет, а потому и остановка не противоречит правилам (пункты 9и 99 «д»). VIII. В приведенной ситуации правила, у станавливающие порядок движенияв населенных пунктах, не действуют (пункт 33, 4.66). А вне населенных пунктов стоянка вблизи крутых поворотов дороги (с видимостью в каждом направлении менее 100 метров) запрещена (пункт 100 «а»). IX. Всякая буксировка в гололедицу запрещеналишь на горных дорогах (пункт 131 «в»). X. Перестроение не обязательно связано со сменой полос движения . Менять место в рядах водителям приходится даже в пределах одной и той же полосы (напомним, что ее ширина в среднем 3.5 метра). 37