Кто виноват?Не отвлекайтесь!Погожим летним днем из Горького в Бутурлине мчался «Москвич—408». Водитель А. Ширяев курил, трое пассажиров спокойно беседовали о том о сем. Докурив, водитель опустил стекло и выкинул окурок. Но встречный поток воздуха подхватил его и швырнул тлеющую папиросу на заднее сиденье. Сидевшая там женщина подняла окурок и попыталась выбросить его наружу. Но не тут-то было: воздушная струя вновь вернула окурок в кабину, и прямо на плечо водителя. Тот, держась одной рукой за руль, потянулся за злосчастной папиросой, схватил ее наконец и... Когда, услышав возглас пассажира, сидевшего рядом, он бросил взгляд вперед, то увидел, что машина пересекла дорогу и вот-вот скатится в кювет. Водитель резко повернул руль вправо, хотя уж лучше было просто тормозить, автомобиль проехал несколько метров на двух колесах и опрокинулся. Эта история с окурком закончилась весьма плачевно: погиб один из пассажиров, получили ранения остальные, автомобиль требовал капитального ремонта. Большемурашкинский районный народный суд Горьковской области приговорил А. Ширяева к лишению свободы. Каким бы анекдотичным ни казался этот случай, подобные примеры далеко не единичны. Примеры потери бдительности, снижения внимания к тому, что происходит на дороге. Вспоминаю аварию, которая произошла лесколько лет назад под Москвой на Минском шоссе. В салон мчавшихся на большой скорости «Жигулей» влетела оса. Покружив над головами пассажиров и водителя, она стала биться о ветровое стекло. Появление в машине такого «пассажира», вполне понятно, никого не обрадовало.Взяв из руки сидящего рядом газету, водитель сложил ее и принялся охотиться за непрошеной гостьей. Ударил по стеклу раз, другой, третий... Машина тем временем уже шла по правой обочине, направляясь к кювету. Спохватившись, водитель крутанул руль влево и одновременно выжал тормозную педаль. Но такие действия не спасают. Автомобиль тут же накренился на правый бок и опрокинулся в кювет. Водитель сломал ключицу, пассажир — руку, а оса улетела. Знаю, что найдутся читатели, которые предложат отнести подобные происшествия на счет неопытности шоферов-любителей. Увы, такие случаи происходят ис профессионалами, даже с водителями пассажирского транспорта, которые обязаны быть особенно осторожными. А потому приведу пример и из их «практики». Прошлым летом водитель автобуса, принадлежащего горьковскому пассажирскому автопредпрнятню № 2, А. Обндин следовал по маршруту в направлении Горького. Пассажиров в салоне было немного, и кондуктор, покинув свое место, пошла поболтать с водителем. Во время разговора она выронила сумку, которая упала прямо ему под ногн. Чтобы поднять ее с пола, нужно было немного нагнуться и, стало быть, на некоторое время выпустить из поля зрения дорогу. На каких-нибудь две-три секунды. Но за это время автобус успел выехать на полосу встречного движения и перекрыть путь встречному грузовику. Когда взвизгнули тормоза обеих машин, было уже поздно. Правда, среди пассажиров и водителей пострадавших не было, но ущерб, причиненный транспортным средствам, превысил тысячу рублей. Пожалуй, достаточно примеров. Интересно то, как восприняли наши герои привлечение к уголовной ответственности. Ни один из них не мог понять, за что его собираются судить. Каждый заявлял, что прекрасно знает Правила дорожного движения, что к уголовной ответственности можно привлечь только тогда, когда нарушен какой-то их пункт, а в Правилах, мол, нет такого, который запрещал бы поворачиваться, чтобы выбросить окурок, ловить ос и поднимать упавшие к ногам сумки. Верно, такого в Правилах дорожного движения не найдешь. Но неужто ктонибудь всерьез может рассчитывать на то, что Правила предусмотрят любые ситуации, которые порой возникают? Может быть, в одном из пунктов следовало записать: «Если в салон автомобнля влетела оса, то его (автомобиль) следует остановить, прогнать осу и продолжать движение», другой пункт посвятить сумкам кондукторов, третий еще какому-нибудь казусу? А какой «рецепт» составить для В. Куварзина из Дзержинска Горьковской области? После того как его ГАЗ — 5 3 изрядно тряхнуло на неровном участке дороги и из-за солнцезащитного козырька выпали путевые листы и другие документы, он вообще бросил руль и принялся их собирать прямо на ходу! Его легкомыслие, как стало известно из приговора суда, обошлось государству в 700 рублей материального ущерба. Что же, писать в Правилах, что нельзя отпускать рулевое колесо? А разве это не ясно? Но все-таки, нарушили водители в описанных случаях Правила дорожного движения или нет? Нарушили. Обратимся к главе, которая называется «Общие положения». Да, это та самая глава, которую иные водители даже не читают. «Общие положения, — говорят они, — это элементарно, это не главное. Главное там, где говорится о дорожных знаках, сигналах светофора или регулировщика, порядке движения, обгонах и так далее. А общие положения это обо всем и ни о чем». Между тем общие положения имеют в виду многие конкретные дорожные ситуации. Просто их невозможно втиснуть в Правила, невозможно выразить в расстоянии, времени, скорости. Вот почему и сказано о них общими словами: «Участники дорожного движения и другие лица обязаны действовать... таким образом, чтобы не создавать помех для движения, не подвергать опасности людей, не причинять имущественного ущерба государственным или общественным организациям и гражданам» (пункт 3). Лучше не скажешь. Все описанные дорожные происшествия случились из-за нарушений именно этого пункта Правил. Отвлекаться от управления автомобилем или другим транспортным средством нельзя. Любое «только на миг» — это потеря тех драгоценных секунд, долей секунды, которых в дальнейшем может как раз и не хватить. Вспомните: за одну секунду на скорости 70 км/час автомобиль проходит 20 метров. А ведь порой одного только метра и не хватает, чтобы предупредить дорожно-транспортное происшествие. В. ПЕЧЕРСКИИ, старший научный сотрудник ВНИИ судебных экспертизПочта «Зеленойволны»водитель грузовика тоже. Вижу, что у него в левой фаре нет света. Поэтому беру правее, снижаю скорость. Но, когда между нами осталось не более 50 метров, водитель резко изменил направление и вышел на полосу встречного движения. Я пытался увести автомобиль от удара к кювету. Но не успел — рука-то одна была за окном. При столкновении мне по локоть оторвало руку. И вот в 25 лет я стал инвалидом. Теперь могу только утешиться мыслью о том, как хорошо, что это случилось не в большом городе, где интенсивное движение, много пешеходов. Сколько могло быть жертв из-за того, что я пренебрег правилами движения.———«Я так привык, мне тин удобно!» — оправдываются некоторые водители описанные в статье «Одной рукой». Хочется предостеречь их. как говорится, своим печальным опытом. Водить автомобиль одной рукой — преступление. И в отношении других, и в отношении собственного благополучия. Мне кажется, пора ввести меры наказания за управление автомобилем одной рукой. Вплоть до лишения водительских прав. Краснодарский край, г. ЛабинскДорогая редакция! Прочитал яв вашем журнале статью «Одной рукой». Она меня очень взволновала, потому что эта тема касается непосредственно меня. моей судьбы. Семь лет я работал шофером, имею первый класс. Однажды летом ехал по трассе Лабинск — Вознесепское — Упорная на своем «Москвиче» со скоростью 70 к.м/час. Дорога была сухая, ничто не предвещало беды: ночью на этой трассе порой не встретишь ни одного автомобиля, оживленное движение только днем. Это случилось в 11 часов вечера. Управляя автомобилем одной рукой, я заметил приближающийся навстречу грузовик. Переключился на ближний свет,28