лЗЕЛЕНАЯ ВОЛНАТЕЛЕКАМЕРЫ НА ПЕРЕКРЕСТКАХисходящее здесь, на перекрестке она передает по проводам на районный пункт централизованного управления движением. Оператор со своего места может поворачивать передающую камеру в нужном направлении, изменять ее наклон, масштаб изображения. Эта система телевизионного управления движением была разработана городской Госавтоинспекцией в содружестве с Львовским политехническим институтом и производственно-техническим объединением «Электрон». Она создана на базе серийно выпускаемых установок промышленного телевидения типа ПТУ-101 и ПТУ-102. Кроме того, в ее состав входит автоматическое устройство переключения светофоров, акустическая система и ряд других блоков и устройств, предназначенных, в частности, для дистанционного управления телекамерами. Их обзор в горизонтальной плоскости — в пределах 270°, в вертикальной — 90°, а масштаб изображения может быть увеличен в 1,7—2 раза. Все органы управления и контрольные приборы системы размещены на пульте и аппаратной стойке перед оператором. Сейчас на ней — четыре телевизионных экрана, по числу перекрестков, оборудованных телекамерами, но система рассчитана на 12 таких каналов, и к ней можно подключить еще восемь городских перекрестков. Мощность, потребляемая системой, — около 6 килоЗ а пультом управлениядорожным движ ениемстарший госавтоинспектс-р ГАИ УВД Львова капитан милиции С. Гайтко. ватт. Она может работать 23 часа в сутки и нуждается лишь в часовом перерыве. Основная задача оператора: держать в поле зрения движение на ряде взаимно связанных перекрестков и определять на основе этого автоматический режим регулирования, наиболее соответствующий обстановке. Он может ме ­ няться в широких пределах — от 5 до 70 секунд. И все же никакая автоматическая программа не способна предусмотреть все изменения реальной действительности. Иногда (об этом шла речь выше) перекресток не успевает разгрузиться, а в пересекающем направлении машин мало. Тогда оператор нажимает кнопку дистанционного управления, и, пока он ее не отпустит, тот или иной сигнал на перекрестке будет гореть. Иногда такое вмешательство требуется, чтобы пропустить скопление пешеходов или дать беспрепятственно проехать спецмашинам. При необходимости оператор может через мощный (100 ватт) динамик на перекрестке призвать к порядку пешеходов-нарушителей, дать указания водителям. Достоинства телевизионной системы управления движением состоят не только в том, что один оператор заменяет сразу несколько регулировщиков. Главное, как об этом говорилось выше, оператор видит и оценивает дорожнуюоб ­ становку одновременно на ряде взаимосвязанных перекрестков и благодаря такому расширенному «кругозору» приниВид перекрестка проспект Ленина — улица Горького с двумя передающими телекамерами и репродукторами.Оживленный перекресток на одной из центральных улиц Львова. Вспыхивают, чередуясь в четком ритме, сигналы светофора. Повинуясь этим командам, тормозят и начинают движение машины. Обычная на первый взгляд картина. Только что-то не видно поблизости работников Госавтоинспекции. К перекрестку плотной группой приближается несколько автомобилей, а зеленый сигнал светофора вот-вот должен погаснуть. Водитель «Волги» на пересекающей улице уже наготове: включил передачу и держит ногу на педали сцепления. Но светофор меняет ритм. Еще несколько секунд продолжает гореть зеленый, пока вся группа автомобилей не минует перекресток. Именно так поступил бы регулировщик, отдав предпочтение большинству. Но ведь регулировщика здесь нет] Через минуту над перекрестком раздается громкий голос из репродуктора: — Гражданин с черным портфелем, вернитесь и подождите зеленого сигнала светофора! «Черный портфель» смущенно пятится назад. А слева от него, на другой стороне улицы стайка пешеходов шарахается из-под капота поворачивающего направо грузовика, водитель которого не пропустил переходящих проезжую часть людей. Вслед за грузовиком поворачивается телевизионная передающая камера и провожает его укоризненным «взглядом». Номер машины зафиксирован, и нарушителя ждет наказание, хотя он об этом пока не знает. Телекамера, установленная на кронштейне над перекрестком, возвращается к наблюдению за дорожной обстановкой. Все про