спытывает «За рулем»Осенью прошлого года на спидометре редакционного ВАЗ—2103 вышли «все нули» — 100 тысяч километров пробежала машина со дня рождения. Мы уже рассказывали об этом событии и обо всем поведении автомобиля за время наших эксплуатационных испытаний (см. «За рулем», 1975, № 10). Прошел еще один год, немногим меньше. И сегодня в окошечке суммарного счетчика" километров пятизначная цифра — мы проехали еще 30 тысяч километров, Где у бывал наш автомобиль? Скоростной пробег Москва — Вильнюс — Крым — Москва, пожалуй, единственныйвывернуть прикипевшие намертво к своим местам болты, которыми закреплены стекла задних фонарей. И чтобы не повреждать стекла (как пришлось нам), не мучиться со сверлением и т. п., советуем принять меры, чтобы эти болтики не ржавели. Хотим еще раз отметить отличное качество шин И-200 производства опытного завода НИИШПа. Теперь уже более 50 тысяч километров прошли они, а протектор по-прежнему в очень хорошем состоянии. На 123-й тысяче нам пришлось выполнить несколько ремонтных операций, потребовавшихся совершенно для нас неожиданно. Каждый, вероятно, не раз читал и слышал призывы автоинспекции применять противоугонные приспособления на автомобилях. Такое приспособление на «жигулях» есть. А мы еще ус-СТОтысячИ ЕЩЕ ГОДдальний маршрут. На его долю пришлось, вместе с передвижением по Крыму (см. статью Л. Шувалова в № 5 журнала), около 7 тысяч километров. Этот путь машина прошла с полной нагрузкой ив хорошем темпе. Остальные тысячи набрались «сами собой», в поездках по Москве и кратковременных (100—150 километров) выездах в Подмосковье. Нагрузка — от одного водителя до пяти человек плюс полный багажник. Как же удалось менее чем за год «накрутить» 30 тысяч? Ничего выдающегося в этом нет. Попробуйте ездить каждый день по всем служебным делам — получите такой же результат. Кстати, теперь уже многие владельцы «жигулей» за год наезжают не меньше. Ведь эта машина легко эксплуатируется и зимой. На что можно и следует, по нашему мнению, обратить внимание? Произошло с автомобилем до удивления мало. После капитальной прошлогодней ревизии буквально не на что пожаловаться. Самой крупной, внеплановой работой оказалась замена тягового электромагнитного реле стартера. Причина — износ и окисление медного подвижного контакта реле. Реле заменили на 114-й тысяче километров. Из мелочей следует, очевидно, сказать о вышедших из строя лампах стопсигналов. Они «сгорели» с обеих сторон, одна за другой с промежутком в два-три дня, на 117-й тысяче. При замене этих ламп мы неожиданно столкнулись с трудностью. Невозможно было тановили и «секретный» сигнал. И лишь однажды, уйдя на полчаса, не включили его. Так вот, этого оказалось достаточно, чтобы, говоря языком протокола, «неизвестные лица» выбили неподъемное стекло правой задней двери, открыли дверь и похитили из автомобиля зеркало заднего вида, аптечку, различные мелкие предметы из «перчаточного» ящика. Рассказываем об этом случае с одной целью: еще раз напомнить о целесообразности дополнительной защиты машины. Это рекомендует и милиция. Несколько слов о зиме 1975—1976 годов. М ожно , наверное, не повторять, что двигатель ВАЗа лучше, чем любого другого отечественного автомобиля, приспособлен к холодному пуску. Практически этой проблемы не возникает, когда ртуть или окрашенный спирт на термометре выше отметки 20 градусов. А когда ниже? В Москве, например, этой зимой были целые периоды 25—28-градусных морозов. Ночами доходило до ми ­ нус 30—32. Тут уж не обойтись без каких-либо добавочных средств. Главн ое — масло в двигателе должно оставаться после длительной (всю ночь!) выдержки на морозе достаточно жидким для легкого вращения коленчатого вала при пуске ив то же время после прогрева мотора — быть достаточно вязким и обеспечивать нормальное давление в системе. Вы знаете, что всесезонные масла «жигулей» отвечают этим условиям. Но в большой мороз...Многие практикуют предварительную «раскрутку» вала пусковой рукояткой, пока он не начнет вращаться сравнительно легко, а затем уж прибегают к услугам стартера. Другие уносят вечер ом домой аккумулятор. И все же нередко видишь, как автомобиль мучают, заводя на «длинном зажигании» (так именуют в просторечии буксировку). Мы ни разу не воспользовались ни одним из этих способов. Двигатель пускали стартером. Вот несколько простых советов из нашего опыта, которые, возможно, будут полезны и вам. Не дожидаясь холодов, еще осенью тщательно обслужите и отрегулируйте систему зажигания. Проверьте свечи. Вероятно, полезно будет на зиму заменить несколько холодноватые свечи «Изолятор» (ГДР), которые хорошо работают летом, чуть более го ­ рячими отечественными марки А7,5ХС. Кстати, у нас свечи нормально работали все 80 тысяч километров, в течение которых испытывается машина. Через каждые 20—25 тысяч проверяем их состояние, чистим, регулируем зазоры между электродами. Очень важно состояние аккумулятора. Проверьте его, доведите до зимней кондиции — не пожалеете. И наконец, небольшая практическая, древняя как мир, хитрость, помогающая при очень сильных морозах. Вечером, ставя автомобиль на стоянку, проделайте следующее. Выключите зажигание и влейте через сапун в двигатель 0,30,5 л обычного бензина. Затем вновь заведите мотор, дайте ему поработать на малых оборотах минуту-две и спокойно идите домой. Утром даже в сильный мороз стартер легко будет «крутить» коленчатый вал (масло-то жидкое, разбавленное бензином), и двигатель уверенно заработает с одной-двух попыток. Так делали мы минувшей зимой — результат хороший. Не нужно бояться, что масло останется жидкими смазка ухудшится. При прогреве, буквально за 15—20 минут, бензин испаряется из горячего масла, а пары выходят через систему вентиляции картера, засасываются в цилиндры двигателя и сгорают там безо всякого вреда для машины и окружающих. И еще о двух маленьких неудобствах, связанных с зимой. Первое — замерзание замков. С этим лучше бороться профилактически — несколько раз заранее смазать их специальной жидкостью -для размораживания и смазки замков или же обычной тормозной жидкостью. А если замок замерз и аэрозольного размораживателя нет, надо впрыснуть в отверстие медицинским шприцем 1015 см 3 спирта, а затем смазать тормозной жидкостью. Второе — замерзание воды и грязи в шарнире педали «газа», из-за чего «не сбрасываются обороты», Здесь нужна своя профилактика. Еще осенью хорошенько очистите шарнир (он на полу под ковриком) и хорошо смажьте. А зимой надо тщательно отряхивать снег с ног, удалять воду с коврика, чтобы она не застаивалась и не намерзала под ним. Вывод, сделанный нами после 130 тысяч километров пробега, в основном повторяет мнение о машине, составившееся лосле 100 тысяч. ВАЗ—2103 по всем показателям, в том числе по надежности и долговечности, — отличный автомобиль. А. БРОДСКИЙ