СПРАВОЧНАЯ СЛУЖБАИСПОЛНЕНИЕ ЗАКАЗОВ НА СТО«Иногда при обращении на СТО для проведения той или иной работы персонал станции предлагает предварительно провести полное обслуживание автомобиля по талону сервисной книжкии лишь затем нужную вам операцию. Правильно ли это?» — спрашивает А. Курноскин из Грозного. Этот же вопрос задают владельцы «жигулей» Н. Ищук из Калининграда, А. Горбунов из Свердловской области, многие другие читатели. Предприятия автосервиса входят в системы разных организаций: министерств автомобильного транспорта РСФСР и Украины, республиканских министерств бытового обслуживания населения, объединения «АвтоВАЗ». Все они должны выполнять работы по ремонту и обслуживанию в полном соответствии сзаявкой владельца автомобиля. В ней он сам определяет то, что нужно сделать. Но надо иметь в виду и следующее. Во время исполнения заказа могут быть выявлены дополнительные неисправности отдельных механизмов или деталей, у грожающие безопасности движения. Эти неисправности станции обс луживания системы Министерства автомобильного транспорта РСФСР устраняют только после согласования с владельцем машины . Если же владелец не согласен с решением СТО или в данный момент нет возможности устранить неполадки, то в наряде-заказе (он оформляется мастером-приемщиком в соответствии с заявкой) делается запись: «транспорт имеет дефекты, у грожающие безопасности движения, и эксплуатации не подлежит». При необходимости станция сообщает отаких автомобилях органам ГАИ. Примерно также обстоит дело на станциях обслуживания, входящих в системы других республиканских организаций. Несколько по-иному поставлено дело в центрах и на станциях объединения «АвтоВАЗ». Эти предприятия, не уведомляя владельца машины , могут провести дополнительные работы вразмере до 15% от первоначально намеченной стоимости операций по устранению неисправностей, о бнаруженных при обслуживании или ремонте. Если дополнительные затраты превышают 15%, то выполнение работ согласовывается сзаказчиком . II последнее. О тказываясь от предложенного станцией проведения очередного обслуживания, владельцы «жигулей» не всегда поступают верно. Ведь своевременно проведенное обслуживание избавит от повторного обращения на СТО.заключениями специалистов научноисследовательских институтов и заводов о технической целесообразности «совета». В результате такого отбора «выход» составляет в среднем страницу журнала, которая и появляется в каждом номере. Намеченные к публикации «Советы бывалых» редактируются, причем но объему фактического материала соответствуют тому, что сообщил автор. Среди тех, кто решит воспользоваться «советом», — люди, р азные по уровню технической подготовки, по возможно стям провести ту или иную операцию. И естественно, у некоторых из них возникают вопросы. Кто должен ответить на них? Лучше и быстрее сделают это авторы предложений. Поэтому для налаживания непосредственных контактов, упрощения обмена опытом редакция постоянно помещает адреса авторов предложений для раздела «Советы бывалых». И в разделе «Клуб «Автолюбитель» можно найти адреса авторов наиболее интересных разработок.ДИАФИЛЬМЫ ПО АВТОДЕЛУ«Очень нужны диафильмы, рассказывающие об устройстве автомобиля, порядке проведения технического обслуживания, правилах дорожного движения. Кто их выпускает, как приобрести?» — спрашивает преподаватель автошколы ДОСААФ А. Петров из Днепропетровска. Эти вопросы задают и другие читатели. Диафильмы среди учебно-наглядных пособий занимают важное место в автошколах. II спрос на них постоянно возрастает. Чтобы удовлетворить его, ленинградская фабрикаэкранных учебно-наглядных пособий уже изготовила более 1000 наименований диафильмов на самые разные темы. В 1975 — 1976 годах намечено выпустить еще 380 фильмов. Среди них — и пленки, рассказывающие оправилах дорожного движения, об устройстве автомобиля, з накомящиес работой отдельных его узлов и агрегатов. Канэдый диафильм состоит из одной или нескольких частей. Стоимость одной части черно-белого фильма — 20 коп., цветного — 40 коп. Приводим названия диафильмов. Цифры в скобках — количество частей, буквы «цв» — цветной. Устройство автомобилей Автомобиль ГАЗ — 24 «Волга» (3): Авто мобилн ГАЗ —53 и ГАЗ —66 (3): Автомобиль МАЗ —500 (4); Автобусы ЛАЗ (I): Автобус ПАЗ —672 (1): Автобус ЛиАЗ — 677 (1); Дизельные двигатели (на базе ЯМЗ — 236) (2); Карбюраторные двигатели (2); Система подачи масла на трущиеся поверхности деталей двигателей (1); Системы питания дизельных двигателей (2); Системы питания карбюрат орных двигателей (2); Системы смазки и охлаждения дизельных и карбюраторных двигателей (3); Система транзисторного зажигания (цв, 1); Система зажигания карбюраторного двигателя (1); Устройство основных механизмов автомобиля ВАЗ —2101 (1): Аккумуляторы (1); Генераторы переменного тока в электрооборудовании автомобилей (цв, 1): Электрооборудование постоянного и переменного тока (3): Электрооборудование автомобиля ВАЗ —2101 (1); Трансмиссия автомобилей (2). Техническое обслуживание и ремонт Диагностика автомобиля (3); Техническое обслуживание автомобилей (3); Техническое ' обслуживание автомобиля ВАЗ —2101 (1): Техническое обслуживание автомобиля ГАЗ—53А (2); Техническое обслуживание автомобиля МАЗ —500 (2); Ремонт автомобиля (9); Ремонт аккумуляторов (1). Безопасность движения Ты на улице не один (цв, 2); Дорожные знаки (цв, 1); Особые условия движения, перевозка людей и грузов (цв, 2): Порядок движения транспортных средств (цв 2)- Дорожная разметка и проезд перекрестков (цв, 2); Основы безопасности движения (цв. 2); Задачи на правила проезда перекрестков (цв, 3). Учебно-методические диафильмы Автоматизированный класс для программированного обучения (2): Программированное обучение (2): Программированный контроль с применением простейших технических средств (1). Для тех, кто изучает мотоцикл по программе начальной военной подготовки, выпущены диафильмы «Мотоцикл «ИЖ—-Планета-2» (3) и «.Мотоцикл «Днепр — МТ-10» (3). Кроме того, фабрика имеет в наличии десятки наименований диафильмов, рассказывающих оразличных сельскохоз яйственныхмашинах (тракторах, комбайнах, посевных и пахотных агрегатах), р азъясняющих основные темы граж^данской обороны, начальной военной подготовки. Фабрика продает фильмы по оптовым ценам (индивидуальных заказчиков не обслуживает), и автошколы, спортивно-технические клубы, крупные первичные организации ДОСААФ могу г рассчит ывать на ее помощь. З аказ следует оформлять в двух экземплярахи направл ять по адресу: Ленинград, 198095, ул. Зои Космодемьянской, д. 26. Фабрика экранных учебно-наглядных пособий Всесоюзного треста производственных предприятий. Обязательно указывайте при этом наименования и. адреса заказчика, в ышестоящей организации, плательщика: номер расчетного счета плательщика и отделение Госбанка с почтовым индексом, адрес, по которому следует отправить диафильмы . З аказ подписывают руководитель и главный бухгалтер, их подписи заверяются печатью. В заявке должно быть не меньше трех фильмов одного названия. А общее количество частей фильмов, которые хочет получить заказчик , — не меньше 125.НОВЫЕ НОРМЫ РАСХОДА БЕНЗИНА«Сообщите, где найти данные по нормам расхода топлива для автомобилей разных моделей», — обращается С. Мостовой из г. Ржева. Госплан СССР в октябре 1975 года утвердил и ввел в действие с1 января 1976 года новые временные нормы расхода топливо-смазочных материалов. Полностью они опубликованы в журнале «Автомобильный транспорт» (1975, № 12).ДЛЯ СЛУЖЕБНОГО ПОЛЬЗОВАНИЯНередко читатели, обращаясь в редакцию, просят разъяснить, почему у автобусов «Икарус-180» на остановках передняя дверь остается закрытой. Хотя эксплуатация автобусов — тема не нашего журнала, учитывая многочисленные просьбы, мы решили опубликовать ответ ставропольского транспортного управления на одно из таких писем. В ответе говорится, что Министерством автомобильного транспорта РСФСР водителям автобусов «Икарус180» (это двухосный автобус, сочлененный с одноосным прицепом) р азрешено использовать переднюю дверь для служебного пользования. З акрывать передние двери для пассажирову других моделей автобусов отечественного и венгерского производства, в том числе у «икарусов» моделей «556» и «280» (последняя — тоже сочлененный автобус, но у него передняя дверь почти вдвое шире, чем у модели «180»), недопустимо. Работники автопредприятий, самовольно использующие передние двери автобусов для служебного пользования, кроме «Икаруса-180», могут быть привлечены к административной ответственности.НАПИШИТЕ НЕПОСРЕДСТВЕННО АВТОРУГруппа читателей обратилась в редакцию с просьбой объяснить, по какому принципу отбираются для печати «Советы бывалых». Нередко в письмах содержится просьба сообщить дополнительные данные по тому или иному «совету». Р едакция ежемесячно получает 150 — 200 писем, содержащих материалы, п редназначающиеся для раздела «Советы бывалых». При отборе для опубликования сотрудники редакции руководствуются спросом читателей на те или иные рекомендации (письма с техническими вопросами, поступающие ежедневно в большом количестве), легкостью осуществления рекомендации иАВТОМОБИЛЬ ЧКАЛОВА«Ваш журнал сообщал по просьбе одного из читателей о машине Ю. А. Гагарина, — пишет С. Старухин из Троицка, — а какой автомобиль был у В. П. Чкалова?» Великий летчик нашего времени В. П. Чкалов получил в подарок от Советского правительства легковой автомобиль «Паккард». Эта машина, которой он пользовался несколько лет, экспонируется вместе счетырьмя самолетами, на которых летал Чкалов, в его доме-музее в г, Чка.ювске Горьковской области. Проезд от Горького — автобусом (3 часа 15 минут) или скоростными судами типа «Метеор» (2 часа 20 минут). 33