День рядом с испытателямиВ московском городском Дворце пионеров проходил Всесоюзный слет юных автомобилистов. Сидевший рядом со мной молодой человек (видимо, из гостей) живо реагировал на выступления и конкурсы. Замечания, которыми он делился со своим товарищем, были интересны и свидетельствовали о хорошем знании предмета, о собственном взгляде на автомобильные дела. В перерыве мы разговорились и познакомились. Мой сосед оказался водителем-испытателем научно-исследовательского института автомобильного транспорта. И хотя знакомство было случайным, я ему обрадовался — работа испытателей меня интересовала давно. Прощаясь, мы условились, что в ближайшее время, как только начнутся эксперименты на автополигоне, Игорь — так звали моего нового знакомого — мне позвонит. Недели через две он действительно позвонил. !Лы договорились встретиться на следующий день. И вот я сижу на заднем сиденье «Москвича», который мчит нас по Московской кольцевой автомобильной дороге. В открытое окно доносятся запахи леса — утренний воздух еще не успел пропитаться гарью и дымом. В машине нас трое — рядом с Игорем Исаковым сидит его непосредственный руководитель начальник отдела шин НИИАТа Анатолий Викторович Запорожцев. Знакомя нас, Игорь полушутя-полувсерьез сказал: — Пользуйтесь случаем! Дорога до полигона неблизкая, успеете поговорить. А потом будет некогда! И мы говорим. Собственно, это даже не беседа, а скорее рассказ — о шинах, об испытаниях, об испытателях, — потому что говорит в основном Анатолий Викторович. Иногда вступает в разговор Игорь. А я только вставляю вопросы и пытаюсь направлять этот рассказ в нужное мне русло, 34Первый вопрос — общий: — Чем занимается ваш отдел? — Разработкой методов рациональной эксплуатации автомобильных шин, — не задумываясь, формулирует Анатолий Викторович. И добавляет: — Но это уже конечный итог, Чтобы подойти к нему, мы должны прежде дать объективную оценку качеству шины. А для этого у нас есть необходимые полномочия — без заключения института ни одна модель шин не может быть запущена в серийное производство. Это трудная ноша. Но отдел полностью принял ее на себя и пока с задачей, судя по всему, справляется. Рассказать, какими путями определяется это качество, из чего складывается объективная оценка — и значит ответить на ваш вопрос обстоятельно. Что значит «хорошая шина» в понимании автолюбителя? Очевидно, это шина долговечная, способная «пробежать» много километров. И это в какой-то мере правильно. Но только в какой-то! Потому что добиться некоторого увеличения ходимости можно ведь и очень просто — достаточно увеличить глубину протектора. Но при этом увеличивается вес шины, ухудшается динамика, падает экономичность, С таким решением соглашаться нельзя. Мы прежде всего экономисты! И каждая шина подвергается целой серии экспериментов, в процессе которых определяется ее влияние на динамические характеристики автомобиля, на его экономичность; выявляется износостойкость резины, ее способность «держать дорогу», противостоять боковому уводу автомобиля. Кроме этого, мы определяем радиус качения шины. — Кстати, — Анатолий Викторович улыбается, и его серые острые глаза вспыхивают молодо и задорно, — сколько радиусов у шины? — И, не дожидаясь, отвечает сам: — Четыре! И начинает перечислять по пальцам: свободный, статический, динамический и качения. Нас в основном интересует именно этот, последний радиус. От него непосредственно зависят показания скорости и пройденного километража, то есть величины, характеризующие экономический эффект работы автомобиля. И он еще раз повторяет: — А мы экономисты! Молчавший до сих пор Игорь теперь вступает в разговор: — Вы расскажите об «экономичке»! — Нет уж, уволь, — отвергает предложение Анатолий Викторович, — это твой конек, вот ты о нем и рассказывай. Игорь несколько минут молчит. И когда я уже думаю, что разговор прервался, он начинает. Невольно замечаю, что его манера говорить очень напоминает манеру Запорожцева — такой же тщательный подбор выражений, оборотов и формулировок, то же старание уложить мысли в короткие предложения. — Испытания на экономичность мы проводим на одном из участков динамометрической дороги автополигона — замеры говорят, что он практически горизонтален. Ничего более нудного невозможно, пожалуй, себе представить. Километр туда — километр обратно. Это повторяется десятки раз. И нужно все время держать скорость точно ту, какая задана. Скажем, определена мне скорость 30 км/час — и должен «пилить» так, чтобы стрелка спидометра стояла на этой цифре, не шелохнувшись. Это трудно, требует большого нервного напряжения, полной сосредоточенности. Нужно чувствовать машину так тонко, как будто она твое продолжение. И так — заезд за заездом. Время прохождения участка засекается секундомерами — для контроля. Если разница между временем «туда» и «обратно» приближается к 10 секундам — это плохо. Мы стараемся свести ее к минимуму, и обычно она не превышает 1—2 секунд. Затем назначается новая скорость — и все начинай сначала. А потом еще и еще. А окончательный результат мы узнаем много позже, когда будут обработаны результаты, построены бесчисленные графики и сделан их анализ. Он расскажет о влиянии шины на расход топлива. Эти испытания — одни из самых утомительных, несмотря На их кажущуюся простоту. И устаешь-то не от физических нагрузок, а от того постоянного напряжения, в каком нужно держать себя целый день. Игорь умолкает и вопросительно смотрит на меня — все ли понятно. Я ки ­ ваю головой и тут же задаю новый вопрос. — Еще какие испытания вы проводите? — Осталось больше, чем мы назвали, — уточняет он, —- замеряем «выбег», то есть определяем влияние данной шины на величину пути, который проходит свободно катящийся автомобиль. Определяем тормозной путь — ведь он тоже зависит от типа шин. Узнаем, как ведет себя шина на разном покрытии, на сухом имокром асфальте, как она «держит дорогу» — это важно при обгоне или при объезде препятствия. М ежду прочим, сегодня мы будем заниматься именно этой работой. Снова наступает пауза. За разговором я не заметил, что мы давно свернули с кольцевой и теперь едем по довольно узкой дороге, разрезающей пополам лес. — Анатолий Викторович, — снова первым нарушаю я молчание, — вот мы говорим: испытания, шины, эксперименты. Но ведь в каждом эксперименте, кроме автомобиля и шин, о которых вы уже много рассказали, участвует водитель. Расскажите о своих ребятах! Как вы их подбираете? Какие требования к ним предъявляете? Запорожцев качает головой: — Ай да вопрос! Тут двумя словами не обойдешься. Вот давайте попробуем рассмотреть его по порядку. Приходит к нам новый водитель, как правило, молодой парень (так пришел когда-то и Игорь), и просится в испытатели. Непременно сразу в испытатели — «мечтаю с детства, о другой работе и думать не могу!» Мы знакомимся, беседуем, рассказываем о работе и... сажаем на «хозяйственный» автомобиль. Д ержим «в черном теле» месяц, два, полгода — и наблюдаем, наблюдаем, присматриваемся к нему со всех сторон. И как к водителю, и как к человеку. Против такой методики можно, конечно, привести кучу возражений. И все они будут, пожалуй, резонны. Но ведь другой-то, настоящей, научно обоснованной системы отбора испытателей нет. Хуже того. Нет ни одного даже среднего технического учебного заведения или просто профтехучилища, где бы готовили испытателей. А уж о вузе и го-