мает наиболее правильные и точные решения. Правда, оператор может не за всем поспеть, не направит вовремя телекамеру куда нужно, не заметит существенного изменения обстановки и запоздает с необходимыми действиями. В состоянии ли кто-нибудь внести коррективы? Такая возможность предусмотрена на одном из перекрестков, оборудованном системой радиоуправления светофорами РУД-1. Инспектор-регулировщик, находящийся на расстоянии до 200 метров от перекрестка, управляет сигналами светофоров при помощи специального жезла, в котором смонтирован миниатюрный радиопередатчик. Можно это сделать и из спецавтомобиля, который, например, сопровождает колонну, перевозящую детей. Приоритет в таких случаях имеет радиоуправление, и лишь когда прекращаются его сигналы, восстанавливается «власть» оператора. Целесообразность и эффективность каждого нововведения проверяется жи знью. Система телевизионного управления движением эту проверку выдержала с честью. В течение многих лет в центре города аварийность была высокой и продолжала расти. После внедрения телеуправления она резко снизилась. Время простоев машин у перекрестков сократилось на 30%. Сейчас сфера действия хорошо зарекомендовавшей себя системы расширяется. Ведутся работы по подключению к ней соседних перекрестков. Продолжается и совершенствование возможностей системы. Проводится, например, в экспериментальном порядке, фотографирование с экранов мониторов. Эти снимки могут стать документами, позволяющими разобраться в причинах дорожно-транспортного происшествия. В планах — разработка автоматической фиксации нарушений Правил движения при помощи видеомагнитофона. Электроника и телеуправление все прочнее внедряются в организацию и регулирование городского движения. Н. БОГДАНОВ, начальник отделения ГАИ И. ОГОРОДНИК, кандидат технических наук, заведующий кафедрой АСУ политехнического института г. ЛьвовСТАТИСТИКА ДОРОЖНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙВ журнале уже писалось (1976, № 4) о том, что статистика ДТП позволила выявить самые опасные в аварийном отношении часы суток, дни недели, месяцы. Так вот, по месяцам наибольшее количество несчастий на дорогах случается в августе. Вызвано это целым комплексом причин. На этот последний летний месяц приходится максимальное оживление на тихих местных дорогах, по которым идут машины, занятые на уборке урожая. В эту лучшую отпускную пору на ходу огромный парк индивидуальных автомобилей и мотоциклов. Их владельцы отправляются на отдых к морю, совершают дальние туристские путешествия. За лето они обкатались, обрели уверенность за рулем, а она, к сожалению, нередко перерастает в самоуверенность, лихачество. Дети, возвращающиеся из пионерских лагерей, наоборот, отвыкают от сутолоки городского движения и чаще становятся жертвами происшествий. Поскольку август самый аварийный месяц в году, полезно загодя напомнить водителям, какие нарушения Правил движения они чаще всего допускают ик каким это ведет последствиям. Оговоримся сразу, что каких-либо специфически сезонных взлетов отдельных видов дорожно-транспортных происшествий в этот период нет. Лишь примерно пропорционально возрастает их общее количество. Поэтому мы будем пользоваться статистическими данными за весь минувший год. Самые большие беды приносит управление машиной в нетрезвом состоянии. Это весьма распространенное нарушение Правил влечет за собой цепочку других. Пьяный водитель чаще превышает допустимую скорость движения, не подчиняется требованиям дорожных знаков и сигналов светофоров. А последствия происшествий, совершенных нетрезвыми водителями, бывают наиболее тяжкими. Например, в Псковской области в каждой сотне ДТП по вине пьяных за рулем погибло в полтора раза больше людей, чем в таком же их количестве, случившихся по другим причинам. На дорогах Тувинской АССР в прошлом году погибло 137 человек, из них 96 были жертвами нетрезвых водителей. Наглядное представление <об удельИнформирует ВНИИ безопасности дорожного движения МВД СССРном весе отдельных причин дорожных происшествий в процентном отношении ко всем ДТП, случившимся по вине водителей, дает таблица, составленная по статистическим данным двух разных регионов — Литовской ССР и Кировской области. Кале видим, с «нетрезвым состоянием» соперничает лишь превышение скорости, допустимой в конкретных дорожных условиях. Оно в 6—10 раз чаще приводит к несчастьям, чем «несоблюдение дистанции», и в 20 — 60 раз чаще, чем «внезапный выезд из ряда». Весьма часто приводят к тяжелым последствиям несоблюдение очередности проезда и выезд на левую сторону дороги. Кто же несет наибольший урон в результате столкновений, наездов и других дорожных происшествий? Скажем, в Магаданской области 75,1% пострадавших составили сами водители транспортных средств и их пассажиры, 24,7% — пешеходы и 0,2% — велосипедисты. Подобная картина характерна и для других мест. Таким образом, нарушения Правил движения в первую очередь весьма опасны для тех, кто сидит за рулем, и для тех, кого они везут. Хочется, чтобы водители поразмыслили над приведенными цифрами и сделали для себя соответствующие выводы. Остаток теплого сезона отнюдь не самая благополучная и спокойная пора на дорогах. Опасности таятся не только в возросшей интенсивности движения, требующей особой внимательности и бдительности. Угрожающими становятся многочисленные примыкания полевых дорог, с которых машины, работающие на уборке урожая, наносят на асфальт слой скользкой ясидкой грязи. На дорогах общего пользования чаще появляются трактора с прицепами без сигнальных огней, трактористы порой имеют слабые навыки езды по автомагистралям. Более сложными становятся обгоны, чаще в критические ситуации попадают пешеходы, особую опасность представляют пьяные за рулем. Бороться с этим грубейшим нарушением Правил дорожного движения, не оставлять без внимания ни одного подобного случая — долг каждого водителя.Распределение ДТП (%), случившихся по вине водителей в 1975 году, по видам нарушенийЛитовская ССР 35,6 7.7 14.4 2.4 11.8 Кировская область 31,5 3.2 7.5 1.0 10,8 1.0 0,5 7.4 46.4Виды нарушений Превышение скорости Нарушение правил обгона Несоблюдение очередности проезда Нарушение требовании знаков пли указателей Выезд на левую сторону Несоблюдение дистанции Внезапный выезд из ряда Эксплуатация технически неисправного транспортного средства Нетрезвое состояниее.о 1.83.5 2(5.0В таблице приведены только основные виды нарушении.23' ; . ' • : - , - .