ЗА СТРОКОЙ РЕШЕНИЙ СЪЕЗДАНа основе роста экономики и повышения эффективности общественного производства обеспечить более полное удовлетворение возрастающих материальных и духовных потребностей народа... В этих целях предусмотреть: ... более полное удовлетворение спроса населения на товары народного потребления... Нз «Основных направлений развития народного хозяйства СССР на 1976 — 1980 годы»МОТОЦИКЛЕТНАЯ ПЯТИЛЕТКАЕсли проанализировать структуру спроса населения за последние пятилетки на различные товары и удовлетворение этого спроса, отчетливо будет виден рост обеспеченности советских людей так называемыми предметами длительного пользования, различными бытовыми приборами и машинами. Одним из предметов массового пользования стал мотоцикл. Владельцев двухколесных машин у нас сейчас примерно 10 миллионов. Это самое распространенное личное средство транспорта. Не случайно в каждом сообщении ЦСУ о выполнении народнохозяйственного плана фигурируют мотоциклы и мотороллеры. За один только предыдущий год было выпущено 1029 тысяч мотоциклов и мотороллеров и около 700 тысяч мопедов. И естественно, многих наших читателей интересует, как будет развиваться мотоциклостроение в новой пятилетке. Об этом рассказал нашему корреспонденту Б. Синельникову начальник Всесоюзного промышленного объединения по производству мотоциклов и велосипедов Г. И. САМСОНОВ. — Геннадий Иванович, расскажите, пожалуйста, о перспективах отечественного мотоциклостроения в десятой пятилетке. — Труженики нашей отрасли, следуя девизу десятой пятилетки «Эффективность и качество», стремятся увеличить выпуск более совершенных по своим техническим и эксплуатационным характеристикам машин с возможно меньшими затратами. Для решения этой задачи предстоит многое сделать. Надо не только разработать соответствующие времени конструкции, но и, что самое трудное, запустить их в производство. А для этого в нынешних условиях, говоря словами «Основных направлений развития народного хозяйства СССР на 19761980 годы», требуется ускорить «реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий на основе использования новейших достижений науки и техники». Большинство предприятий мотоциклетной промышленности были пущены в послевоенные годы, их цехи перегружены, не приспособлены для нового, более сложного оборудования, поэтому реконструкция здесь включает и расширение производственных площадей. Только таким путем можно создать необходимые условия для изготовления машин высокого качества и увеличения выпуска. На ряде заводов уже полным ходом идет этот процесс. Два больших цеха были построены на минском мотовелозаводе. Первый из них, сборочный, вступил в строй в прошлом году. Большая реконструкция идет на киевском заводе, После ее завершения в десятой пятилетке там будут собирать 120 тысяч мотоциклов с коляской —• почти вдвое больше, чем сейчас. В 1978 году в Ижевске планируется ввести в строй новые сборочный, малярный и другие цехи. К концу пятилетки там же закончится реконструкция заготовительного производства. В Коврове в те же примерно сроки будет введен в строй новый механосборочный цех и осуществлена перепланировка всего производства. В Вятских Полянах увеличится выпуск бо14ковых прицепов к мотоциклам ИЖ. — Какие же рубежи по общему выпуску намечены на 1980 год! — Планируется довести годовое производство мотоциклов и мотороллеров к концу пятилетки до 1200 тысяч, а мопедов до 750 тысяч. — Удовлетворит ли это спрос! — На легкие и средние мотоциклы, пожалуй, да. А вот тяжелых и средних с коляской («ИЖ—Юпитер») будет все же недостаточно. — Казалось бы, резкий рост выпуска легковых автомобилей, характерный для последних лет, должен снизить дефицит мотоциклов с коляской. Однако этого пока не происходит. Чем вы объясните такое положение! — Легковой автомобиль, конечно, наступает на позиции мотоцикла, как более удобный и всесезонный вид транспорта, особенно для поездок на большие расстояния. Но не следует забывать, что страна наша огромна, что не везде еще, особенно в сельской местности, проложены хорошие дороги. Именно там мотоцикл вообще, а ско ляской в особенности, сегодня незаменим как личный транспорт, как важное подспорье в жизни сельского труженика. Полагаю, что еще много лет тяжелый мотоцикл с коляской, способный двигаться по грунтовым дорогам и даже бездорожью, будет пользоваться повышенным спросом у жителей деревни. К тому же он проще по устройству, а следовательно, дешевле в эксплуатации и ремонте — тоже немаловажное обстоятельство для сельского потребителя. Надо ведь учесть, что владельцы мотоциклов гораздо чаще, чем автомобилисты, ремонтируют машину сами. Если же говорить о мопедах, легких и средних мотоциклах, то они, как и ныне, будут использоваться для коротких деловых поездок, отдыха и спорта. Это их сфера, и здесь они не испытывают конкуренции. — Коль мы затронули эти вопросы, хотелось бы узнать ваше мнение о судьбе мотороллера. — Эти машины обладают особыми качествами и имеют круг своих постоянных приверженцев. Тот уровень выпуска, который существует ныне — около 100 тысяч машин в год, — почти обеспечивает спрос. Своевременное обновление моделей, направленное прежде всего на повышение технических и эксплуатационных характеристик, дальнейшее улучшение внешнего вида, видимо, обеспечат и впредь хорошую «жизнеспособность» мотороллеров. — Геннадий Иванович, не могли бы вы кратко охарактеризовать типаж мотоциклетной техники на эту пятилетку. — Наша промышленность выпускает машины всех основных классов и типов, удовлетворяя практически запросы большинства мотолюбителей. Поэтому типаж на новую пятилетку не претерпел изменений. Легкие мотоциклы «Минск» с двигателем класса 125 см3 (выпускает минский мотовелозавод) и «Восход» с двигателем 175 см3 (завод в Коврове); средние мотоциклы марок «Планета» и «Юпитер» с одно- и двухцилиндровыми двигателями класса 350 см3 (завод в Ижевске); тяжелые мотоциклы «Днепр» и «Урал» с коляской (киевский и ирбитский заводы), имеющие в отличие от всех других четырехтактные двухцилиндровые двигатели класса 650 см3 . Мотороллеры у нас делают два заводав Вятских Полянах с двигателем 150 см3 («Вятка—3-электрон») и в Туле с двигателем класса 200 см3 («Турист»). Легкие мопеды «Рига» с двигателем рабочим объемом 45 см3 (выпускает рижский завод «Саркана Звайгзне»), мопеды «Рига» и «Верховина» с двигателем рабочим объемом 49,8 см3 (их изготовляют рижский и Львовский заводы). Кроме того, в Пензе производят мотовелосипеды с тем же двигателем, которым снабжены легкие мопеды. Как видите, ассортимент довольно широк, и у покупателя есть возможность выбрать машину, наиболее полно отвечающую его требованиям. — Известно, что мы экспортируем двухколесные машины. Какие из них пользуются наибольшим спросом за рубежом! — Основную долю нашего экспорта составляют мопеды. Их охотно покупают в социалистических и развивающихся странах. Мотоциклы же, рассчитанные на трудные дорожные условия и потому обладающие специфическими качествами, предназначены главным образом для внутреннего рынка. Японские модели, например, заполонившие мировой мотоциклетный рынок, отличаются высокой скоростью и приемистостью, зачастую чрезмерным избытком мощности. Их двигатели, работающие на высокооктановом бензине, развивают весьма большие обороты, что заставляет применять пяти-, а то и шестиступенчатые коробки передач. Одним словом, они рассчитаны только на дороги с усовершенствованным покрытием и служат скорее не для транспортных целей, а для отдыха и развлечений. Поэтому мы и не стремимся получить технические характеристики, равные тем, что у японских машин. Они в наших условиях не нужны. Но вот в чем действительно нам надо подтянуться, так это в отделке, архитектуре, конструктивных решениях некоторых узлов. В первую очередь это касается дисковых тормозов, раздельной смазки в двухтактных двигателях и литых колес. Наши заводы и ВНИИмотопром ведут разработки по этим узлам. В Ирбите. на гоночных мотоциклах уже применяют дисковые тормоза, а ижевцы снабдили модель «Планета-спорт» раздельной системой смазки с насосом оригинальной конструкции. Когда эти узлы докажут свою жизнеспособность, мы будем внедрять их на других машинах. — Вы не сказали о судьбе литых колес. А они очень интересуют владельцев тяжелых мотоциклов. Порой они нам пишут, что ездят в таких условиях, когда не выдерживают спицы. Некоторые даже заменяют их сплошным диском. Понятно, это не лучшее решение, но что им остается делать! — Мы знаем о таких случаях и считаем, что в поломке спиц больше всего виноваты сами владельцы машин. Колеса «Днепра» и «Урала» обладают весьма3*высокой прочностью, что доказывают не только труднейшие кроссовые соревнования, но и опыт эксплуатации многих тысяч машин. Мотоцикл — не трактор и не вездеход. Чтобы благополучно пройти на нем трудный участок дороги, не требуется обладать высоким мастерством, достаточно проявить лишь минимум осторожности. М ожнос уверенностью предположить, что тот, кто сегодня не успевает менять спицы, завтра будет ломать литые колеса, а если те не поддадутся, то выведет из строя трансмиссию. Главное преимущество литых колес не столько в прочности, сколько в простоте производства (если оно налажено) и обслуживания. Мы планируем освоить выпуск литых колес в этой пятилетке. — Геннадий Иванович, случается, наши читатели жалуются на то, что качество изготовления купленных ими машин оставляет желать лучшего, особенно это относится к окраске и приборам электрооборудования. Что предпринимается в этом направлении! — Все заводы отрасли сделали немало, чтобы улучшить качество машин. И все же, надо признать, нас не всегда удовлетворяет их продукция. Особенно подводят смежники. Не раз по этому вопросу выступала пресса, в том числе и ваш журнал, но, к сожалению, положение меняется слишком медленно. Попрежнему у нас претензии к некоторым карбюраторам, генераторам и резинотехническим изделиям. Надеемся, что в новой пятилетке они будут заменены более совершенными. Что же касается качества изготовления самих мотоциклов, то мы очень рассчитываем на новое оборудование, которое позволит резко улучшить покрытие деталей и общую окраску машин. Перед киевским и ирбитским заводами, выпускающими тяжелые мотоциклы, стоит задача увеличить пробег до капитального ремонта с 40 до 45 тысяч километров. Примерно в таком же соотношении будут увеличены пробеги мотоциклов других марок. — Одной из главных проблем длямотоциклистов является снабжение запасными частями, поскольку, как правило, они ремонтируют машины своими силами. Самое трудное положение у владельцев тяжелых машин. Что намечено сделать для улучшения снабжения! — Действительно, выпускаемое ныне количество запасных частей для тяжелых мотоциклов не удовлетворяет спрос. Но это объясняется не только малым их «тиражом». Дело еще в том, что зачастую мотолюбители, неграмотно выполняя ремонт, обрекают узлы на преждевременный выход из строя. Тяжелый мотоцикл — все-таки довольно сложная машина, требующая квалифицированного обслуживания и ремонта. Среди владельцев тяжелых машин много опытных людей, которые справляются с ним, но иным- это дело не под силу. Поэтому нужны специальные станции, обеспеченные соответствующим оборудованием и квалифицированными специалистами. Ныне, когда в стране создается обширная сеть станций автосервиса, представляется целесообразным организовать хотя бы на некоторых из них участки по ремонту мотоциклов. Этот вопрос сейчас тщательно изучается. Производство запасных частей к мотоциклам, в том числе к тяжелым, в текущей пятилетке будет увеличено. Надеемся, что вместе с повышением надежности машин это значительно снизит дефицит запасных частей. — Наших читателей всегда интересуют новые модели машин, которые готовятся к производству. Не можете ли вы рассказать о них! — Интерес читателей понятен, но мы не можем удовлетворить его до определенного времени, то есть до начала выпуска. Преждевременная информация часто превращается в дезинформацию. Пока новая машина доходит до конвейера, она претерпевает значительные изменения, которые порой вносят серьезные коррективы в сообщенные ранее сведения. А это нередко приводит к недоразумениям, поскольку покупатель представлял себе машину иной. Плохую услугу читателям оказывают некоторые органы информации, спеша сообщить полученные неофициальным путем данные о новых машинах, которые к тому же часто грешат ошибками. Так что давайте подождем, пока появятся на свет новые ИЖи, «Восход», «Рига». Наши специалисты своевременно расскажут о них читателям журнала. — Благодарим вас. Мотолюбители с нетерпением ждут новых машин. И конечно же, хотели бы знать, когда они появятся. — Уже в этом году поклонники легких машин смогут приобрести новый легкий мопед «Рига—11», который отличается от предшественника («Рига—7») в основном более привлекательным внешним видом. Выпуск новых ижевских мотоциклов«Планета—4» и «Юпитер—4» — планируется на 1978 год, когда вступит в строй новый корпус, о котором я говорил. Примерно в то же время на смену «Восходу—2» придет третья модель. Что касается тяжелых мотоциклов, то «Днепр» МТ—10 и «Урал» М-—67, выпущенные в прошлом году, ныне модернизированы, благодаря чему их мощность возросла до 36 л. с. В будущем году увидит свет мотороллер «Тулица» — преемник известной модели «Турист».15