Генерал-полковник А. ОДИНЦОВ, первый заместитель председателя ЦК ДОСААФ СССРXXV съезд нашей партии явился историческим рубежом на пути коммунистического строительства. Он ознаменовал новый этап в развитии советского общества, в укреплении международных позиций социализма. Суммируя итоги внешнеполитической деятельности КПСС за отчетный период и отметив прочность международного положения Советского Союза, съезд высоко оценил роль и значение Вооруженных Сил в защите социализма и мира. Вместе с тем съезд дал наказ и впредь повышать бдительность и боеготовность армии и флота с учетом современной обстановки в мире. В решении этих задач важное место отводится Добровольному обществу содействия армии, авиации и флоту. Его основная задача — активно содействовать укреплению обороноспособности, подготовке населения, и прежде всего молодежи, к защите социалистического Отечества. Д ОСААФ называют надежным помощником и резервом Советских Вооруженных Сил. В школах ДОСААФ юноши до призыва в армию и на флот приобретают военно-техническую специальность, получают политическую и физическую закалку, что позволяет им довольно быстро входить в боевой строй. Многие воспитанники оборонного Общества в первый же год службы становятся отличниками, классными специалистами. Значительное место в подготовке специалистов для армии и флота занимает обучение водителей колесных и гусеничных машин в автомобильных и технических школах. Ныне эти школы подходят к ответственному рубежу — завершению учебного года — года, ознаменованного широким размахом социалистического соревнования организаций ДОСААФ за осуществление решений исторического XXV съезда КПСС, за повышение эффективности и действенности военно-патриотической и учебной работы. Итоги 1975—1976 учебного года еще не подведены, но уже сейчас можно сказать: в подготовке специалистов для Советских Вооруженных Сил сделан определенный шаг вперед. Многие учебные ор ­ ганизации Общества за первую половину 1976 года подготовили для армии и флота большие отряды специалистов, служба которых в целом положительнооценивается командирами подразделений, частей и соединений. Высоко отозвался о воспитанниках школ ДОСААФв своем выступлении на VI пленуме ЦК ДОСААФи Главнокомандующий сухопутными войсками генерал армии И. Г. Павловский. Вместе с тем оснащение народного хозяйства и Вооруженных Сил новой техникой, задачи дальнейшего укрепления оборонного могущества Советского государства предъявляют нам повышенные требования. И если подходить с этих позиций, с этой меркой, а иного подхода и быть не может, то нужно определенно сказать: предстоит еще напряженно трудиться над выполнением важного государственного задания, каким является подготовка водителей колесной и гусеничной техники для армии и флота, над обеспечением высокого качества учебной и военно-патриотической работы в автомобильных и технических школах Общества. Командиры подразделений и частей в своих отзывах справедливо указывают, что слабым звеном в подготовке водителей является их практическая выучка. Не так давно в ряде подразделений ордена Ленина Московского военногоно, что во многих школах одни и те же недостатки повторяются из года в год. Более того, отдельные работники ко ­ митетов ДОСААФ при оценке состояния дел в той или иной школе или по области (краю) в целом не прочь похвалиться высокими баллами, полученными курсантами не выпускных экзаменах, забывая при этом, что главным критерием является уровень практической выучки специалистов, который, к сожалению, не всегда соответствует высоким баллам. В мае 1976 года в автомобильных школах Архангельской области была проверена подготовка водителей автомобилей из числа допризывников. Из проверенных школ две — няндомская и архангельская получили неудовлетворительные оценки. Из 134 курсантов, проверенных по навыкам обслуживания техники, 33 (24%) получили неудовлетворительную оценку; из 48 проверенных по вождению автомобилей 11 (23%) не справились с задачей. Скажем прямо, результаты неутешительные. А ведь по данным обкома средний балл у курсантов в этих школах 4,5 и выше. В этой связи нельзя пройти мимо фактов, когда на заседаниях президиумовПЕРЕД ЛИЦОМокруга была проведена проверка теоретических знаний и практических навыков довольно большой группы молодых солдат — водителей колесных и гусеничных машин. Проверявшиеся (а это были воспитанники школ ДОСААФ из разных районов страны) показали в целом неплохие теоретические знания по устройству машин, правилам дорожного движения. В то же время у многих из них были слабые практические навыки. Значительная часть выпускников школ недостаточно подготовлена к самостоятельным действиям и не может обнаруживать и устранять простейшие неисправности, не имеет навыков в проведении технического обслуживания, плохо уп ­ равляет автомобилем в сложных дорож ­ ных условиях, ночью, в колонне, при интенсивном движении транспорта, при буксировании прицепа. Почему так происходит? Одна из главных причин, на наш взгляд, состоит в том, что комитеты ДОСААФ подчас неквалифицированно руководят подготовкой специалистов и не предъявляют высокой требовательности к тем, кто возглавляет учебные организации. Некоторые комитеты, как, скажем, алтайский краевой, новгородский, курский областные, слишком редко проверяют ход подготовки специалистов в школах и клубах, делают это поверхностно, без глубокого анализа состояния дел. Председатель архангельского обкома ДОСААФ А. Ларионов, его заместитель по оргмассовой работе Ю. Антипин в 1975—1976 учебном году ни разу сами не участвовали в проверке учебных организаций ДОСААФ области. Результаты проверок в этих комитетах зачастую не обсуждаются или обсуждаются формально и до руководителей учебных ор ­ ганизаций не доводятся. И не удивительотдельных комитетов, а иногда и пленумах берут социалистические обязательства по подготовке специалистов для армии и флота с общим баллом на выпускных экзаменах 4,5 и выше в целом по области, краю и даже по союзной республике, не говоря ужео школах. Практика показала, что, приняв такие обязательства, иные начальники, инструкторы и преподаватели школ, руководители комитета правдами и неправдами подтягивают курсантов до «уровня» этих обязательств. Вообще сама организация социалистического соревнования «сверху» становится своеобразной ширмой, за которой порой скрываются крупные просчеты в обучении, воспитании допризывной молодежи в школах ДОСААФ . В отдельных областях одним из показателей социалистического соревнования является число курсантов, получивших значок «За отличную учебу», В результате в некоторых автомобильных, технических школах 80—85% курсантов при выпуске награждаются этими значками. Так обесценивается высокое звание, которое нужно присваивать только достойным, тем, кто служит образцом в учебе, дисциплине, быту и на кого можно положиться, что ив солдатском строю, за рулем армейской машины, при выполнении любой учебно-боевой задачи они будут лучшими среди лучших. Строже должны подходить комитеты ДОСААФик представлению школ к званию «образцовая». У нас действительно имеются образцовые школы. Такие, как гомельская, житомирская, омская, Хмельницкая, хабаровская, шяуляйская, которые много лет подряд хорошо готовят кадры для армии и народного хозяйст-»За нашу Советскую Родину!Задаем7 • Июль • 1976Ежемесячный научно-популярный и спортивный журнал Ордена Красного Знамени ДОСААФ СССР Издается с 1928 года ва. У них есть чему поучиться; тому, как поставлен учебный процесс, как ведется методическая и военно-патриотическая работа, тому, как оснащены классы, мастерские, как построены автодромы, и многому другому. Эти образцовые стали подлинной школой передового опыта; здесь проводятся учебные сборы, семинары. Мы и впредь будем проявлять заботу о росте передовых коллективов, подтягивать до их уровня другие наши школы. Но ведь бывает и так: в погоне за количеством отдельные комитеты ДОСААФ выдвигают в образцовые такие коллективы, которые при тщательном рассмотрении никак передовыми не назовешь. За плохую подготовку специалистов в последнее время лишились звания образцовых бакинская, горьковская № 1, кемеровская, сумгаитская и другие школы. Подобные факты дискредитируют высокое звание, и в его присвоении недопустимы послабления и спешка. Известно, что качество подготовки водителей находится в прямой зависимости от уровня знаний и методического мастерства инструкторов и преподавателей, от их правильного подбора и расстановки, качества их труда, от того, нарой пытаются подменить использование действующих стендов и агрегатов, современных средств обучения. Отдельные преподаватели сами неважно разбираются в устройстве новых моделей автомобилей, а некоторые инструкторы практического вождения не смогли выполнить упражнения без серьезных огрехов. С подобными явлениями дальше мириться нельзя. Мы не ошибемся, если скажем, что одним из главных условий резкого улучшения качества подготовки наших водительских кадров является постоянное совершенствование теоретических и политических знаний, методических навыков преподавателей и инструкторов. Вот почему необходима их систематическая, повседневная учеба, обобщение и распространение опыта лучших наших педагогов. На нем надо растить и воспитывать новое поколение инструкторско-преподавательского состава. Видимо, в этих целях комитетам Общества для обучения руководящего состава школ следует активнее использовать действующие в Москве центральные курсы ДОСААФи зональные курсы в Ленинграде, на Украине, в Казахстане, Узбекистане, в Сибири, Волгограде, аисправных двигателях, без достаточного набора инструментов и приспособлений. В некоторых автомобильных школах Удмуртской АССР, Архангельской области нередки случаи, когда практические занятия по техническому обслуживанию подменяются чтением инструктивных карт. С таким положением дальше мириться нельзя. Комитеты ДОСААФ , в подчинении которых имеются еще автомобильные или технические школы, где нет автодромов, классов для лабораторнопрактических работ, должны принять неотложные меры к их созданию и оборудованию. Это задача номер один. Коегде продолжают готовить водителей для армии в так называемых филиалах автомобильных школ, плохо оборудованных, размещенных в тесных помещениях. Надо решительно освобождаться от них. За девятую пятилетку сделано немало в деле улучшения учебной базы для подготовки водителей автомобилей и гусеничных машин. Только в 1"975 году введено в эксплуатацию более 80 новых учебных зданий. Наши комитеты с помощью партийных, советских органов, военных строителей будут наращивать материально-техническую базу школ Общества ив десятой пятилетке. И тут наш курс неизменен: возведение учебных комплексов, включающих учебные здания, автодромы, гаражи, мастерские, пункты технического обслуживания, классы для лабораторных занятий, спортивные площадки, столовые и общежития, другие сооружения и объекты. Подготовка будущих воинов, разумеется, не может быть сведена к военно-техническому обучению. Она тесно связана с военно-патриотическим воспитанием, составляющим сердцевину подготовки юношей к службе в Вооруженных Силах. Вот почему мы должны постоянно улучшать и совершенствовать идейно-политическую работу с курсантами в наших школах, направлять ее так, чтобы привить им высокие моральнобоевые качества, способствовать тому, чтобы каждый юноша был подготовлен к преодолению трудностей воинской службы. Наше оборонное патриотическое Общество идет к своему полувековому юбилею и VIII Всесоюзному съезду. Большинство учебных организаций, активно включившись в подготовку к этим важным событиям в жизни ДОСААФ , направляют свои усилия на повышение качества учебной и военно-патриотической работы, добиваются эффективности и действенности социалистического соревнования. Это, несомненно, положительно скажется на вкладе, который вносит ДОСААФв выполнение задач, выдвинутых XXV съездом КПСС по дальнейшему укреплению экономического и оборонного могущества нашей социалистической Родины.3НОВЫХ ЗАДАЧсколько они добросовестно относятся к делу. Надо отметить, что год от года педагогические кадры наших учебных организаций совершенствуются, пополняются специалистами с высшим и средним техническим образованием, обладающими необходимыми методическими навыками; большинство из них прошли армейскую школу. Это наш золотой фонд, которым надо дорожить. Однако не все благополучно на этом ответственном участке. Взять к примеру подбор кадров инструкторско-преподавательского состава. Нет-нет да и проникают в школы лица, не имеющие ни должных деловых качеств, ни образования и опыта работы, а кое-где и морального права обучать и воспитывать будущих воинов. Например, в Туркменской ССР 67% начальников школ и 87% их заместителей не имеют военного образования. Укомплектованность штатными преподавателями составляет 51 % , инструкторским составом — 75%. Из числа старших мастеров и мастеров производственного обучения 35% имеют только неполное среднее образование. Серьезные недостатки в подборе кадров отмечены в ряде школ Карельской АССР, Кировской, Архангельской и Читинской областей, Все это отрицательно сказывается на качестве подготовки курсантов. Не столь давно в ряде школ Курской и Смоленской областей были проверены организация и проведение занятий. И вот результат: из 37 занятий 10 (27%) были оценены неудовлетворительно — так низок оказался их методический и организационный уровень. Проверка показала, что многие преподаватели, инструкторы сами слабо знают требования программ, выходят на занятия плохо подготовленными, даже без конспекта. Наблюдается еще тяга к голой «словесности», кото1* для инструкторов и преподавателей по примеру ЦК ДОСААФ Украины организовать учебу на постоянно действующих курсах в областях, краях, АССР. Одной из причин недостатков в практической выучке курсантов в отдельных школах является слабая учебно-материальная база. К началу текущего года 10% автомобильных и технических школ все еще не имели автодромов, около 7% — классов лабораторно-практических занятий. Особенно медленно они строятся комитетами Общества в Казахской, Азербайджанской ССР, Краснодарском и Алтайском краях, Оренбургской и Новгородской областях. В автошколах Северо-Осетинской и ЧеченоИнгушской АССР, Архангельской области автодромы оборудованы примитивно, здесь нет самых необходимых элементов и препятствий, предусмотренных программой подготовки. Нет классов для лабораторных работ во многих школах Азербайджанской и Казахской ССР, Удмуртской АССР, Костромской и Кировской областей. Не случайно вместо отработки программных упражнений по вождению на автодромах зачастую занятия по вождению сводятся к бессистемной езде по улицам, по загородным маршрутам и совершенно не отрабатываются такие упражнения, как движение в ограниченных проездах, в колонне, буксировка прицепа, вождение с грузом, в темное время суток, короче, юношей не учат тому, с чем они прежде всего столкнутся за рулем армейского автомобиля. А каких качественных результатов можно было ожидать, скажем, от лабораторно-практических занятий в талдыкурганской или ново-троицкой автомобильных школах (Казахская ССР), если они проводились под открытым небом, на разукомплектованных экспонатах, не