12
13
14
I.£,.,.._,J41-00"irnifii |-: УДКВ ДОРОГУ ПОЗВАЛААвтоэкспедиция журнала «За рулем»Первый путевой очеркЭти фотографии сделаны на автодроме брестской технической школы ДОСААФ. Фото В. Князева Шоссе Москва—Минск—Брест. Тысяча пятьдесят четыре километра просторного асфальта. Десятки раз изъезженная трасса. И все-таки каждый раз, когда вновь видишь гордо застывшую на постаменте непокоренную Зою, читаешь такие знакомые со школьной парты на звания: Бородино, Можайск, Смоленскневольно мыслями обращаешься к нашей истории. Впрочем, сегодня этот исторический настрой особенно оправдан, потому что нас в дорогу тоже позвала история. П о ­ лувековая история добровольного патриотического Общества, ОсоавиахимаДОСААФ.12 Из рассказа Юрия Георгиевича Оксенкруга...Вот вы сказали — завод старый. Конечно, старый! По возрасту, я имею в виду. Когда-то он назывался кошарским. И, между прочим, с хорошими традициями завод. Когда 28 июня 1905 года в Минске была большая забастовка, то рабочие нашего завода принимали в ней самое активное участие! Что делал тогда завод? Главным образом сельскохозяйственный инвентарь. А с 20-го год а — уже камнедробилки, оборудование для мельниц. Даже занимался ремонтом трофейных автомобилей. Кстати, после революции он до 1934 года назывался чугунолитейным машиностроительным заводом «Коммунар». После гибели товарища Кирова по просьбе рабочих получил свое нынешнее наименование — станкостроительный завод им. Кирова. В минувшую войну эвакуировать его не успели — фашисты разбомбили все до основания на третий день. А как только их выгнали — тут же стали завод восстанавливать. Я помню точно: 5 июля 1944 года начали работать. А 16 апреля 1945 года литейный цех дал первую плавку. Еще через год выпустили первый станок... Вспомнить 39-й год? Попробую. Для Минска тогда завод был примерно тем же, что сейчас МАЗ. Работало человек 400 — это по тем временам много. Я пришел на завод в 30-м году. Интерес к технике, тяга к ней у нас, молодых, были огромные. Когда организовали осоавиахимовские мотоциклетные курсы, я записался одним из первых. Получил «права» Хотите, покажу?.. Вот, смотрите: протокол № 290 от 10.5.1938 г., удостоверение № 13187. В марте 1939 года стал инструктором по мотоделу, обучал других. Мотоциклы были отечественные «Красный Октябрь» и ИЖ—8. На них учились, на них ив пробеги ездили... Как это, в какие? В большие пробеги! В том же 1938 году мы целой командой, 13 мотоциклистов, совершили военизированный пробег Минск—Москва. Это по теперешним временам вы утром выехали из Москвы, а вечером сидите и со мной разговариваете. А тогда дороги были другими: булыжник да проселок. И ехали от деревни к деревне. Да еще каждый день по часу — по два в противогазах! Одним словом, готовились воевать, защищать Родину.Ю. Г. Оксенкруг. Фото 1976 года.ОБОРОННЫЕ ПОДАРИМ МАТЕРИ-РОДИНЕК ружки МОТОЦИКЛИСТОВ Молодежь завода имени Кирова в Минске готовит оборонные подарки великой матери-родине. На заводе I организован ряд оборонных кружков. Мотокружок подготовил 12 мотоциклистов. 9 из них уже имеют право самостоятельного вождения мотоцикла. Среди них — выдвиженец — технолог Оксенкруг, слесаря — стахановцы Канторович, Кузнецов. ШмуйI лович. Комсомолец Оксенкруг в блигкайI шее время получит звание инструктора по мотоделу. Сейчас организован новый мотоI кружок, которым руководит тов. Афанасьев. В нем занимается около 115 человек. Мотоциклист.Готовимся стать мотоциклистамиразведчикамицвс в Ивановском текстильном \уто работают два кружка ы > <цстои. И кружках учатся • ! > Мы обсудили письмо Гего Союза, обратившихся^ JJIIH.M готовить Трудно, почти невозможно было надеяться, что в Минске удастся найти кого-то из тех, кто назван в заметке, — ведь прошло 37 лет. И каких лет! Да и существует ли сейчас в столице Белоруссии этот завод? А если существует, то помнят ли люди о событиях сорокалетней давности?.. Об этом думал каждый из нас, когда подъезжали к городу Минску. Первая встреча состоялась в республиканском Доме обороны. Заведующий кабинетом агитации и пропаганды Александр Петрович Лепшей, прочитав заметку, тут же взялся за телефон. Не прошло и десяти минут, как он сообщил: — Нужно ехать на завод. Товарищи нас ждут. Председателя первичной организации ДОСААФ Ивана Иосифовича Пилецкого, к сожалению, сейчас нет, но там есть члены комитета. И, самое главное, один из тех, кто упомянут в заметке, до сих пор на заводе, с ним можно встретиться! Ехали мы недолго, хотя нам казалось, что время тянется страшно медленно. Когда прибыли и поставили машину у просторного административного здания, нас встретил сам Пилецкий — его успели разыскать. Мы предоставим ему слово чуть позже. А сейчас свидетельство человека, с которым мы встретились вечером того же дня, — Юрия Георгиевича Оксенкруга — одного из тех людей, кто назван в публикации журнала за 1939 год.ИСТОРИЯИдею автоэкспедиции подсказали нам старые подшивки журнала «За рулем». Листая их, мы из номера в номер встречали рубрики, которые напомнили о незабываемых делах нашей патриотической организации: «Оборонные подарки матери-Родине», «Шестиколесные машиныКрасной Армии!», «Молодежь — на автомобиль и мотоцикл!». Мы стали выписывать названия городов и поселков, первичных организаций Осоавиахима, автошкол, о которых писал журнал в довоенные годы. И на карту лег маршрут пробега. Первой точкой на этом маршруте стал Минск...Из рассказа Ивана Иосифовича ПилецкогоЗавод наш выпускает уникальные протяжные и отрезные станки. Можно сказать, мы монополисты — никто кроме нас в стране их не делает. Поставляем свою продукцию ни много ни мало в 46 стран мира. Как председатель комитета ДОСААФ скажу, что коллектив нашей первичной организации хороший, крепкий. 2012 человек! Дела и заботы, наверно, такие же, как в любой первичной организации. Членские взносы, билеты лотереи — тут все в порядке, все по плану. Секции свое дело делают. Ведущая у нас — стрелковая. Она ив городе ив области задает тон. На втором месте — водно-моторная. Есть и катера свои, и моторы, и водные лыжи. Ну и, конечно, обучаем водителей. В этом году уже выпустили 45 автомобилистов, 26 мотоциклистов. А до конца года получат «права» еще 50 человек. 13 Тут нем здорово завод помогает. В семьдесят пятом выделили на обновление материально-технической базы 9 тысяч рублей! Когда не было у нас своей учебной машины — завод и автомобиль выделял для курсов. Так что эстафету осоавиахимовских дел стараемся нести достойно... ...Попрощавшись с Минском, мы двинулись к следующему пункту маршрута — Бресту. Над пустынной утренней дорогой, не успевшей остыть за короткую летнюю ночь, роилась мошкара, и ласточки выделывали фигуры -высшего пилотажа перед самым носом машины. По старой памяти знали, что в этих местах было много аистов, и мы все старались не пропустить первой встречи с этой красивой большой птицей. Но аитузиасты были и отличные мотоциклисты. Теорию преподавали Пашковский, Давыдков, Короткое. Вот имен их не помню. Еще женщина у нас преподавала — Елена Михайловна Давыдкова. Она, по-моему, и сейчас жива. И технику помню. Было три мотоцикла: ТИЗ, НСУ и польский «Сокол». А шоферы учились на ГАЗ—АА. Я тогда работал в автореммастерских. Там ив комсомол вступил. Но билет не получил — опять же война помешала. Эвакуироваться не успел, ушел в партизаны, работал в подполье. Когда Брест освободили, ушел ияв армию. Был автоматчиком-связистом. После освобождения Познани сел за руль машины, водил «Додж». Фильм «Встреча на Эльбе» видели? Так вот там мой «Додж» № 541 фигурирует. Да у меня и карточка есть, вечером дома покажу. Таскал я за своей машиной 76миллиметровую пушку, с ней дошел до Берлина. На фронте жев 1944 году стал кандидатом в члены партии. А членом партии стал уже после демобилизации. Вернулся в Брест, работал сначала на кирпичном заводе — старшим шофером. Это что-то вроде механика. В 1949 году перешел в автошколу Минавтотранса Белоруссии ис тех пор все время тут. Вот и вся биография. Назвать своих учеников? О, то трудное дело! Я как-то прикидывал — около трех тысяч шоферов выучил за эти 27 лет. Но всетаки кое-кого можнои назвать. Тарима Николай — сейчас главный инженер автокомбината. Гончарук Николай и Володя Целта — сами инструкторы, работают в школе ДОСААФ . Кстати, там же учит ребят ездить и Тихон Павлович Вовк. Начинал у нас, а потом перешел в техшколу. Он сможет рассказать, как готовят сейчас водителей вДОСААФ . ...Михаил Константинович сказал: «Вот и вся биография». Но мы хотели бы кое что добавить к ней. Степанюк имеет 12 правительственных наград. Он удостоен Почетной грамоты Верховного Совета БССР за участие в подпольном движении. Его имя упоминалось в книге «О них молчали сводки», которую написал один из руководителей брестского подполья А. И. Боровский. Нам удалось прочесть ее. Там сказано, что подпольная группа М. К. Степанюка состояла из 12 человек — жителей деревень Гузни, Старые Задворцы и других. И рассказано, как эта группа ночью отвела воду из Днепро-Бугского канала и прервала судоходство по нему, а также о том, как Степанюк взорвал котельную в автомастерских и 49 немецких автомобилей, оказавшись на морозе, вышли из строя. Это страницы военной биографии. Но в мирное время Михаил Константинович живет так же ярко, трудится самоотверженно. По итогам восьмой пятилетки награжден орденом «Знак Почета». И продолжает работать. Наше добровольное Общество может гордиться тем, что из его рядов вышли такие патриоты...воза боеприпасов и тоже, конечно, учил солдат... Начало войны встретил тут. стояли мы километрах в пятидесяти севернее Бреста. Отступал до самой Мо ­ сквы. Потом наступал. Был семь раз ранен. Уволился в запас в сорок шестом и вернулся в Брест. Это так, конечно, телеграфно. Если подробно рассказать, много времени потребуется. Так вот: автомотоклуб помещался на улице Куйбышева, в бывшем бомбоубежище. Потом — на Буденного, на углу. После — на Маяковского. Одно время в крепости располагались. На моей памяти это восьмое наше место. С каждым годом все лучше устраиваемся. Вот уже, кажется, совсем неплохо — капитальное здание Дома технической учебы, благоустроенное. Но по нынешним требованиям нам и этого мало. Нужно иметь «собственный дом». Сейчас неподалеку от автодрома строим здание технической школы. Вот-вот переедем — тогда посмотрите, как оснастимся. Планы большие. Хотим после переезда в новое помещение оборудовать в старом здании общежитие. У нас ведь ребята разные учатся, со всей области. Представляете, что значит расселить 150 человек по частным квартирам — проблема! А общежитие ее снимает. И ребятам удобнее, и нам—всегда можно встретиться, поговорить, что-то организовать коллективное. Мы, конечно, и сейчас это делаем: два раза в месяц — кинолекторий; каждый поток проходит «урок мужества» в крепости. А еще тематические вечера, встречи с интересными людьми, посещение драмтеатра, концертов. Всего и не назовешь. Ну, а с общежитием станет еще проще. От себя можем добавить: в технической школе делается действительно немало для обучения и воспитания будущих водителей. Мы просмотрели несколько «боевых листков», выпущенных в одной только 22-й группе в этом го ­ ду. Вот о чем они сообщали. Листок № 8. 25 апреля проводили мотокросс городов-героев. Активное участие в обеспечении его приняли курсанты Пуховский, Лицинский, Сипливый, Третьяк. Листок № 10. 12 мая бежали кросс на 1км . Сдали нормы на значок ГТО курсанты В. Кузьмич, В. Лицкевич, А. Каретко... Таких сообщений можно было бы привести еще много — листки выходят регулярно, и в каждом — что-то свое, интересное, сиюминутное. Хорошо идут в школе учебные дела. По итогам соцсоревнования школа в 1975 году названа образцовой и награждена переходящим Красным знаменем ЦК ДОСААФ Белоруссии. О брестской школе можно рассказывать долго. Нам демонстрировали современное оборудование учебных классов, знакомили с преподавателями и курсантами, показывали автомобили, возили на автодром. Не хотелось, покидать школу, но график движения автоэкспедиции все настоятельнее звал нас в дорогу. Знакомство с автодромом шло уже за счет времени, отведенного на движение. И прямо с отличного во всех отношениях автодрома, попрощавшись с гостеприимными хозяевами, мы взяли курс на следующий город — Винницу. Бригада «За рулем»: Б. ДЕМЧЕНКО, П. ГАЛАБУРДА, В. КНЯЗЕВ Москва — Минск — Брестстов не было. По обе стороны дороги четко виднелись каналы, на месте осушенных болот сочно зеленели луга и поля... Нет, на этот раз нам не удалось найти людей, названных в заметке. Но инструктор областного комитета ДОСААФ С. И. Миньковский — человек, знающий тут все и всех, много лет работавший директором автоучебного комбината — познакомил нас с Михаилом Константиновичем Степанюком.Из рассказа Михаила Константиновича Степанюка...Учился яв этом автомотоклубе. Только не в том выпуске, о каком написано в заметке, а в следующем, уже перед самой войной. Было тогда две группы — дневная и вечерняя, так яв вечерней был. Курс мы прошли весь. Даже экзамены сдали. А «права» получить не успели — война помешала. Помню ли кого-нибудь? А как же не помнить! Ездить на мотоцикле учили братья Комсюк, Андрей и Петро. Большие эн14Из рассказа Тихона Павловича Вовка...Верно сказал Михаил — начинал-то я учить ребят в автоучебном комбинате году, пожалуй, в пятидесятом. А в автомотоклуб ДОСААФ перешел в пятьдесят восьмом. Только вряд ли этот год в полном смысле слова можно счита началом. Д о этого еще война была — я тогда служил командиром роты под