30
31
32
33
АВТОЛЮБИТЕЛЬЧто можно сделать. Движение легкового автомобиля на плохих дорогах ограничено в • большинстве случаев двумя факторами: дорожным просветом (клиренсом), когда из-за глубокой колеи или погружения колес в почву машина садится на днище, и недостаточным сцеплением колес с дорогой, вследствие чего они буксуют. Величину дорожного просвета конструкторы определяют, исходя из назначения автомобиля, учитывая характер дорог, по которым на нем придется ездить. Абсолютное большинстволегковых машин используется на дорогах, имеющих какое-либо покрытие. Скорость движения на них лежит в пределах от 40 до 90 км/час. В прямой зависимости от скорости должен находиться важнейший параметр машины — устойчивость, которая обусловлена в основном положением центра тяжести относительно точек ее опоры (колес). Чем ниже центр тяжести и шире колея, тем выше устойчивость (при прочих равных условиях). Принятое в настоящее время для большинства легковых автомобилей соот-Для трудных дорогОпубликованное год назад («За рулем», 1975, № 9) описание конструкции цепей противоскольжения, разработанных В. Ивановым, вызвало большой интерес читателей. Редакция получила немало просьб рассказать о возможностях увеличить проходимость автомобиля и разных приспособлениях, применяемых с этой целью. Вот одно из таких писем, москвича В. Рубцова: «К сожалению, наша промышленность пока не выпускает цепей противоскольжения. Они позволили бы многим владельцам «жигулей» и «москвичей» добираться до места, не ожидая посторонней помощи. Я хочу сам сделать что-нибудь, но не знаю подробностей конструкции». Выполняя пожелания читателей, посвящаем нынешнее «заседание» «Клуба» этой актуальной, особенно в осенне-зимний сезон, теме. При этом мы надеемся, что заводы, перед которыми стоит задача увеличить выпуск сопутствующих автомобилям товаров, освоят производство некоторых приспособлений. Открывает «заседание» «Клуба» заместитель заведующего отделом науки и техники нашего журнала Б. В. СИНЕЛЬНИКОВ.Рис. 1. «Лестница», выполненная из син тетических материалов.Рис. 6. Протпвобуксовочная скоба.Рис. 7. Скобы реечной конструкции. Рис. 2. «Лестница» с ромбовидными перемычками. Такая конструкция обеспечивает хорошее сцепление с дорогой.Рис. 3. Приспособление, собранное из проволоки и цепей: 1 — колечки (ролики); 2 — крюк-защелка наружного пояса; 3 — крюк внутреннего пояса; 4 — соединительные цепи; 5 — проволочный пояс; 6 — распорные трубки из пластмассы; 7 — цепные перемычки. Справа показано соединительное звено этого приспособления.30 ношение этих величин выражается дорожным просветом, равным 170190 мм, и колеей 1200—1500 мм. Для владельца автомобиля увеличить дорожный просвет собственными силами — дело весьма трудное и часто небезобидное. Вот пример. На ранее испытанном редакцией автомобиле ВАЗ — 2101 для увеличения дорожного просвета были установлены более высокие и жесткие пружины задней подвески, заимствованные от «универсала» ВАЗ — 2102. На полностью загруженной машине они себя оправдали, но когда в ней ехали только водитель и один пассажир, машина была чрезвычайно склонна к заносу, особенно на скользкой дороге. Это объясняется тем, что из-за поднятой выше, чем было рассчитано, задней части произошло перераспределение нагрузки на оси — передняя перегружалась, задняя разгружалась. А вот повлиять на другой фактор — буксование колес, ограничивающее проходимость, водитель в силах. На скользкой ото льда или укатанного снега дороге сцепление колес с ней удается улучшить применением шин, снабженных шипами из твердых сплавов. Однако из-за «узкой специализации» широкого распространения такие покрышки не получили. Шипы, притупляясь, не могут внедриться в твердое покрытие (асфальт, бетон), и машина, попадая на него, скользит сильнее, чем на обычных шинах. Для движения по более или менее мягкому снегу, песку, грязи применяют шины со специальным рисунком протектора. Он имеет высокие выступы (грунтозацепы) и широкие канавки между ними, благодаря которым покрышка самоочищается. К сожалению, на твердой поверхности «шина-вездеход», как и шипованная, имеет худшее, чем у обычной, сцепление из-за меньшей площади контакта. Пока не созданы покрышки, которые одинаково хорошо сцеплялись бы с твердым и мягким покрытиями. Поэтому автомобиль комплектуют на заводе шинами, предназначенными для движения по самым распространенным дорогам, то есть твердым. Однако нередко на пути автомобиля встречаются размытые или скользкие, пусть небольшие, участки дороги, подъемы, которые не удается преодолеть из-за проскальзывания колес. Вот тут-то неоценимую помощь могут оказать приспособления, временно надеваемые на колеса и предотвращающие буксование. Какие они бывают? Применяемые ныне приспособления можно разделить на три типа — цепные, напоминающие по форме веревочную лестницу (рис. 1, 2, 3, 4, 5), скобы (рис. 6, 7 и 9) и браслеты (рис. 8 и 10). Каждое из них имеет свои достоинства и недостатки, что следует учитывать, выбирая наиболее подходящее. При оценке той или иной конструкции принимаем во внимание следующие основные качества. Эффективность действия, то есть способность автомобиля трогаться с места, разгоняться, двигаться, тормозить и преодолевать подъемы на заснеженной или размытой грунтовой дороге и на дороге с твердым покрытием. Лучшие результаты при испытаниях показывают приспособления типа лестницы. Они позволяют двигаться по снегу со скоростями от 40 до 60 км/час, а по асфальту — 20—40 км/час (в зависимости от количества перемычек и их высоты). Самыми эффективными являются варианты конструкций со средними стяжками перемычек (см. рис. 2), которые как раз и удерживают автомобиль от бокового скольжения. Легкость монтажа и демонтажа. Здесь бесспорное преимущество на стороне скоб и браслетов. Если для установки «лестницы» специалисту требуется 8—10 минут, а для снятия 1 — 2 минуты, то на скобы соответственно уходит 1,5 — 3 и 0,5 —1,5 минуты. Прочность и долговечность. Эти качества выше у приспособлений типа «лестница». Можно, конечно, добиться высокой прочности иу скоб, но усложнением и утяжелением. Конструкция «лестницы». Приспособление состоит из двух поясов и соединяющих их перемычек. Пояса могут быть изготовлены из сварных цепей (см. «За рулем, 1975, № 9), комбинации из цепей и проволочных поясов (см. рис. 3), пластинчатых цепей — велосипедных или мотоциклетных (см. рис. 4), тросов (см. рис. 5). Как видим, конструкторы применяют не только разные материалы, но и замки разных систем. На внутреннем поясе, который на колесе замыкают первым (а стало быть, без усилий) достаточно надежно работает даже простой крюк (см. рис. 3), изготовленный из стальной проволоки диаметром около 6 мм. Наружный пояс при монтаже необходимо затягивать с усилием, чтобы приспособление плотно облегало шину. Наиболее простым соединительным элементом также является крюк (см. рис. 3). Действуя сначала как рычаг, он натягивает пояс, а затем запирает его и сам фиксируется кольцом. Монтаж посредством крюка вынуждает прилагать заметное физическое усилие. Меньше сил требуют замки с двумя захватами-рычагами и эксцентриком, применяемые А. Ивановым (см. «За рулем», 1975, № 9) и И. Левитиным (см. рис. 4). Их основной недостаток — сложность изготовления и трудность очистки от грязи. В этом отношении имеет преимущество резьбовой замок, использованный В. Михайловым (см. рис. 5). Для шин с посадочным диаметром 13 дюймов оптимальным количеством перемычек у «лестницы» признано девять. Их обычно делают из сварных или пластинчатых (велосипедных, мотоциклетных) цепей. На некоторых зарубежных образцах пояса и перемычки выполнены из высокопрочных синтетических материалов (см. рис. 1). Для уменьшения износа среднихзвеньев сварной цепи на них надевают колечки, согнутые из стальной проволоки (см. рис. 3). С поясами перемычки соединяют разными способами. Внимания заслуживают наиболее простые и доступные варианты с использованием распорных трубок (см. рис. 4 и б). Окончательно размеры приспособления устанавливают и проверяют на запасном колесе. На нем же следует потренироваться в установке приспособления. Нужно иметь в виду, что в дороге эту операцию придется делать на снегу или на земле. Поэтому необходимый комплект для работы должен быть приготовлен заранее. Это — домкрат и опора для него (прочная дощечка), халат или старый плащ, чтобы не испачкаться при закреплении цепи с внутренней стороны колес, тряпки для очистки цепей после демонтажа. Монтировать «лестницу» можно и не вывешивая колесо домкратом — достаточно расстелить на земле и наехать на нее. Но это труднее, да и времени в результате занимает больше. Скобы (грунтозацепы). Их главное достоинство — легкость и быстрота установки. На колесо монтируют тричетыре скобы, которые позволяют выбраться застрявшей в грязи или снегу машине, но не двигаться по более или менее твердому покрытию. На рис. 6 и7 представлены зарубежные образцы скоб, а на рис. 9 — приспособление, разработанное автолюбителем В. Алякиным. Он усовершенствовал конструкцию, предложенную В. Быковым (см. «За рулем», 1972, № 10), сделав ее более жесткой и защитив резьбу стержней от часто случавшихся повреждений. Браслеты. Это наиболее простые и, вероятно, самые древние приспособления, применяемые как на автомобилях, так и на мотоциклах. В элементарном виде — это цепь, продетая в отверстие диска колеса (или между спицами — на мотоцикле) и охватывающая шину. Обычно на колеса монтируют три, реже четыре-пять браслетов, тогда эта работа не занимает слишком много времени. Чтобы выехать из грязи, песка, снега, такого количества хватает, но при движении по более или менее твердой почве сильно ощущаются удары колеса (браслета) о дорогу, так же как со скобами, что вредно отражается на работе трансмиссии и подвески. На современных легковых автомобилях, особенно на «жигулях», массивные цепные браслеты применять небезопасно, так как их диски могут деформироваться от действия больших местных нагрузок. В продаже появились браслеты, изготовленные из транспортерной ленты и отрезка цепи. Они довольно быстро застегиваются на колесах при помощи пряжки и позволяют преодолевать трудные участки дороги. А теперь познакомимся в деталях с конструкциями, разработанными читателями журнала. Даем им слово.31 M8 правая и левая^Щ6/0^д ить)JL• - ^ - ] — ^ -/Z^ ^ш А *"£*|J"Y-i/am—^-3*И. И. ЛЕВИТИН. Пояса (см. рис. 4) приспособления сделаны из пластинчатых цепей с шагом 12,7 мм длиной по 96 звеньев в каждом. Шесть перемычек — из сварной цепи по 17 звеньев (шаг и ширина звена 19 мм, толщина прутка 5 — 6 мм). Для соединения (узел «а») с поясами на концевых звеньях 3у сварных цепей перемычек сделаны углубления, позволяющие протянуть через них пластинчатые цепи. Закреплены перемычки на внутренних пластинах скобами 4. Первая перемычка располагается на седьмом звене от конца пояса, остальные — через каждые 16 звеньев. Внутренний пояс застегивается крюком 5 (узел «б»), а наружный — замком с двумя рычагами-крюками (узел «в»). Сам замок состоит из двух пластин 7, склепанных через распорные втулки 8, на которых свободно поворачиваются рычаги 6. Перед сборкой цепи на запасном колесе надо сделать контрольную установку при помощи двух шпилек длиной 120 мм с резьбой М4 на одном конце. Цепь подходит к шинам всех размеров, применяемым на «жигулях». Адрес для справок: 456400, Челябинская область, г. Чебаркуль, ул. Ленина, 29, кв. 23 Рис. 4. Приспособление из цепей двух типов, разработанное И. Левитиным: а — узел соединения двух цепей; б — узел соединения внутреннего пояса; в — узел замка для наружного пояса. Обозначение деталей: 1 — перемычка из сварной цепи; 2 — пояс из пластинчатой цепи; 3 — соединительное звено перемычки; 4 — скоба; 5 — крюк внутреннего пояса (2 шт. из 3,5-миллиметрового стального листа); 6 — рычаг (2 шт. из 3,5-миллиметрового стального листа) замка для наружного пояса; 7 — пластина замка (2 шт. из 3,5-миллиметрового стального листа); 8 — распорная втулка (2 шт.); 9 — заклепка (2 шт.); 10 — четырехгранный ключ.32 В. А. МИХАЙЛОВ. Пояса приспособления (см. рис. 5) выполнены из тросов диаметром 4 мм, длиной в развернутом виде 1625 мм каждый. Перемычки длиной 220 мм (их 12 штук) сделаРис. 5. «Лестница» из троса и цепей, разработанная В. Михайловым: 1 — наконечники с Левой (2 шт.) и правой (2 шт.) резьбой; 2 — трос диаметром 4 мм; 3 — зажим; 4 — трубка: 5 — цепь; 6 — винт (2 шт.); 7 — болт М6Х12 и гайка (по 12 шт.).ны из мотоциклетной (от «Восхода») цепи. Концы тросов свернуты петлями и закреплены зажимами, что позволяет регулировать их длину. Соединяются пояса посредством резьбовых наконечников и винтов с левой и правой резьбой. Перемычки на тросах зафиксированы трубками диаметром 6 мм и длиной 116 мм (всего 22 штуки). Монтировать приспособление легче на вывешенном домкратом колесе. Навернув винт на одну-две нитки, расправляем тросы и перемычки, а затем окончательно затягиваем винты. На это уходит около 5 минут. Весит приспособление 2,5 кг. Оно позволяет ездить не только по снегу, но ив гололед.Адрес для справок: 423530. г. Набережные Челны, 30/06. кв. 100<В. П. АЛЯКИН. Основание приспособления (см. рис. 9) сварено из обода 1и кольца 2. Грунтозацепы 4 перемещаются в направляющих втулках 3, защищающих резьбу от грязи. Затягиваются грунтозацепы болтами с удлиненной (для удобства пользования) головкой. Чтобы они располагались перпендикулярно плоскости вращения колес, во втулках предусмотрены фиксаторы, закрепляемые в нужном положении гайками. Приспособление разработано для «жигулей» с шинами 6,15 — 1 3 . Для других шин необходимо изменить соответственно ширину захватов. Адрес для справок: 456021. Челябинская область, г. Сим, ул. Кирова, 22. кв. 26 Рис. 9. Приспособление В. Алякина: 1 — обод; 2 — кольцо жесткости; 3 — направляющая втулка; Л — грунтозацеп; 5 — болт-фиксатор М6 Х 45; 6 — контровочная гайка Мб; 7 — болт М8Х50.,'Л ч>/еI, 1>1JR,Ф254Одарить по ширине обода<Р/б,5\ ~-зСварка кругомЯ ШВА. С. ДОЛЖИКОВ. Рекомендую простое и, на мой взгляд, достаточно эффективное приспособление, которое поможет вашему автомобилю без особых затруднении преодолеть скользкий участок дороги, грязь, песок. Из старого транспортерного полотна толщиной 6,—8 мм вырежьте две полосы шириной 20—25 мм и длиной 4,7 м (размер для шин 6,45X13 автомобиля «Москвич — 412»), Можно даже взять и подходящие куски капроновой 10-миллнметровой веревки. Затем приподнимите поочередно задние колеса и обвяжите их (см рис. 10).и поинр ПрЕПМениеР 0ПУСТИВ веревку через отверстия на Свободные концы полосы стянид иске те, наложите один на другой и зажмите. Адрес для справок: 630064, г. Новосибирск. ул. Ватутина. 51, кв. 8ПНа приспособления, показанные на рис. 1, 2, 3, 6, 7, 8, редакция чертежами не располагает.Рис. 10. Веревочный браслетКОВН'.Л. Должи33