Орел. Площадь ЛенинаVIII Всесоюзные соревнования школьников-автомобилистов на призы журнала «За рулем»--•-——В этом году, так же как ив прошлом, мы начинаем рассказ об очередных наших соревнованиях с указания их точного адреса. И делаем это намеренно. Пусть все, кто читает журнал, знают, накое внимание сегодня уделяется воспитанию юной автомобильной смены. В самом деле, многие ли аналогичные соревнования взрослых, даже всесоюзного ранга, могут претендовать на главные площади республиканских и областных центров? Водителям же школьникам путь туда открыт. Харьков, Минск, Куйбышев, Ижевск. И вот Орел. Площадь Ленина — украшение города, место праздничных торжеств, отдана сегодня юным водителям, приехавшим со всех концов страны на свой большой автомобильный праздник. Целый год они шли н нему. Шли, постигая премудрости автодела и безопасного движения на школьных уроках, вклубах юных автомобилистов, во Дворцах пионеров, на детских автомобильных дорогах, на разных соревнованиях — от районных до республиканских. Орел не случайно был назван местом встречи сильнейших водителей-школьников. Несколько городов (в том числе Львов, где в те же дни проходила Всесоюзная спартакиада школьников) предлагали свои услуги. Мы выбрали Орел. Выбрали не случайно. Орловской областиДве грани одного слетаВ июльские дни. когда москвичи, два месяцакутавшиесявплащии куртки, уже потеряли надежду на летнее тепло, солнце разорвало-таки бесконечные тучи и засияло над столицей. Среди тех, кто больше всего обрадовался этому, были организаторыV Слета друзей ЯВЫ. Хор ошая погода — одна из их главных союзниц. П риезжающие со всех концов страны мотоциклисты и на слете живут по-туристски, на природе, в своих палатках, да и основные соревнования участников проходят на пересеченной местности с бродами и глинистыми участками — т ак что дождь здесь просто ни к чему. 36Было еще одно обстоятельство, требов авшее для устроителей встречи погож их дней. Впервые слет назначалсяв Москве, к тому же входил в программу юбилейной выставки «Мотоков». 1976» в Сокольниках — к рупнейшей за 25 лет существования этого известного внешнеторгового объединения ЧССР. И было бы досадно, если бы ненастье испортило торжественное открытие Слета у главного павильонаи первую часть соревнований, проходившую здесь же, в парке Сокольники. Выставка «Мотоков» — не просто показ экспонатов—автомобилей, автобусов, мотоциклов, сельхозмашин. Это большая, н асыщенная программа: День «Татры», День «Шкоды», День ЯВЫ и День 43 , передача миллионного мотоцикла ЯВА и четырехмиллионной фары для «Жигулей», встречи специалистов, переговоры. Слет друзей ЯВЫ стал не просто дополнением, а, своего рода кульминацией этой программы. Во всяком случае, в день его открытия не было среди людей, п ришедших на выставку, никого, кто остался бы равнодушным при виде огромной колонны мотоциклистов из Чехословакии и 20 городов СССР, двигавшейся сфлагами под звуки военного оркестра кимпровизированной трибуне. Не было в тот день посетителя выставки, к оторый бы не задержался здесь и не посмотрел торжественной церемонии открытия Слета, соревнований по фигурному вождению, «разгону — торможению». Смысл, значение этой встречи явистов хорошо раскрылв своем приветственномвыступлении председатель оргкомитета Слета первый Герой Советского Союза, председатель Центральной секции автомототуризма Анатолий Васильевич Ляпидевский: — Пятый Слет друзей ЯВЫ, — с казал он, — большой праздник мототуристов и одновременно — одно из свидетельств крепнущихдружескихсвязей , содружества между нашими народами. В течение трех дней советские и чехословацкие мотоциклисты будут соревноватьсяв ловкости, умении, техническом мастерстве. В течение трех дней они будут встречаться друг с другом, о бмениваться техническим опытом. Слет — это и соревнование, и творчество, и сотрудничество, которое идет на пользу молодежи двух наших стран. Об этом же говорили на открытии Генеральный директор «Мотокова» Ян Махай ипредставительжурнала «За рулем». Да, Слет друзей ЯВЫ — это действительно замечательный пример дружбы и сотрудничества. Но есть у него и другая грань, не менее, может быть, важная. Это возможность каждому участнику испытать самого себя, проверить, на что он способен в дальнем походе, где встречаются трудности, п репятствия , где нужно проявитьи волю ихарактер . Устроители Слета на этот раз предлож или такие сложныетрассы триала (трайела). и особенно соревнований по туртехшше , что преодолеть их было возможно только ценой неимоверных усилий. Скорее всего, о рганизаторы переборщили — ведь состязаются мототуристы. причем на стандартныхмашинах . К тому же в третий день соревновании зарядил