Кто виноват?ОбгонПо загородной дороге шириной в две полосы, то есть по одной в каждом направлении, двигались два автомобиля. Впереди ВАЗ—2103 (назовем водителя Кузнецовым), а за ним ВАЗ—2101. Правда, как утверждает Кузнецов, этой машины он до самого критического момента не видел. Даже тогда, когда, заметив далеко впереди себя грузовой автомобиль и поняв, что предстоит обгон, специально посмотрел в боковое зеркало. Почему так случилось, гадать не будем, но факт остается фактом: начиная маневр, Кузнецов полагал, что позади него никого нет. Наверное, поэтому, не включив сигнал повороте, он на скорости около 70 км/час начал смещаться влево к центру дороги, чтобы, по его же словам, «изучить обстановку впереди». «Изучение» показало, что навстречу движется «Москвич». Хотя из жалобы Кузнецова на решение судебных органов, откуда мы и берем все сведения, следует, что на левой стороне дороги он до последнего момента также никого не видел. Так или иначе, в сложившейся ситуации водитель ВАЗ—2103 обгонять не решился, а стал спешно возвращаться вправо на свое прежнее место и опять, увы, не подавая сигнала о перестроении... А напрасно. Водитель машины позади него не ожидал такого подвоха и увернуться не успел. Да икак успеешь, когда Кузнецов не просто вклинился в строй в 10—16 метрах перед ним, но тут же, опасаясь наехать на грузовик, интенсивно затормозил. В общем, произошло то, что и должно было произойти в данной ситуации, — авария. Мало того, пострадал от нее и водитель «Москвича», так как автомобиль Кузнецова после столкновения выбросило на встречную полосу и развернуло поперек проезжей части. Как ни странно, Кузнецов в происшедшем своей вины не усмотрел. Хотя за рулем он не новичок — почти 20 лет водительского стажа. Между тем обста-новка, в которой он очутился на дороге, самая что ни есть стандартная при обгонах. И если в ней даже опытные водители совершают такие просчеты, то разговор на «старую» тему — к ак же грамотно управлять автомобилем в типических ситуациях — вовсе не бесполезен. В этот раз повести его редакция попросила меня. Дело в том, что в своей жалобе Кузнецов неоднократно обращается к моей книге «Наука управления автомобилем» и, цитируя автора, пытается представить его чуть ли не своим союзником, защитником. Полагая, что читатель (и может быть, не он один) просто не до конца разобрался в некоторых положениях книги да и самих Правил дорожного движения, я счел себя обязанным вернуться к отдельным вопросам еще раз. Итак, водитель решил предпринять обгон на довольно узкой дороге, где троим никак не разъехаться. И, конечно, первой его заботой было убедиться в том, что на встречной полосе никаких помех для него нет. Кузнецов пишет, что именно с этой целью, следуя моим рекомендациям, он и выехал заранее влево, метров за 150—200 до грузовика, который он стремительно настигал. Что ж, в книге, действительно, дается совет предпринять при необходимости маневры влево-вправо, чтобы осмотреть «слепую зону» перед обгоняемой машиной. Но, во-первых, у Кузнецова, на мой взгляд, такой необходимости не было. Ведь дорога, к ак он сам пишет, была прямой, обгоняемый автомобиль достаточно далеко, освещение дневное, и, таким образом, обзорность встречной полосы ничем не ограничивалась. Будь внимательным — и все хорошо видно, даже со своей стороны дороги. К акаяже надобность выезжать на полосу встречного движения только для осмотра пути? Кузнецов, правда, утверждает, что он на «чужую» сторону не выезжал, а лишь чуть-чуть сместился влево. Но в это трудно поверить. Он сам пишет, что, увидев «Москвич», мгновенно решил пропустить его и сразу же принял вправо. Но какая была в том нужда, если «Жигули» были на своей стороне дороги и «Москвичу» никак не мешали? Зачем же надо было вновь пристраиваться вплотную за грузовиком, лишая себя видимости и обзора? Ведь стоило переждать несколько мгновений — и, пожалуйста, обгоняй. А Кузнецов вынужден был уйти вправо. Значит, его машина «Москвичу» мешала.Значит, обвинение его в том, -что он приступил к обгону, не убедившись в безопасности маневра, не лишено оснований. Его поспешность д«зориентировала и водителя, который находился позади. Ведь он, поверив, что машина впереди пошла на обгон, без опасений подтянулся к грузовику и занял место обгоняющего. А обстановку впереди за двумя автомобилями он видеть никак не мог. Таким образом, ненужные маневры Кузнецова были вовсе не безобидными, как может показаться на первый взгляд. Но, в конце концов, дело не в этом. Если человек хочет перестраховаться, кто ему такое может запретить. Но уж маневрировать надо по всем правилам. Увы, здесь Кузнецов совершает второй просчет. Он почему-то решил, что, перестраиваясь на проезжей части шириной в одну полосу движения, подавать предупредительные сигналы не надо. Ведь здесь, мол, всего один ряд для движения, мол, и Правила дорожного движения говорят о том, что однополосная дорога предназначена для однорядного движения. Именно с такой «платформы» и предпринимается попытка утвердить свое право занимать любое положение в пределах одной полосы без подачи предупредительных сигналов. Давайте с этим тезисом разберемся до конца. По градостроительным нормам полоса движения на дорогах разных категорий может иметь ширину и3 метра, и 3,75 и даже 5,5. Уже из этого должно быть ясно, что она вовсе не предназначена для движения только в один ряд. Правила и не говорят «предназначена». В них пишется — достаточна для движения автомобилей в один ряд. А предназначена или достаточна — это, как вы понимаете, разные вещи. Один ряд автомобилей — это всего лишь ориентир для водителей при определении числа и границ полос, если об этом не сообщает дорожная разметка или соответствующие указатели. Но и на одной полосе габариты транспортных средств могут позволить им двигаться в два или в три ряда. Я имею в виду не только мотоциклы. Иной малолитражный автомобиль, скажем, те же «Жигули» не шире, чем мотоцикл с коляской. Вот почему предупреждать соседей о своем намерении надо не только тогда, когда вы съезжаете с полосы движения. Даже, отклоняясь влево или вправо в пределах нее, надо • не забыть включить указа-НА АОРОГАХ ВСЕГО СВЕТАВЕНГРИЯ. Новые правила движения установили с этого года такие предельные скорости транспортных средств: на автострадах — 120 км/час, на остальных дорогах — 100, в населенных пунктах. — 60. Эти же правила обязывают водителей снизить скорость или даже остановить машину в ситуациях, когда не ясны намерения другого участника движения или трудно установить, кому следует отдать преимущество. ЧССР. Специальное исследование аварийных ситуаций, возникающих на двухполосных дорогах, показало, что к ним ведут главным образом просчеты при обгонах и выезды на полосы встречного движения на поворотах дорог. АНГЛИЯ. По данным исследований, проведенных бирмингемским университетом, основными причинами дорожных происшествий в стране являются такие ошибки водителей: невнимательность (28%), превышение скорости (24,8%). неправильное понимание дорожной обстановки (18%). ДАНИЯ. Здесь уже много лет назад отказались от трехполосных дорог, а большая часть построенных прежде переоборудована в широкие двухполосные. Они имеют 10-метровую проезжую часть и обочины шириной 3,5 метра. Согласно наблюдениям, такие дороги отличаются от обычных двухполосных более высокой безопасностью движения. ИСПАНИЯ. За комфортабельность езды по автомобильным магистралям взимается дополнительная плата. Если вместо магистрали можно воспользоваться другой, хотя и менее удобной дорогой, плата еще выше. США. С целью побудить водителей вовремя менять шины принят закон, запрещающий на автозаправочных станциях ив гаражах отпускать бензин для автомобилей с негодными покрышками. США. Многочисленные и дорогостоящие мероприятия по выявлению водителей в состоянии опьянения пока не приводят к снижению числа и тяжести дорожных происшествий. Последние данные показы-18