ную многоколесную гусеницу и остановилась. На построении командир объявил, что первая часть задачи — подъем и вывод автомобилей за пределы городка — выполнена отлично, с опережением нормативов, и выразил надежду, что в ходе начинающихся тактических учений автомобилисты так' же хорошо справятся ис другими задачами. Для рядового Анатолия Иванова это были уже не первые учения. Он отлично помнил трудности зимних челночных рейсов, когда приходилось с утра до ночи (а то и ночью!) возить горючее на полевой склад ГСМ. Тогда он сработал хорошо и заслужил благодарность генерала. А теперь, весной, Анатолий и вовсе не сомневался, что справится с любым заданием. «Эти месяцы не прошли даром, —• рассуждал он. — Я многому научился, стал лучше понимать автомобиль. Значит, больше вероятность успеха. Но личный успех — слишком мало для ротного комсомольского секретаря. Надо, чтобы каждый комсомолец, каждый шофер выполнил свою задачу — тогда и совесть комсомольского вожака может быть спокойна. Кстати, как там дела у Ермакова?.. Надо бы добежать до него, спросить про тормоза...» Но Ермаков, используя короткий привал, уже бежал к нему, поднимая вверх кулак с отогнутым большим пальцем, и, чтобы его окончательно поняли, еще издали кричал: «Все в порядке, Толя, держат и не греются!» И он бы добежал и еще что-то, наверное, рассказал, но навстречу ему покатилась вдоль колонны команда «По машинам!». Колонна тронулась, и вновь навстречу потекла под колеса дорога. Когда на одном из спусков Анатолий привычно тронул педаль тормоза и ощутил знакомое сопротивление и вслед за ним автомобиль стал послушно терять скорость, он снова вспомнил Ермакова, вчерашний день и улыбнулся. Неспроста Василий сегодня так радуется. Повозились они порядком... Утром, когда Анатолий шел в библиотеку, навстречу ему попался хмурый Ермаков. — Что ты, Вася-Василек, голову повесил? — уже привычной строчкой из песни остановил сослуживца Анатолий. — Или обидел кто? — А чему радоваться? — вскинулся тот. — У всех выходной как выходной, а у меня в парке работы по самое горло. — Да что стряслось-то, скажи! — посерьезнел Иванов. — То стряслось, что ковыряться мне весь день с этими треклятыми тормозами. Не держат — и все тут! — Хорошенькое дельце! — Иванов даже присвистнул. — И это сейчас, когда того и гляди ученья начнутся! Дела!.. Он с сожалением, взглянул на книги, потом кинул взгляд в сторону библиотеки, вздохнул и уже с выражением принятого решения сказал: — Ну ладно! Еще пара рук тебе не мешает? Тогда пошли, навалимся вместе на твои тормоза. Будут держать, никуда не денутся! Ермаков как-то подозрительно-недоверчиво глянул на Анатолия — не разыгрывает ли, но комсорг был серьезен.И они пошли в парк. И весь день — только на обед в столовую сбегали — ремонтировали машину. Работа была хоть и несложная, но трудоемкая: пришлось переклепать все накладки, прокачать и потом отрегулировать тормоза. Одному бы Василию за день, конечно, не справиться. Сейчас машина рядового Ермакова идет в общем строю. И от этого на душе у Иванова становится тепло. Неожиданно потемнело — сизое облако наползло на сверкающее в вышине солнце. К нему подтянулось еще одно. Туча на глазах чернела, набухала. Громыхнуло раз, другой — и из нее, как из продырявленной бадьи, хлынул крупный весенний дождь. По стеклу ритмично заерзали дворники. Но колонна продолжала безостановочное движение и вскоре вышла из зоны дождя. Снова засияло солнце, открылись дали. «Дороги, дороги! Сколько вас, расчертивших землю вдоль и поперек, убегает к манящим и никогда не досягаемым горизонтам! Сколько машин мчится вот сейчас, в эти самые минуты, сколько пар шоферских глаз глядит на вас, — с волнением и радостным душевным подъемом думал солдат. — Может, и отец в этот момент где-то за рулем? Может, и друг мой, Саша Пушков где-то далеко отсюда ведет свой грузовик? Ему ведь самый раз вернуться из командировки. Опять привезет ворох впечатлений и будет несколько дней рассказывать. Прошлый раз был в районе Курска — вернулся переполненный, столько увидел. И тут же предложил тему следующего комсомольского собрания — «Об огневой подготовке водителей». Да как ловко это сделал! И Анатолий живо представил ясные внимательные глаза Друга... — Знаешь, Толя, — говорил Пушков, поглаживая переплет «Операции «Цитадель», лежавшей на коленях, — тут написано ио нас, шоферах. Вот, послушай: «...Кто-то будто окликнул его. Андрей оглянулся. К нему подползал весь окровавленный солдат. Это был шофер разбитого грузовика. — Сейчас помогу, будем вместе лупить их! — Сурков, родной мой, становись рядом, — только и мог сказать взволнованный Данилов. Еще один выстрел. Точно в цель! Загоревшийся танк встал поперек, загородил путь остальным... Не верилось: фашистские танки ползли назад...» — Представляешь, Толя, — дело было на Курской дуге, все были убиты, Данилов остался один. И как кстати оказалась в этот момент помощь шофера, который к тому же, говоря современным языком, отлично владел смежной специальностью! Вот бы о чем поговорить на собрании с нашими комсомольцами!..» Анатолий тогда согласился с Пушковым. Теперь он подумал, что после учении этот разговор станет нагляднее. Через несколько дней он состоялся — живой, горячий. Разговор о боевой дружбе, о преемственности поколений... А. КОРОЛЕВ Н-ская частьСорокалетие небывалого пробега30 июля 1936 года москвичи, собравшиеся в Центральном парке культуры и отдыха имени Горького, провожали нас в дорогу. Предстояло пройти ни много ни мало — 10 000 километров. И каких километров! Моснва — Горький — Казань — Уфа — Челябинск — Петропавловск — Джусалы — Аральск — Каракумы — Сталинград — Ростов-на-Дону — Киев — Минск — Москва — таков был маршрут. Нас, участниц первого в истории женского автопробега, организованного ЦК профсоюза шоферов и автоклубом, всего 45: руководители, Двадцать восемь водителей, механик, слесари, врач, корреспондент, кинооператоры, представители резиновой промышленности. Перед нами стояли такие задачи. Испытать отечественные автомобили ГАЗ — А в различных климатических условиях, на самых трудных дорогах. Продемонстрировать, как вырос технический кругозор советских женщин, их знания, их умение. И еще мы видели свою цель в том, чтобы по ходу маршрута при многочисленных встречах с населением разных районов вести пропаганду новой Конституции СССР, проект которой широко обсуждался тогда в стране. Мы отнюдь не были спортсменками, заранее готовящимися к таким переходам. У многих уже были дети. И отправлялись в путь на тех же машинах, на которых работали в автобазах Москвы, Ленинграда, Горького. Но мы не сомневались в успехе. Мастерство женщин-водителей экзаменовали трудные дороги Урала, степи Казахстана, где к полному бездорожью прибавились то дожди и холод, то 50-градусная жара, и, наконец, Каракумы. Здесь пришлось особенно тяжело. Двигатели перегревались, автомобили вязли в песке. Вытаскивали их на руках. По верблюжьим тропам, солончакам и пескам мы проехали 3500 километров. Два месяца мы были в пути. 30 сентября на 17-м километре Серпуховского шоссе пробег финишировал. Все 15 автомобилей успешно прошли испытания, хотя в дороге приходилось их основательно ремонтировать. Родина высоко оценила наш успех: в октябре женщинам-автомобилисткам вручили ордена и Почетные грамоты. По-разному сложились судьбы моих подруг по пробегу. Многие из них были участницами Великой Отечественной войны. От Волховского фронта до Берлина прошел наш командор, политработник Антонина Волкова. Погибла, выполняя боевое задание, Маша Сухова — неутомимый оператор. На многих фронтах побывала другой кинооператор Оттилия Рейзман, ныне лауреат Государственной премии. Для большинства из нас автомобили стали делом всей жизни. Дина Лифанцева, та, что вела первую машину по каракумским пескам, долгие годы была старшим диспетчером Мосавтожелдора, возглавляла автоколонны на уборочной. Фелиция Яшунская, которая во время пробега испытывала первую советскую резину для покрышек, сейчас доктор экономических наук, работает в научно-исследовательском институте шинной промышленности. 45 лет за рулем Зинаида Баранова, водитель 5-го таксомоторного парка Москвы. Такой же долгий шоферский путь прошли Татьяна Синюкова, Галина Каширкина, Антонина Баранова. Четыре десятилетия отделяют нас от незабываемых дней автопробега. Но, вспоминая о трудной дороге через полстраны на верных наших ГАЗ — А, мы вновь и вновь возвращаемся туда, в нашу молодость. И вновь испытываем чувство гордости за то, что выполнили задание Родины. В. ПЛУГИНА. механик пробега