72
73
ЭКОНОМИКА Фондовый рынокХРАНИТЕ ВАШИ ДЕНЕЖКИ."Ниссана" и "Тойоты" - почти на 50 тысяч долларов! И хоть сделка была чисто теоретической, без риска для кармана, чуть не каждое утро после этого начиналось с волнений и проверки: каковы котировки? Игра на бирже... Акции, взлеты и патом сформировать собственный портУпала цена акций со вчерашнего дня или дения котировок... "Финансист", "Титан", фель: столько-то акций этого завода, поднялась? Захватывающее, оказывает"Стоик"... Америка, небоскребы, миллиостолько - другого... И всякий раз, набися, дело - быть капиталистом, пусть вирнеры... Чужой, чуждый мир, такой далерая свой пароль, видеть, что происходит туальным. Пришлось привыкать к тому, что стокий и притягательный. именно с этими ценными бумагами. Теперь оказалось, что любой из росГулять так гулять - деньги ведь не наимость ценных бумаг на фондовой бирже сиян может приобщиться к этой "не настоящие, а виртуальные! Поэтому "покупменяется ежедневно. И если первые пару шей" жизни: приобрести акции, стать наку" сделали с размахом - акции "Даймлер- месяцев сердечных приступов не было стоящим капиталистом. Причем совлаКрайслера", "Форда", "Дженерал моторе", ("сегодня - падение, потери - $800!", "а деть не какими-то непонятными отечественными заводами, а "Фордом", "ДженеКОЛЕБАНИЯ СТОИМОСТИ АКЦИЙ "ДАЙМЛЕР-КРАЙСЛЕРА" рал моторе". И ничего здесь нет особенного. Открой счет в иностранном банке - реклама на каждом шагу, а потом через Интернет (великая вещь - Всемирная сеть!) купи сколько надо ценных бумаг каких угодно компаний. Были бы деньги! Вот надо бы еще "Даймлер-Крайслер", "Фольксваген", "Тойоту" и... "Пожалуйста, покупайте! Это интересно - быть совладельцем автомобильA ных фирм, следить за котировкой их акСент1999 Нояб 1999 Янв 2000 Март 2000 Май 2000 Июль 2000 ций, - сказал главный редактор. - Только денег я вам не дам. Сначала разберитесь, что к чему на фондовом рынке". ПривычКОЛЕБАНИЯ СТОИМОСТИ АКЦИЙ "НИССАНА" ный подход: сначала научитесь плавать... Впрочем, современный фондовый <13 рынок, в отличие от бассейна, вполне позволяет научиться "плавать" без воg 11 ды. Достаточно сформировать виртуальный портфель ценных бумаг и хоть |ю каждый день наблюдать за изменением их цены. В начале января такой портфель был в редакции создан. Как? Очень просто. В известной поисковой системе О) Yahoo! есть финансовый раздел ! (http://finance.yahoo.com), где можно заСент 1999 Нояб 1999 Янв 2000 Март 2000 Май 2000 Июль 2000 регистрироваться в качестве пользователя. Это даст возможность изучить ку•jajR^mpj •t^WfiillUllltMii^il! 1 г\ ом пения Количество ак- ЦенапортЦена 1 акции на Цена 1 акции на моИзменение стоимости чу графиков и таблиц, показывающих, конец июля, долл. цийвпортфеле феля.допл. мент покупки, долл. портфеля, долл. акции каких предприятий и почем прода"Даймлер-крайслер' 55 130 7150 77.75 -2957.5 ются на бирже, как меняется их стои"Форд" 47 190 8930 -1140 53 "Дженерал моторе" 60 130 7800 75,5 -2015 мость. Тут же можно прочитать все, что •Ниссан" 1025 10 250 10 9.75 256,25 пишут об интересующих вас предпри"Тойота" 83 110 9130 89.06 -666.6 ятиях разные газеты и агентства. А поВсего 43 260 •6522.85В начале года редакция сформировала инвестиционный портфель из акций крупнейших автомобильных компаний.>v\729/2000 ЗР Ценные бумаги автозаводов - вполне надежное вложение средств. • Елена ВАРШАВСКАЯ сегодня - сумасшедший рост, выигрыш $1500!"), то только потому, что в реальности перемены на рынке нас не касались. Потом стало ясно: надо обращать внимание не на ежедневные колебания, а на тенденцию. Тут наступила весна, и рухнули акции компьютерных фирм, которые до этогоросли, как на дрожжах. А ценные бумаги автомобильных компаний продолжали жить своей жизнью - одни подросли в цене, другие (увы, большинство) подешевели, но не так стремительно, как интернетовских компаний. С августа прошлого года постепенно снижается стоимость "ДаймлерКрайслера" (может, стоит "продать"?). "Дженерал моторе" потихонечку дорожал до нынешнего мая, а потом довольно резко пошел вниз (кстати, в это время его акции наиболее активно продавали и покупали - все предвидели новый подъем). "Форд" колеблется, оставаясь в среднем почти неизменным, "японцы" в последние месяцы идут в рост. А вообще со времени покупки акций редакция потеряла (на конец июля) $6408! Эх, как в воду глядел главный редактор, помедлив дать денег на покупку акций! Опытные люди относятся к подобным потерям стоически. Более того, считают, что вложения в акции автомобильных заводов наиболее стабильны. Ведь в сред-КОЛЕБАНИЯ СТОИМОСТИ АКЦИЙ "GM"Сент 1999Нояб 1999Янв 2000Март 2000Май 2000Июль 2000КОЛЕБАНИЯ СТОИМОСТИ АКЦИИ "ФОРДА" <555» j .,-40V*A УСент 1999АИ"Ц/. JV.\ \/t35ШШШшШкНояб 1999 Янв 2000Цена 1 акции на конец июля 2000 г., долл. Цена всех акций кома, млрд. долл. 55.242 57.1СО 37.271 12.644 158,3JМарт 2000Доход на 1 акцию в 1999 г., долл. 6,25 5,58 8,94\ Л VИюль 2000Мах и min стоимость 1 акции в 2000 г., долл. 5111/16-853/4 401/4-571/4 571/4-945/8 65/В-133/8 603/4-1081/4Май 2000лОМПЗпИнДаймлер-Крайслер' "Форд" "Дженерал моторе" НиссанТойота"55 47 60 10 83-нем за год-два их цена, как правило, возрастает. Например, доход на акцию "Дженерал моторе" в прошлом году составил чуть меньше девяти долларов - недурно! А колебания стоимости акции "Джи-Эм" в нынешнем году - чуть больше 37 долларов (от 57 1/4 до 94 5/8 доллара за акцию). Что это значит? Сравним с ценными бумагами интернетовских фирм, вокруг которых в последнее время столько шума. Они, как правило, убыточны. Но их покупают изза высоких ожиданий, что очень сильно отражается на стоимости (далеко не всегда чем-то подкрепленной). Например, акции "Ариба", одной из самых известных компаний "новой экономики", подскочили на $28 (со $116 до 134) за один день при новости о том, что в предыдущем квартале они... потеряли не восемь центов на акцию, а всего пять! Колебания стоимости таких акций - сотни, тысячи процентов за весьма короткий срок. Да, риск вложений тут несравнимо выше - как и возможность заработать на купле-продаже! Поэтому биржевой игрок скорее приобретет такие ценные бумаги, а тот, кто просто хочет надежно вложить деньги (чтобы сумма не намного, но стабильно вырастала), вероятнее всего, купит акции солидных, устойчивых компаний - тех же автомобильных заводов. Кстати, не стоит забывать ио дивидендах, которые они выплачивают акционерам. Многие собственники ценных бумаг живут на эти выплаты. Скажем, компании из нашего портфеля платят в год от 50 центов до $2,4 на акцию очень неплохо. Правда, специалисты говорят, что автомобильный рынок цикличный и после нескольких лет рекордных прибылей (их получают последние пару лет) непременно последует спад. Но они же успокаивают: резких перемен к худшему ожидать не приходится. Автомобильный бизнес, заводы, стоимость которых - десятки миллиардов долларов, в одночасье не пропадут. А значит, вкладывая средства в их ценные бумаги, акционеры не подвергают свое состояние опасности. Впрочем, для российского человека вложение денег в акции и игра на фондовой бирже - дела по-прежнему экзотические. Кажется, лучше и надежнее хранить их в банке. Трехлитровой. А уж если пускать в рост, то в какой-нибудь финансовой пирамиде: процентов эдак под двести в месяц. Главное - успеть вовремя забрать.•ЗР 9/2000 73