156
КЛУБ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙРезиновый СПИДСКОЛЬЗИТЬ И НЕ КИПЯТИТЬСЯ!Еще на заре космонавтики ученые обратили внимание на странное разрушение некоторых резиновых деталей в вакууме - словно червь потрудился в их толще. Оказалось, подобное знакомо и автомобилистам.Денис БОРОВИЦКИЙ Известно, что экстренный подъем с глубины на поверхность чреват "вскипанием крови" в жилах аквалангиста и может привести к трагедии. А знаете ли вы, что "кессонная болезнь" поражает и сапьники, уплотнения, диафрагмы пневматических систем и газового оборудования автомобиля? Причина "недуга" - прорыв на поверхность растворенных в эластомерах (так химики называют эластичные полимеры, в том числе резину и каучук) газов, которые, подобно термитам, прогрызают ходы в резине, нарушая герметичность уплотнения. Провоцируют "грызунов' резкие перепады давления, характерные для работы автомобильной пневматики. Особенно страдают клапаны тормозной системы и диафрагмы газовых редукторов. Однако се эксплуатации. Со временем эластомер превращается в бомбу замедленного действия, детонатором которой служит тот самый скачок давления. Зарубежные химики давно стали применять для ответственных уплотнений эластомеры, стойкие к "кессонному эффекту", мы же вынужденно мирились с недолговечностью резиновых изделий. Сегодня, однако, положение меняется: сто(+170°С) температурах, пятикратно превышая срок службы традиционных аналогов. Недаром новинку используют в роторно-поршневых моторах ВАЗ. Прежде чем пойти в производство, все новые разработки фирмы проходят всесторонние испытания в лабораториях московских институтов, как, например, принципиально новые "скользкие" резиновые композиции. Особенность материалов - низкий коэффициент трения по металлу (0,3) и высокие физико-механические свойства эластомера, отличные масло-, бензо- и морозостойкость. Сальники из нихСтальные и резиновые кольца компрессора: вам какое? утрут нос иным именитым конкурентам. Отличные результаты дало применение новых материалов для поршневых колец компрессоров в пневматической тормозной системе автомобилей ЗИЛ. Замена металлических уплотнений резиновыми позволяет резко снизить выброс масла в пневмопривод и защитить цилиндро-поршневую группу в условиях масляного голодания "скользкая" резина уже содержит в себе все необходимое для смазки. Интересно, что ресурс поршневого комплекта с резиновыми уплотнительными кольцами будет, по заверению разработчиков, не меньше, чем с традиционными металлическими. О том, когда "скользкие" резины займут свое место в автомобиле, говорить рано - идут испытания. Только не пытайтесь искать изделия РЕАМ-РТИ в розничной продаже. Пока вся продукция предприятия идет на сборочные конвейеры АМО "ЗИЛ", КамАЗа, АвтоВАЗа, "Пекара", "Плазы", "Автосистемы" и др.Эластомеры, стойкие к проявлению "кессонного эффекта". личная фирма "РЕАМ-РТИ" освоила уплотнения из нового материала. Как и стандартные отечественные резины, московские эластомеры изготавливаются из местного сырья (у него высокое качество и стабильные свойства), но по своей, оригинальной рецептуре с добавлением, при необходимости, импортных ингредиентов. Композиция составляющих (ноу-хау фирмы) эффективно связывает воду и газы, препятствуя их выделению, а присадки значительно повышают прочность изделия, позволяя ему выдерживать атаку прорывающихся изнутри пузырьков. Изготовленные по специальной методике уплотнения способны работать как при низких (-40°С), так и высокихИзъеденный газами клапан тормозной системы. "вскипеть" уплотнение может и при часто повторяющихся небольших скачках давления. Пример - разрушение диафрагмы вакуумного усилителя тормозов у отечественных легковых автомобилей. Откуда в резинах газы и как с ними бороться? Дело в том, что эластомеры "газируются" еще при рождении (в производстве), собирая на своей поверхности воду и химически активные летучие вещества. Растворенные в резине "залежи" постоянно пополняются за счет диффузии газов, контактирующих с уплотнением в процес156 9/2СОО ЗР