74
75
ЭКОНОМИКАДеньги Если говорить о кредите, то он все еще экзотичен для России. Хотя в стране уже появилась прослойка граждан (скорее, фуппа), кто из года в год берет в долг у банка на покупку автомобилей (бытовой техники, недвижимости и т. д.). И с каждым днем эта прослойка увеличивается. Те, кто однажды вкусил прелесть использования заемных средств, как правило, становятся постоянными клиентами банка. Ведь с развитием рынка условия получения денег будут все более выгодными. Кредиты на покупку машин в массовом порядке у нас стали выдавать лишь после кризиса (в 1998 году). Что же изменилось с того времени? Серьезно сократилось время оформления всех документов (включая проверку заемщика на благонадежность). Еще весной этого года в АКБ "Инвестиционной банковской корпорации" - ИБК (по данным фонда "США-Россия", это нынешний лидер автокредитования в столице) требовалось две недели. Сейчас - всего неделя. Специалисты ИБК стали обучать менеджеров в автосалонах оформлять кредитные заявки и самостоятельно отправлять в банк - чтобы клиент не бегал между салоном и банком по нескольку раз. Сегодня процедура покупки в кредит выглядит так: Сделано в РоссииЗАНЯТЬ ИЛИДва способа приобрести автомобиль - выбирайте, какой предпочтительнее.Дмитрий ЛЕОНТЬЕВ претендент выбирает автомобиль в салоне и оставляет заявку на заем. Когда его извещают о согласии дать кредит, он вместе с представителем дилера отправляется (уже на автомобиле!) в банк подписать договор. Как пояснил автору начальник отдела потребительского кредитования ИБК Борис Новиков, вскоре эта процедура станет еще проще и короче. ИБК планирует открьпъ свои операционные кассы прямо в автосалонах. Первые такие кассы должны появиться в столице уже к концу нынешнего года. Еще одно новшество - любителям покупки в кредит наконец-то дана возможность занять на подержанные автомобили (правда, только иностранные). ИБК первым предложил на российском рынке такую программу. Возраст подержанных автомобилей должен быть не старше трех лет, пробег - до 50 тыс. км. Условия такие же, как и при покупке новых машин - 15% годовых в валюте. И еще приятная новость: увеличился срок, на который выдается кредит. Теперь это 2,5 года (правда, пока опять же только в ИБК), что делает заем более доступным: больше срок - меньше ежемесячные выплаты. Предоставляется также возможность досрочного погашения: не обязательно платить проценты все два года - можно рассчитаться раньше (минимум за шесть месяцев).* * *Тем, кому кредит недоступен, остается одно - копить. Причем, те, кто не в состоянии копить самостоятельно, могут воспользоваться услугами небанковских учреждений. Последние предлагают российским автолюбителям особые накопительные схемы,ПОД БОКОМ У ГИГАНТАки для "жигулей"... Новое предложение пришлось здесь по душе. Дело закрутилось. Дмитрий ЛЕОНТЬЕВ Правда, сначала партнерам КОЛОДКА "Сонатекс", абсолютно новую, пришлось помозговать: какие, НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ДЕШЕВОЙ независимую. И производить собственно, колодки делать? Ребята-технари из города под этой маркой ни много ни маПод боком - ВАТИ, крупнейший российский завод. КонкурироВолжского в эпоху кооператило тормозные колодки. вов клепали успокоители цепи Сперва бизнесмены заявивать с ним по цене - прогоришь, для "жигулей" и сбывали их на лись на солидное местное ведь дешевле не сделаешь. местном рынке. Вскоре этот предприятие, где предложили Можно, конечно, постараться, бизнес пришел в упадок, тогда открыть цех колодок для иноно это будут уже не колодки... предприниматели стали перемарок (с новым торговым знаВыбрали совсем другую нишу продавать заводские автозапком, в красочной упаковке). "А у дорогого "фирменного" товара. части. Однако и расцвет посреднас и так все раскупают..." - Тем более, что примеры для ничества закончился - нужно последовал лаконичный ответ. подражания уже были - "Дафбыло искать новую нишу. Ни гаДальнейшие поиски привели к ми", СТС, "Маркой", ВВВ... ражная делянка, ни оптовая хозяину небольшого завода. фирма не были для компаньоЧем только на нем не занимаНАЙДИ нов пределом мечтаний. Им полись: ремонтировали бытовую СВОЕГО ПОСТАВЩИКА казалась привлекательной идея технику, мастерили сверла для Для тех, кто решил начать создать свою торговую марку - бормашин, штамповали сальнидело с нуля, в России почти нетТрудно ли начать свое производство?^-Ъи749/2000 ЗР НАКОПИТЬ?УСЛОВИЯ БАНКОВ ПО АВТОКРЕДИТОВАНИЮ 'гих банках см. З Р . 2000. № 5 . 6 . !1 АКБ -ИНВЕСТИЦИОННАЯ БАНКОВСКАЯ КОРПОРАЦИЯ" 11 Пример расчета г латежеи пс кредиту на 2,5 года 'модели распопоя гены по убь ванию популярности ере ци клиентов ИБК). Стотюсть Размер первоавтомобиля, начального долл. взноса (30% от цены), долл. "Шюда-Ошвия 1.6" 4500 15000 19200 "Фольксваген-Бора 1,6" 5760 •фолыетаген-Пассат 1.8" 26000 7800 "Ренс-Меган Классик 1,6' 13750 4125 13600 "Ниссан-Алмера 1,6" 4080 Тойота-Авенсис 1.6" 5703 19000 "Лексус JS 20-3" 12900 43000 "Форд-Фокус 1,8" 5325 17750 Boflbeo-S401,8" 7500 25000 "Опель-Астра 1.6" 17900 5370 МОД» Размер месячного платежа, долл.422 540 883 387 535 53512105D 0 703 503• РАФФАИЗЕНБАНК АВСТРИЯ"" Стоимость Размер первоавтомобиля, начального Модель взноса,долл. ДОЛЛ.Размер месячного платежа,долл. Рено-19' 2850 7500 199 ' Первым среди иностранных банков стал кредитовать покупку автомобиля российскими гражданами.НАКОПИТЕЛЬНЫЕ СХЕМЫ НЕБАНКОВСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ "ЗА РУЛЕМ-КРЕДИТ": группа из 24 человек, ежемесячный накопительный взнос - около 200 у. е., срок, после которого все участники получают автомобили, - 2 года (первый автомобиль разыгрывается уже через 2 месяца). Цена автомобиля - 4500 у. е. "БЫТ-КРЕДИТ": группа - 60 человек, ежемесячный взнос - 1160 руб. на "Оку" (плюс 3100 руб. первоначальный взнос), 1800 руб. за ВАЗ-21065 (плюс 4800 руб. первоначальный взнос). Рассрочка - 5 лет. Право на участие в розыгрыше автомобилей возникает после того, как на вашем накопительном счете накоплено 40% стоимости машины. "ФОРД-ПЛАН": ежемесячный взнос -300 долл. (плюс 400 долл. за зачисление в группу). Автомобиль - любая модель "Форд". Рассрочка - на 50 месяцев. Количество человек в группе - 100. Срок формирования группы - до 90 дней. Розыгрыш машин - с первого месяца.облегчающие этот процесс. Обычно это происходит так: фирма собирает группу участников, желающих накопить на новый автомобиль. Члены группы каждый месяц вкладывают в общую копилку определенную сумму денег (плюс процент фирме за услуги) и в течение оговоренного срока (от 2 до 5 лет) каждый получает машину в собственность. Причем не всем придется ждать до конца срока накопления. Каждый месяц один (или два, или три... в зависимости от правил группы) из участников группы получает автомобиль! Как выбирается счастливчик? По жребию на ежемесячном собрании группы. Получается, что, вступив в подобную группу, вы можете получить автомобиль уже через два месяца (если повезет) либо в любой из следующих месяцев до истечения срока накопления. Условия вхождения в группу, на первый взгляд, самые либеральные. Здесь не требуют бегать в поисках поручителей и оформлять многочисленные бумаги. Однако перед получением машины все вышеперечисленное неожиданно может понадобиться (если фирма по каким-то причинам усомнится в вашей платежеспособности). Так что и здесь клиент не застрахован от "бюрократии". Dнеобходимых условий. Оборудование? В его поисках технари из Волжского объездили чуть не всю страну - пришлось заказывать по крохам в разных городах. Документацию на колодки получили на автомобильных заводах - естественно, не бесплатно. Патенты на состав смеси - в различных исследовательских институтах. Сложнее всего оказалось достать компоненты смеси. Пришлось обегать просторы СНГ - некоторые составляющие оказались в России в большом дефиците.тово к работе. Что дальше? В самом Волжском, как ив Волгограде, на дорогих колодках не заработаешь. Потребителя на них нет - местный рынок забит запчастями, пусть не лучшего качества, зато дешевыми. Здесь несколько десятков легальных и полулегальных цехов. Вывод неожиданный - начинать надо с Москвы. И вот в прошлом году в столице был выброшен десант НАЧИНАТЬ НАДО С МОСКВЫ торговых агентов: бегают, заНо вот проблема постакрепляя достижения и расшивок решена, оборудование го- ряя сеть торговых партнеров, и по сей день. Ставка на Москву оказа"СТАРТОВАЯ ЦЕНА" ПРЕДПРИЯТИЯ НА 50 ТЫСЯЧ КОЛОДОК В МЕСЯЦ лась верной. Через полгода 1. Технологическая и конструкторская документация (на пресс-формы и фирма продавала здесь уже штампы, проектировку здания и оборудования, сети и коммуникации, состав больше 1000 комплектов в месяц. Правда, в разгар успешсмеси)-52 тыс. долл. 2. Здание 600 кв. м и оборудование (различные прессы -11 шт., смесеприго- ной работы в Волжском грянутовительный комплекс -1 шт., гальванический цех, окрасочная камера, станла облава на подпольные цеки с ЧПУ и автоматы продольного точения - 5 шт., автотранспорт - 2 ед.) -148 ха (за месяц их закрыли около тыс. долл. 20!). Неожиданно проверка 3. Оснастка (пресс-формы, вырубные штампы на 40 различных видов колоявилась ив "Сонатекс". Индок)-35 тыс. долл. спекторы Госстандарта искаРеклама, маркетинг, упаковка (в расчете на год) - 50 тыс. долл. ли... штампы ВАТИ! Они были (Окупаемость - 5 лет, норма прибыли - 30%.) уверены, что здесь клепаютИнфраструктура поставок (конструкторской и технологической документации, оборудования, сырья) для производства автомобильных компонентов в России абсолютно не развита. Где, например, купить небольшую партию металла или глинозема? Если берешь меньше пяти вагонов, ты клиент второго сорта - отсюда соответствующее отношение и завышенные цены."самопал" под известный завод. Увы, малые предприятия в России все еще держат за подпольщиков и кустарей. Не спасают ни сертификат НАМИ, ни официально зарегистрированная торговая марка. Однако проверяющие убедились: фирма работает в соответствии с законом. К концу лета "Сонатекс" надеется продавать только в столице не меньше 10 тысяч колодок в месяц. Автомобилисты начинают понимать: импортное - не значит лучшее. "Фирменная" коробочка нередко содержит фальшивку. И чем именитее производитель, тем больше соблазн у поддельщиков. Потому все больше людей выбирают отечественное. Осенью фирма открывает в Волжском новый цех в два раза мощнее старого. Удастся ли следующий бросок "Сонатекса" на рынок? Ответ ясен: будет качество - придет и успех. D ЭР 9/гссо 75