76
77
78
79
KCCCOНЕФТЯНИКИ ШИННИКОВЭкономика СКУПАЮТ"КОЛЬЦО" СНОВА ЗАМОРОЗЯТ?К сожалению, темпы строительства третьего транспортного кольца в Москве в будущем году значительно снизятся, заявил от имени подрядчика генеральный директор ООО "Организатор" Геннадий Муравнн. Связано это с тем, что с 2001 года отчисления в территориальные дорожные фонды уменьшатся как минимум вдвое (см. ЗР, 2000. № 8). Но в начале сентября московские строители планируют открыть автомобильное движение по реконструированному метромосту в Лужниках (станция метро "Воробьевы горы" заработает в 2001 году), к концу года - первую очередь транспортной развязки на пересечении Волоколамского шоссе с улицей Свободы и участок третьего транспортного кольца между Комсомольским проспектом и улицей Вавилова. Судьба остальных этапов "стройки века" пока под вопросом. •*>- Компания "Даймлер-Крайслер автомобили Рус" вложит 25 млн. долл. в развитие российской дилерской сети в Саратове, Сочи. Краснодаре и Волгограде. В 1999 году оборот компании в России составил 150 млн. марок. Продано 1650 автомобилей. В 2000 году резкого увеличения объема продаж не ожидается. • £ • Команда руководителей КамАЗа во главе с генеральным директором Иваном Костиным нанесла визит в Уфу. Башкирия на втором после Татарстана месте по количеству эксплуатируемых автомобилей КамАЗ. Их там более 17 тысяч. Между ОАО "КамАЗ" и правительством республики было подписано соглашение о сотрудничестве. К 600 автомобилям, поставленным КамАЗом с начала года в Башкирию, добавится еще 200 большегрузов из Набережных Челнов. АСБЕСТ НЕ ВМОДЕОмш» -Сутр- («1-951 1,45Компания "Татнефть" объявила о намерении приобрести до конца года контрольный пакет акций "Нижнекамскшпны". Часть акций "Татнефть" купит у правительства Республики Татарстан, другую - у трудового коллектива "Нижнекамскшпны". Предстоящая сделка даст крупнейшему шинному предприятию стратегического партнера, который будет вкладывать деньги в развитие производства и обеспечивать завод сырьем. Приобретение сырьевыми компаниями шинных заводов России - очевидная тенденция: ранее "Газпром" купил предприятия в Ярославле и Омске. " Б ЫЧКИ " РАСТУТ НА КРЕДИТАХАМО "ЗИЛ" получило от московского правительства кредит на закупку технологической линии рессор. Размер ссуды - 70 млн. руб., срок погашения - 1 декабря 2002 года. Процент - 1/4 ставки рефинансирования Центробанка РФ (около 8% годовых). В 2000 году ЗИЛ планирует выпустить 30 тыс. автомобилей (из них - 15 тыс. "бычков" и 2000 автобусов) против 22 503 в 1999 году. Правительству Москвы принадлежит 53% акций предприятия."ОВЕС" НЫНЧЕ ДОРОГБензин дорожает не только у нас: в Европе автомобилистам тоже пришлось "затянуть пояса". В "очень среднем" стоимость литра "де-1,42НА ОБНОВЛЕНИЕ ПАРКА - 40 МИЛЛИОНОВ. В Смоленск прибыли 30 новых автобусов Павловского завода. Всего в бюджете области на 2000 год на приобретение автобусов запланировано 40 млн. руб.вяносто пятого" выросла по сравнению с 1999 годом на 22 цента. Ну, а сколько долларов придется платить на АЗС разных стран, видно из КамАЗ и сирийская холдинговая диаграммы. Как ив России, цены на отдельных • £ бензоколонках могут слегка различаться - компания "Саккаль и сыновья"подписали договор о сотрудничестве, согласно котов пределах 5 центов от указанных. рому автозавод будет ежегодно поставш$ АвтоВАЗ наращивает выпуск автомобилей лять в Сирию не менее 70 грузовых автоВАЗ-2115: в июле с конвейера ежедневно сходило 96 мобилей. Кроме того, готовится соглашемашин, план августа - уже 130 "пятнашек" в день, а ние об экспорте 1000 автомобилей "Ока". всего за год их намечено выпустить 25 000 шт. В 2001 "Саккаль и сыновья" имеет собственную году с конвейера должны пойти ВАЗ-2113 и ВАЗ-2114 торгово-сервисную сеть и контролирует до 70% автомобильного рынка страны. (обновленные "восьмерка" и "девяносто третья").Московская фирма СТС (Современные Тормозные Системы), специализирующаяся на производстве передних колодок, уверенно "заселяет" своей продукцией вазовские конвейеры. С июля 2000 года фирма полностью обеспечивает комплектацию "Оки", выпускаемой дочерним предприятием АвтоВАЗа в Серпухове. Заканчивается сертификация безасбестовых колодок для ВАЗ-2110. А в сентябре СТС совместно с западными инвесторами приступает к строительству завода для выпуска безасбестовых тормозных колодок производительностью 18 млн. шт. в год.769/2000 ЗР <сжо•С- Германский институт экономических исследований подсчитал, что население ФРГ тратит в год на содержание личных автомобилей 270 млрд. марок и всего 40 млрд. - на пользование прочим транспортом. УКРАИНА: АМНИСТИЯ АВТОМОБИЛЯМЭкономикаНАЛЕТАЙ - ПОДЕШЕВЕЛОАвтомобильные фирмы вступили в борьбу за состоятельного российского клиента в среднем и верхнем среднем классах. В начале нынешнего года примерно на 20% подешевели "аудиА4" н А6 - самые ходовые в России. И к середине лета удалось продать 571 машину при годовом плане 580. "Ауди" запросила увеличения квоты - а тем временем подешевели "вольво". Двенадцать российских дилеров теРоскошный седан Вольво-seO" можно купить за 36 тыс. перь получают шведские автомобили с долл. 20-процснтной скидкой. Заводская скидка для конкретного рынка - прецедент в истории компании. Характерно, что Россия отнесена руководством "Вольво" к числу 15 развивающихся рынков. Надо полагать, другие конкуренты не замедлят сказать свое слово. • £ Автомобили, изготовленные на заводе "ДэуФСО" в Варшаве, продаются не только в Польше: в 2000 году более 33 тыс. машин будет экспортировано в европейские страны, в основном, в Италию, Грецию, Венгрию, Словакию и Хорватию.В республике постоянно ездят, но разным оценкам, от 100 до 300 тыс. машин с иностранной регистрацией, считающихся "временно ввезенными". У водителя есть доверенность зарубежного владельца, но всем понятно, это просто уловка для обхода таможенных барьеров. Осенью 1999 года украинские власти пытались объяЛАДЬЯ - В СТЕПИ вить такие автомобили вне закона, но И ПОД ОБЛАКАМИ дали задний ход, дабы не будоражить электорат перед выборами президенАвтоВАЗ изучает возможность сборки та. А сейчас, когда почти вдвое подо"жигулей" в Донецкой области. Об этом сорожал хлеб и выроста квартплата, общил его украинский партнер - концерн усиливать недовольство граждан то"Укрпромнивест". Выбор области, по сложе ни к чему. В итоге Кабинет минивам вице-президента концерна, обусловлен стров постановил объявить "временперспективностью рынка сбыта в Донбассе но ввезенным" амнистию. Тот, кто и близостью к российскому Таганрогу, где приплат автомобиль "по довереннопростаивает завод комплектующих. Сбости" до 1 января 2000 года, отныне морочное производство может быть создано жет считаться его законным владельв Горловке на базе местного авторемонтноцем, если уплатит таможенную пого завода. шлину. Это решение выгодно влаВолжский автозавод планирует также стям не только в социальном отношеначать в этом году сборку своих машин на нии: ожидается, что платежи в казну заводе ЕрАЗ в Ереване, некогда выпускавсоставят до 80 млн. долл. шем автофургоны.БАЛАКОВО РЕЗИНУ НЕ ТЯНЕТОбъединение "Балаковорсзинотехника" продолжает отвоевывать у "иноземцев" временно оставленные плацдармы. Для владельцев ВАЗ-2110 и ВАЗ-2123 фирма выпускает теперь уплотнители стекол - ранее они поставлялись из Хорватии. Кроме того, бала: ковцы освоили производство "десятой" обнвки крыши, "четырнадцатой" обивки капота, а также наладили выпуск разнообразной мелочевки, от шлангов до сальников для ЗИЛа, ГАЗа и УАЗа. Число новых деталей, освоенных в 2000 году, перевалило за сотню, а нх стоимость превышает 38 млн. руб. В общем, Балаково резину не тянет... ПЛАСТМАССОВЫЙ "ФОРД" Речь не о материале кузовов, а о смене хозяина американо-белорусского СП "Форд юнион", где собирали .легковые "эскорты" и коммерческие "транзиты". Разочарованная перспективами завода, где в 1999 году было собрано лишь 440 машин всех моделей, компания "Форд мотор" уступила контрольный пакет акций СП английской фирме "J&W Сэндерсон". выпускающей изделия из пластмассы. Производство автомобилей "Форд юнион" прекратил еще в мае нынешнего года. Причины очевидны: продукция СП после трехкратной девальвации рубля оказалась в СНГ неконкурентоспособной. Теперь интересы концерна сосредоточены на проекте производства "Форда-Фокус" в России (Всеволожск). ЗР 9/2000 77ПОТЕРЯЛ АППЕТИТ...Шеф концерна "Фольксваген" Фердинанд Пиех, еще недавно готовый, казалось, скупить все и вся, заявил в интервью гамбургскому журналу "Менеджер мэгезнн", что более не намерен расширять набор принадлежащих ему марок. "Достаточно сложно, - сказал он, - управляться с нашими четырьмя основными подразделениями - "Ауди", собственно "Фольксвагеном", СЕАТом и "Шкодой". Поскольку в декабре 2002 года истекает срок второго пятилетнего контракта Пиеха, предполагается его переход в наблюдательный совет концерна. Кто же займет место у руля? Сам Пиех называет Берпдта Пишетерндера, ушедшего не так давно из БМВ изза провала с "Ровером", ныне - члена совета директоров "Фау-Вэ". В кругах, близких к руководству фирмы, слышны имена других членов совета - Енса Нойманна и Мартина Винтеркорна; эксперты называют также Всндслнна Видскинга, возглавляющего ныне "Порше".Мартин ВинтеркорнБерндт ПишетсридерВенделин Видекинг На правах рекламыОДА О МАСЛАХвязкости (20. 30, 40, 50 и 60). Всесезонные масла обозначаются сдвоенным номером, первый из которых регламентирует минимальные значения динамической вязкости при отрицательНаши читатели часто задают почти «гамленых температурах, соответствующих классам товские» вопросы: 'Покупать или нет отечественное масло?», а если «да», то «Как выбрать вязкости зимнего масла, и гарантирует пускомасло для автомобиля?», а если масло выбрано, вые свойства, а второй нормирует кинематичето «Где его лучше купить?» и «Как отличить фирскую вязкость при 100°С, характерную для соменное масло от подделки?». На эти и другие ответствующего класса вязкости летнего масла. вопросы мы попросили ответить Главного спеДля двигателей различных конструкций циалиста Главного управления по переработке температурные диапазоны работоспособности нефти ОАО «ЛУКОЙЛ» к. т. н. В. А. Окружнова. масла определенного класса по SAE существенно отличаются (рис.). Они зависят от мощМнение ведущих российских ученых одности стартера, минимальной пусковой частонозначно: современные отечественные моты вращения коленчатого вала, требуемой для торные масла вполне выдерживают сравнение пуска двигателя, производительности масляс зарубежными аналогами той же потребиного насоса, гидравлического сопротивления тельской категории. маслоприемного тракта и многих других кон ­ Ведущие российские производители масел структивных, технологических и эксплуатацимаркируют продукцию как по ГОСТ 17479, онных факторов (технического состояния автак и по международным стандартам SAE и томобиля, качества бензина или дизельного API. Это позволяет сопоставлять их по уровтоплива, квалификации водителя и т. п.). н ю качества с зарубежными образцами. Предварительные рекомендации по подбору моторных масел по вязкости для большинства двигателей таковы. В международной практике действуют обПри пробеге автомобилем менее 25% от щие правила подбора моторных масел, котопланового ресурса двигателя (новый двигарые уже прочно прижились ив России. тель) необходимо применять масла класса SAE 10W-30 или 5W-30 всесезонно. Исходя из требований двигателя вашего автомобиля и температуры окружающего возПри пробеге автомобилем 25-75% от пладуха, моторное масло подбирается по двум основого ресурса двигателя (технически исправновным критериям - вязкости по классифиный двигатель) целесообразно применять кации SAE и уровню эксплуатационных масла класса SAE 5W-40, IOW-40, I5W-40 лесвойств по классификации API или АСЕА. том, SAE 5W-30 и I0W-30 зимой или SAE 5W40 всесезонно. Вязкость в зависимости от температуры в широком диапазоне (от температуры окружаПри пробеге автомобилем более 75% от ющего воздуха в момент холодного пуска зипланового ресурса двигателя (старый двигамой до температуры масла при максимальной тель) следует использовать масла класса SAE нагрузке двигателя летом) является одним из 15W-40 и 20W-50 летом, SAE 5W-40 и I0W-40 основных свойств моторного масла. В наибользимой или SAE 5W-50 всесезонно. шей степени соответствие вязкостно-темпераПри температуре окружающего воздуха ни ­ турных свойств масел требованиям двигателей же -40°С и выше +50°С могут применяться описывается общепринятой в международной синтетические моторные масла классов вязкопрактике классификацией SAEJ300. сти SAE 0W-40 и SAE 10W-60 соответственно. Ну и наконец, самое главное: при подборе Она подразделяет (в редакции от декабря масла не забудьте заглянуть в инструкцию за1995 г.) моторные масла на шесть зимних (0W, вода-изготовителя автомобиля. 5W, I0W, 15W, 20W и 25W) и пять летних классовПервая классификация масел по условиям применения и уровню эксплуатационных свойств была предложена Американским ин ­ ститутом нефти (API) еще в 1947 г. и неоднократно перерабатывалась в дальнейшем. Однако принцип разделения масел на две категории (S и С) сохранился ив редакции 1996 г. К категории S (Service) относятся масла для 4-тактных бензиновых двигателей, к категории С (Commercial) — масла, предназначенные для дизелей автомобильного транспорта. дорожно-строительной техники и сельскохозяйственных машин. Универсальными считаются масла, которые могут применяться для смазывания бензиновых и дизельных двигателей. По уровню эксплуатационных свойств по API в порядке возрастания требований к качеству масла подразделяются в категории S на 9 классов (SA, SB, SC. SD, SE, SF, SG, SH и SJ), а в категории С на И классов (СА, СВ, СС, C D , C D - I 1, СЕ, CF, CF-4, CF-2, CG-4 иСН 4). Цифры при обозначении классов CD - I 1, CF-4, CF-2 и CG-4 дают дополнительную ин ­ формацию об использовании данного класса масел в 2- или 4-тактных дизелях соответственно. Для обозначения универсальных масел принята двойная маркировка, например SF/CC, SG/CD, CF-4/SH и т. п.В настоящее время в развитых странах выдается лицензия на выпуск масел только высших групп качества SH и SJ для бензиновых двигателей и CF, CF-4, CF-2 и CG-4 для дизелей. Масла для сверхтяжелых дизелей внедорожной и горной техники группы СН-4 находятся в стадии постановки на производство. Однако при поставке масел на экспорт и при их производстве в третьих странах могут применяться обозначения и более низких (ранее исключенных) классов по API. Американские и японские автомобилестроители в процессе сотрудничества в рамках Международного комитета по стандартизации и одобрению смазочных материалов (1LSAC) разработали минимальные стандартные требования к моторным маслам для автомобильных бензиновых двигателей. Кшссификация ILSAC содержит два класса масел, обозначаемых GF-1 и GF-2. Типичные диапазоны работоспособности наиболее часто используемых зимних, летних и всесезонных масел По уровню эксплуатационных свойств они практически идентичны маслам классов SH -40 30 40 50 -30 -20 -10 ОС 10 20 и SJ по API , но имеют более высокие энергосберегающие свойства и не содержат ком ­ • H SAE0W понентов, отрицательно влияющих на ката•^BSAE5W литический дожигатель отработанных газов. Масла, сертифицированные API на соответSAE 10W ствие 1LSAC, маркируют стандартным симSAE 15W волом (знаком качества в виде шестеренки с SAE 20W текстом на английском языке внутри рисун. ка «Американский институт нефти. Для SAE 30 бензиновых двигателей. СертифицироваSAE 40 но»). Классификация масел по API в сочетании с ILSAC характерна для американских SAE 50 производителей и не нашла широкого при^я^ШШШ SAE 5W-40 менения в Европе.I ^ H H ШШШSAE SAE SAE SAE SAE5W-30 10W-30 10W-40 15W-40 20W-50Европейская ассоциация производителей автомобилей АСЕА (в нее входят такие гиганты автомобилестроения, как BMW, DAF, Ford of Europe. General Motors Europe, M AN , Mercedes-Benz, Peugeot, Porsche, Renault, Rolls-Royce. Rover, SAAB-Scania, Volkswagen, \falvo, FIAT и др.) ввела с 1996 г. новую класси- фикацию моторных масел, которая базируется на европейских методах испытаний, а также использует некоторые общепризнанные американские моторные и физико-химические методы испытаний по API, SAE и ASTM. С 1 марта 1999 г. была введена классификация АСЕА-98. Однако до 1 марта 2000 г. допускалось соответствие масел требованиям АСЕА-96, но после этой даты все масла должны удовлетворять условиям только АСЕА-98. Классификация АСЕА-98 подразделяет моторные масла на три категории уровней качества (в связи с последовательностью их исп ытаний ) - А , В и Е: А 1 , А2 и A3 - для бензиновых двигателей; В1, В2, ВЗ и В4 — для легких дизельных двигателей легковых автомобилей и фургонов на базе легковых автомобилей; E I , Е2. ЕЗ и Е4 - для тяжелых дизельных двигателей грузовых автомобилей. Причем первому уровню качества в группах АиВ соответствуют требования к энергосберегающим маслам, которые по эксплуатационным свойствам должны быть не хуже второго уровня. А в остальных случаях принцип следующий: чем больше цифра уровня качества, тем выше требования к маслу. В маркировке указывается также год введения требований (например, А1-96 или А1-98). Классификация моторных масел по АСЕА введена взамен ССМС , однако до сих пор на этикетках фасованных масел, поставляемых в Россию, встречается устаревшая аббревиатура. Это говорит о том, что масла несколько лет пролежали на складе или по какой-либо другой причине не соответствуют требованиям современной классификации. В табл. 1 приведено примерное соответствие классификаций моторных масел по АСЕА, С СМС , API и ILSAC. Каждый член АСЕА в дополнение к единым требованиям классификации может выдвигать (а на практике так и происходит) свои, специфические, путем ужесточения проходных оценок, введения дополнительных испытаний в двигателе собственной конструкции, специальных испытаний на совместимость с резино-техническими изделиями или испытаний на определение сроков замены и т. д. Такие требования излагаются в фирменных спецификациях на моторные масла. Наибольшее распространение получила спецификация на моторные масла фирмы Mercedes-Benz (табл. 2). Соответствие масел определенному уровню требований по API, АСЕА и спецификации Mercedes-Benz позволяет объективно оценить качество фасованных моторных масел, предлагаемых различными отечественными и зарубежными производителями.Классификация АСЕА ССМС (отменена) API ILSACМасла для бензиновых двигателей легковых автомобилей, микроавтобусов, фургонов A1-9S А2-96 G-4 АЗ-96 G-5Масла для дизелей легковых автомобилей микроавтобусов фургонов 61-96 В2-96 PD-2 ВЗ-96Масла для дизелей тяжелых грузовиков, автопоездов Е2-96 Е1-96 ЕЗ-96 GG-4 GG-4G-5 (SHPD-) CF-4SH СЕ SG CD GF-1 GF-2 " SHPD (Super High Pertornance Diesel) - дизельные масла со сверхвысокими эксплуатационными свойствамидувных дизелей европейских, американских и японских автомобилей выпуска до 1989 г., заводом-изготовителем которых рекомендованы масла группы SF/CC. Масла такого уровня качества выпускают и другие российские компании. А вот масла более современной серии «ЛУКОЙЛ-Супер» выделяются на общем фоне отечественных фасованных масел, причем не только современным оформлением тары и этикеток, но и высоким качеством. Так, уровень качества этих масел соответствует требованиям ОАО «АВТОВАЗ» к перспективным моторным маслам, требованиям API SG/CD, CF-4/SG, АСЕА А2-96, Е1-96 и Е2-96, листов 227.1 и 228.1 Mercedes-Benz. Для смазки современных форсированных европейских, американских и японских бензиновых двигателей с наддувом и дизельных двигателей с турбонаддувом легковых автомобилей и легких грузовиков выпуска после1995 г. должны применяться масла, отвечающие наивысшим международным требованиям АСЕА АЗ-96, ВЗ-96 или ВЗ-98, API SJ/CF-4 и условиям спецификаций автомобильных фирм: 229.1 Mercedes-Benz. 502.00 и 505.00 \blkswagen, BMW LB4507, Porsche. Таким высоким требованиям пока отвечают только отечественные моторные масла «ЛУКОЙЛ-Люкс» API SJ/CF классов вязкости SAE 5W-30, 5W-40, 10W-40 и 15W-40 и «ЛУКОЙЛ-Синтетик» SAE 5W-40 API SJ/CF. Применение масел последнего поколения обеспечивает значительный ресурс работы двигателей, чистоту деталей двигателя. позволяет максимально увеличить интервал замены масел. В Российской Федерации действует эффективная система контроля качества отечественных нефтепродуктов от стадии разработки до готовности. И нспекционный контроль качества обеспечивают региональные центры стандартизации и органы по Таблица 2. Система одобрений моторных масел сертификации нефтепродуктов, а каждая фирмы Mercedes-Benz партия масел сопровождается паспортом качества, сертификатом соответствия ГосстанПримерПримеНазначение масла № дарта РФ и гигиеническим сертификатом. чание ное листа соответМасла « Л УКОЙЛ - Л юкс » и «Синтетик» проствие шли испытания в европейских и американтребованиям ских сертификационных центрах.АСЕА 226 0 Ниже требов А2-96 Тоже Лист отменен ТожеМАСЛО КАКОГО ПРОИЗВОДИТЕЛЯ ВЫБРАТЬБезусловный лидер продаж высококачественных фасованных масел ОАО «ЛУКОЙЛ». Компания освоила в 1995-1997 гг. выпуск серии масел наиболее распространенного уровня качества по API SF/CC классов вязкости по SAE от 5W-30 до 20W-40, соответствующих действующим требованиям ОАО «АВТОВАЗ». Кроме тою , эти масла могут применяться для смазки бензиновых двигателей и безнал-Сезонные масла для бензиновых и дизельных двигателей без наддува. API SF/CC 226 1 Всесеэокные масла для бензиновых и дизельных двигателей без наддува. API SF'CC 226 5 Всесеэонные масла для бензиновых и дизельных двигателей без наддува. АР! SG/CC 227 0 Сезонные масла для дизельных двигателей тяжелых грузовиков 227 1 Всесеюнные масла для дизельных двигателей тяжелых грузовиков без наддува API СО Всесеэонные масла для форсиро227 5 ванных бензиновых и дизельных двигателей легковых автомобилей, API SG/CD 228 0 Сезонные масла для дизельных двигателей с наддувом тяжелых грузовиков API CD+ (API СЕ) 22В 1 Всесеэонные масла для дизельных двигателей с наддувом тяжелых грузовиков. API CD+ (API СЕ) Сезонные масла для дизельных 228 2 двигателей с наддувом тяжелых грузовиков API CF-4 228.3 Всесеэонные масла для дизельных двигателей с наддувом тяжелых грузовиков API CF-4, с увеличенными сроками смены 226 5 Всесе .зонные масла для дизельных двигателей с наддувом тяжелых грузовиков API CF-4 и CG-4. с увеличенными сроками смены. с уменьшенным угаром и вредным воздействием на катализатор 229.1 Всесезонные масла для форсированных бензиновых и дизельных двигателей легковых автомобилей. API SJ/CF и API SJ CG с увеличенными сроками смены с уменьшенным угаром и отсутствием вредного воздействия на катализатор 229 3 Всесеэонные масла для форсирован кых бензиновых и дизельных двигате • лай легковых автомобилей последнего поколения, превышают требования API SJ/CF. подтверждают возможность пробега масел в двигателях до 30000 км, не оказывают вредное воздействие на катализатор, валяются энерго • сберегающими (экономят топливо)ТожеТожеПроизводство масел компании «ЛУКОЙЛ» сертифицировано в рамках регистра систем качества ИСО 9002. Так что при выборе моторного масла помните, что фирменное лукойловское масло вас не подведет.Ы-93 Е1-96Лист отменен ТожеК АК ОТЛИЧИТЬ ФИРМЕННОЕ МАСЛО ОТ ПОДДЕЛКИНа фасованные масла «ЛУКОЙЛ» наклеиваются этикетки единого дизайна компании с зарегистрированной голограммой. С мая 2000 г. этикетки имеют лаковую прозрачную накатку с многократно повторяющейся стилизованной надписью «ЛУКОЙЛ». Фасованные масла « Л УКОЙЛ » (мелкая фасовка) затариваются в 1-, 4- и 5-литровыс канистры белого цвета единой формы. При этом литраж (объем) выдавлен на боковой поверхности, а логотип предприятия-изготовителя - на донышке канистр. С марта 2000 г. на горлышко канистр наносится тонкая защитная пленка (фольга). Крышки канистр снабжены «трещоткой» для предотвращения несанкционированного вскрытия. На информационную часть этикетки нанесен штрих-код предприятия и вида продукции, указана дата изготовления. Для ряда дочерних структур ОАО «ЛУКОЙЛ» временно, до 31.12.00, разрешена фасовка масел в канистры имеющегося образца с наклейкой этикеток единого дизайна ОАО « Л УКОЙЛ » .А2-96. В2-96ТожеЁ2-96Е2-96ЕЗ-96ЕЗ-96Е4-98А2-96. АЗ-96. В2-95 ВЗ-96А2-98. АЗ-98. В2-98. ВЗ-98