36
37
38
ЧЕГО В НЕЙ БОЛЬШЕ - «ШЕВРОЛЕ» ИЛИ «НИВЫ»?ТЕКСТ / АЛЕКСАНДР БУДКИН •ОТО / АЛЕКСАНДР БАТЫРУН1,200336еужели свершилось? Совместными усилиями отечественного автогиганта и зарубежного инвестора - также автогиганта, но мирового масштаба на российском рынке появилась новая машина. Не совсем наша и совсем не импортная. Не совсем «Шевроле» - и совсем не «Нива» в привычном нам облике. Что представляет собой продукт совместного производства «ШевролеНива» (а именно так следует его называть), мы вместе с вами еще будем изучать подробно - вот-вот редакция купит автомобиль для близкого знакомства. А пока остановим взгляд на том, что каждый может увидеть, придя в автосалон, и заглянем за кулисы - попробуем узнать о том, что покупатель не увидит.«ДВАДЦАТЬ ТРЕТИЙ» ПРОЕКТ Это словосочетание часто использовали отцы автомобиля - инженеры ВАЗа, говоря о своем детище: что было, что будет. Правда, теперь о перспективах рассказывают уже представители СП «GM-АвтоВАЗ». При этом они предпочитают сравнивать «Шевроле-Ниву» не с «двадцать третьей», что была выпущена ограниченной партией в ОПП, а с товарной «214-й». Но нам будет полезно оглядываться на экспериментальную машину, чтобы видеть, какими темпами совершенствуется модель. А то, что она и сегодня закончена не до конца, новые хозяева проекта не скрывают. По сравнению с машиной, эксплуатирующейся в редакции, изменений в серийном варианте немало. Уже при первом троганье с места человек, вдоволь поездивший на «нивах», испытывает удивление, граничащее со смятением: где привычный рывочек в трансмиссии? Неужели на ВАЗе сделали детали, из которых смогли собрать «нивовскую» трансмиссию без люфтов? Беглому взгляду не удается зацепиться за огрехи сборки - видно, что автомобиль вылизали. Есть, конечно, претензии к пресловутым плохо закрывающимся дверям. Но сделаем скидку на то, что машина просто не прошла предпродажную подготовку. Некоторые изменения еще предстоит внедрить. Скажем, весьма кстати придется замена ремня генератора на поликлиновой с переносом агрегата на левую сторону двигателя. Но общее впечатление о машине уже сформировалось. Как продукт, готовый к продаже, автомобиль состоялся. Как транспорт- ное средство, способное служить долго, не принося хлопот владельцу, возможно, тоже - время покажет. Главное - сотрудничество АвтоВАЗа с мировым автопромом началось, и процесс этот, надеемся, уже не остановить. Сегодня «Шевроле-Ниву» предлагают покупателям в двух вариантах комплектации - попроще Lис «наворотами» GLS. Обе с гидроусилителем рулевого управления «Цанрадфабрик», импортными вакуумным усилителем и главным тормозным цилиндром. Вариант GLS к тому же оснащен легкосплавными колесами, противотуманными фарами, атермальными стеклами, электроприводом стекол. К сентябрю 2003 года обещают «экспортное исполнение» (такие машины будут продаваться ив России) - с двигателем «Опель», трансмиссией от «СузукиВитара», подушками безопасности, АБС и кондиционером, который, кстати, принципиально не хотят ставить на машину с вазовским мотором. А дальше? Наверняка, покупателям будет что ждать и через год, и через два, но говорить о столь далеких для молодого совместного предприятия перспективах пока рановато - всему свое время. ДЕФИЦИТ ДАЮТ Кажется, только вчера дилеры ВАЗа предлагали прототип сегодняшней машины за огромную для отечественного изделия ик тому же сильно «плавающую» сумму - от S11 до 14 тысяч. По-Регулировка наружных зеркал пока ручная. купали? Еще как! И вот спустя всего год-полтора другие дилеры предлагают внешне похожую, но уже доведенную, куда лучше собранную машину, несущую на решетке радиатора эмблему «Шевроле», за $8000 или 9300, в зависимости от комплектации. Неудивительно, что очередь выстроилась на два месяца! Видимо, ажиотаж сохранится примерно до марта, а затем спадет, точнее - его ликвидируют. К этому времени новое производство, принадлежащее совместному предприятию (СП), обзаведется собственными окрасочными линиями и сможет, в том числе благодаря им, заметно увеличить объем производства. Если за два месяца прошедшего года с конвейера сошло чуть более 450 машин, то в 2003 году их уже планируют выпустить около 35 тысяч. Второй рубежный срок - сентябрь, когда, как мы уже сказали, обещают «экспортное исполнение». А кроме того, существующие варианты комплектации, скорее всего, дополнят такими опциями, как АБС, подушки безопасности, электропривод наружных зеркал и еще что-нибудь в этом роде. Но пока потенциальных покупателей больше всего волнуют не подушки. За полтора года, что колесит по дорогам страны наша экспериментальная «двадцать третья», пожалуй, не было прохожего (или чаще - проезжего), кто не поинтересовался бы в числе прочего качеством. Будет ли «Шевроле-Нива» «как иномарка»? НА СТРАЖЕ РЕПУТАЦИИ Для завода каждый экземпляр машины рождается из множества деталей, а те, в свою очередь, из заготовок и так далее. А для покупателя - будущего владельца? За машиной мы приходим не на завод, а к дилеру. Потом к нему же обращаемся за технической поддержкой, ваться высокое качество, автору помог вопрос, заданный представителю СП. Звучал он примерно так: «Есть города в России, где нет и, наверное, в ближайшее время не будет дилеров. Может ли человек «как-нибудь» (подразумевалось - через дилеров ВАЗа, GM или иными обходными путями) куНазвание «Нива» - только сзади... просим устранить по гарантии неполадки, иногда даже пытаемся с его помощью продать старую машину. Выходит, именно от дилера во многом зависит отношение автомобильного сообщества к творению той или иной фирмы (жаль, что наши заводы этого не понимают). Быстрая и квалифицированная помошь помогает сформировать у владельца ощущение, что его автомобиль надежнее, чем у соседа, а небольшие проблемы (у кого их нет) хлопот не доставляют. К чему мы клоним? Специалисты СП понимают, что хороший дилерский центр дорогого стоит, поэтому самое серьезное внимание уделили созданию сбытовой сети. Требований много: иметь свой сервисный центр, квалифицированных специалистов, прошедших специальное обучение, хорошую репутацию - тогда кандидатуру рассмотрят. Но даже при соблюдении этих условий продавать машины разрешат только после того, как салон будет оформлен в фирменном стиле; при этом четко оговорены размеры и места расположения логоВакуумный усилитель, главный тормозной цилиндр и ГУР - импортные. Большой пластиковый кожух словно напоминает в моторный отсек дилетантам лазить не стоит. Эмблема «Шевроле» даже на колесах. типов, освещение, а пол должен быть выстлан плиткой предписанного сорта и цвета. Есть стандарты на качество обслуживания клиентов, но с ними предстоит познакомиться позже. Условия отбора весьма суровы: поэтому из множества желающих продавать «Шевроле-Ниву» к моменту подготовки материала этим правом были наделены всего 18 дилеров в России и только два (!) в Москве. Такой подход внушает уверенность, что будущих владельцев машин не оставят наедине с их проблемами, какими бы мелкими они на первый взгляд ни казались. РАЗМЫШЛЕНИЯ У ПАРАДНОГО ПОДЪЕЗДА Разобраться (хотя бы для себя) в перспективах интересного проекта и понять, чем все-таки будет гарантиро^^--^ss: ~~ ^ г^ ^^ 'Щ\= = : тПепельница с прикуривателем расположены не лучшим образом - пользоваться ими немного мешает рычаг коробки. пить машину в своем городе?» Ответ последовал деликатный, осторожный, но... мы уяснили - НЕТ. Можно ли на основании этого ответа делать выводы? Попробуем. В СП «GM-АвтоВАЗ» люди собрались достаточно опытные и, по-видимому, к неожиданностям готовы. Как ни старается ВАЗ поставлять на сборку «Шевроле-Нивы» «идеальные» комплектующие (а он и вправду старается), нельзя исключать возможность сбоя. А коли так, последним оплотом борьбы за репутацию автомобиля станет дилер. Случись что, именно он призван решить возникшую проблему так, чтобы клиент остался доволен. Вот почему столь тщательно подходят к отбору кандидатов. Заметьте, речь идет о выборе именно дилеров, а не просто продавцов. Первое знакомство с товарными машинами дает надежду на лучшее: может, выйдет и не совсем «Шевроле», но уж точно не «Нива». Наивно ожидать, что автомобиль будет заметно дешеветь. Полагаем, нет пока и серьезных поводов для подорожания. Но, подпитывая в себе желание купить эту машину, лучше забыть о дешевом и «ненавязчивом» сервисе, где делают за копейки, но переделывают по три раза. За нормо-часы придется ПЛАТИТЬ, но и рассчитывать можно на многое. Ведь на карте репутация уже не ВАЗа - эмблему на радиаторе видели? 1»1Jh - ^< " А; *^ъ«1 -* и