178
179
180
l-MlMAM-IIll /МАТЕРИАЛЫСАМОУТВЕРЖДЕНИЕЭПОКСИДНЫЕ КЛЕИТЕКСТ / ВЯЧЕСЛАВ ЛУКЬЯНОВО свойствах клеев на основе эпоксидной смолы мы рассказали в августовском номере журнала за 2002 год. Однако на прилавке немало составов, отличных в цене, качестве, применяемости. Мы приобрели 14 «эпоксидок» различных фирм и попробовали с ними поработать. НАШИ ДЕШЕВЛЕ Наиболее доступен и дешев эпоксидный кпей ЭДП (фото 1), содержащий в двух разнокалиберных флаконах модифицированную смолу и отвердитель. Производителей много, состав примерно одинаковый. Расфасован в два флакона от 150 ги выше. Цена колеблется в пределах 20-40 рублей. Для всякого, кто с клеем имел дело, недостаток такой фасовки очевиден: если под рукой нет аптечных весов, как смешивать смолу и отвердитель? Требуемая пропорция 10:1. Еспи смешать сразу все, то качество полученной после полимеризации пластмассы окажется вполне приемлемым, только вряд ли вам сразу столько нужно! Положим, при реальной операции понадобилось 10 кубиков клея - остальной-то пропадет... Обращаем ваше внимание на такой показатель, как время жизнеспособности клея (см. табл.), в течение которого состав еще пригоден для работы. Например, ЭДП часа через полторадва начинает сильно густеть, «схватываться», а дальше реакция даже ускоряется из-за того, что протекает с выделением тепла. В компактном объеме (например, в стакане) при слабом теплоотводе лавинообразно нарастает разогрев - и клей превращается в вонючий кусок пластмассы!А как расфасовывают товар другие поставщики? Эпоксидно-каучуковые клеи с разными свойствами от АО «Анлес» (Санкт-Петербург) продают разлитыми во флаконы или в шприцы (фото 2и 3). Эта же фирма предлагает клей «Эпоксиэкспресс» № 5 - в таких же шприцах, но его время жизнеспособности и время полимеризации сокращены в два с половиной раза. У импортных эпоксидных клеев еще большая шкала свойств. Упакованы обычно в два совмещенных шприца или тюбики. Голландские клеи фирмы Bison (фото 4) достаточно жидкие, при комнатной температуре хорошо смачивают поверхности склеиваемых деталей. Купленные нами отличаются по времени жизнеспособности и полимеризации очень сильно - примерно в 12 раз. Цена - вполне фирменная: за два шприца по 24 мл Epoxi 5 min пришлось выложить 145 руб. Такие же, но с медлительным Epoxi universal, обошлись в 95 руб. Конечно, то и другое не очень дешево, зато в комплект заботливо уложен кусочек наждачной бумаги, емкость и палочка для смешивания компонентов. Тем, для кого слова импорт и круто - чисто синонимы, голланд-ский клей в самый раз. Впрочем, Bison, в отличие от многих конкурентов, не забывает указывать на упаковке срок годности продукта, за что ему честь и хвала. У читателя, возможно, возникнет вопрос: если, нажимая сразу на два поршня, оба компонента мы выдавливаем поровну, то почему? Ведь отвердителя должно быть меньше! Секрет фирмы. Специалисты объясняют это особыми приправами, добавленными к материалам, - разъединять шприцы, мудрить с ними не стоит! А вот густые сорта клея фирм HYC0TE и HENKEL (фото 5). Первый - Clear Rapid Ероху - в сдвоенных шприцах по 28 мл. Второй - Loktite 3450 - в похожих, но по 25 мл. Цены обязаны внушать уважение к фирменному продукту - 140 и 150 руб. Эти марки клея густые, содержат специальные наполнители, что позволяет работать ими на вертикальных поверхностях и даже на потолке, а в каких-то случаях использовать и как шпатлевки. Время пригодности для работы после смешивания - минут 10-15, смола при этом практически не сползает. Более того, продукт от HYCOTE оказался настолько вязким, что смолу не удавалось выдавить, пока шприц не нагрели градусов до пятидесяти. Следующие две большие группы двухкомпонентных клеев под общим названием Ероху Steel почти все американского производства. Расфасованы в тюбики - каждого компонента по 28 г (фото 6). Отличаются (если следовать букве переведенной нами инструкции), в основном, временем жизнеспособности - от 4-6 минут до одного часа. Цены, для наших дней, довольно умеренные. Дороже всех нам достался продукт Cold Weld фирмы PERMATEX (США) за 95 целковых.«Эпоксиуниверсал» № 7 во флаконах: 100 мл смолы и 10 мл отвердителя.При небольшом объеме работы можно купить такой же клей, расфасованный в шприцы: 10 мл смолы и1 мл отвердителя. Клеи фирмы Bison из Голландии. В этих составах модифицированная (с необходимыми присадками) смола темно-серого или черного цвета, а отвердитель - белый. Пустячок, но очень удобно! Каждый, кто работал со смолами, знает, насколько важно правильно, тщательно перемешать компоненты - в противном случае и после завершения полимеризации прочность, качество клеевого шва будут неодинаковыми в разных местах. Любая цепь рвется по слабейшему звену... Качество смешивания черной смолы и белого отвердителя легко контролировать. В заключение обзора вновь (в который раз!) разведем руками: ко многим зарубежным товарам, продающимся в наших магазинах, инструкции на русском языке попрежнему не припагаются! МЕШАНИНА Как работать с эпоксидным клеем? Опробованные нами отечественные в состоя-Составы, предлагаемые фирмами HYC0TE и HENKEL нии поставки хороши для тех работ, при которых их высокая текучесть на пользу делу: даже при комнатной температуре клей хорошо заполняет узкие щели, зазоры, отверстия. Что касается вертикалей, то с них жидкий клей, да еще с высокой жизнеспособностью (например, наш ЭДП) упрямо стекает даже часа через поптора после нанесения. Чтобы он удерживался, требуется тщательная подготовка. Эта тема необъятна - каждый мастер пользуется теми или иными приемчиками. В одном случае клей удерживают, армировав стеклотканью, в другом поверх отремонтированного участка накладывают бумажный пластырь, в третьем - зазор на стыке деталей заливают жидким клеем, а снаружи замазывают таким же, но с добавкой напопнителя. (Таковым может быть мел, алюминиевая, бронзовая, кварцевая пудра, тапьк, цемент, древесные, резиновые, железныеАмериканские клеи в тюбиках Ероху Steelа•VIШmj±щщПосле проверки на прочность.. опилки, мука и т. д.) Во многих случаях выбор наполнителя не имеет значения. В других - важен. Например, смола, «укрепленная» кварцем или цементом, трудна в обработке, быстро портит режущий инструмент; мука гигроскопична- «заплаты» с ее участием во влажной среде начинают набухать; железные опипки в смоле могут ржаветь и т. д. Чтобы упростить дозировку смолы и отвердителя, можно приспособить два медицинских шприца (новые стоят 5-10 рублей): побольше для смолы и поменьше для отвердителя. Отмерить «пропорцию» 10:1 по объему не пробпема. А результаты будут неплохие, не хуже, чем у «иностранцев». Именно так многие умельцы и поступают. Эту же технологию, как видим, приняли и многие фирмы. Конечно, удобнее работать с компонентами клея в совмещенных шприцах: нажал - получи! Но это просто только для пропорции 1:1. А как бы вы их совместили для клея ЭДП? Нужны два шприца, у одного из которых площадь поперечного сечения в 10 раз больше, чем другого. Вязкие клеи выдавливать из шприцев трудно. Зато они быстро схватываются и позволяют работать даже на вертикальных поверхностях. Но все же во многих случаях неприменимы без специальной подготовки. Еспи нужно, например, наклеить деталь на вертикальную стенку, то даже «быстрый» клей типа Ероху Steel в первые три-четыре минуты деталь не держит, она сползает, требуя хорошей фиксации.НЕКОТОРЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ЭПОКСИДНЫХ КЛЕЕВНазвание Производитель Упаковка Время жизнеспособности Время отверждения Цена, руб.ЖИДКИЕ КЛЕИ ЭДП«Эпоксиэкспресс» №5 000 «Стройбытхим», Горно-Алтайск и др. фирмь АО «Анлес», С.-Петербург 2 флакона от 150 мл Шприцы: смола 10 мл, отв. 1 мл То же Флаконы: смола 100 мл, отв. 10 мл Сдвоенные шприцы по 24 мл Сдвоенные шприцы по 24 мл 1,5-2 ч3 010-12 4 4-6ч 10-12 4 10-12ч 2-3 ч 24 ч35-00 30-00 25-00 45-00 145-00 95-00«Зпоксиуниверсал> №7 Тоже «Эпоксиуниверсал> Ns7 Тоже Epoxi 5 mm Epoxi universal Bison, Голландия Тоже50 мин 50 мин5 ми.ч| Clear Rapid Ероху Loktite 3450HYC0TE HENKEL, ЕвропаГУСТЫЕ КЛЕИ Сдвоенный шприц 28 мл 10-15 мин Сдвоенный шприц 25 мл30 МИН140-00 150-00Ероху Steel Ероху Steel Ultra-Weld Ероху Cold Weld SEGA, США QUALCO, США PERMATEX. США То же -«-*• 4 мин 5-6 мин 4-6 мин16 ч 24 ч73-50 68-25 80-00 95-00Ероху Steel EpoxsteelДОЛГОСХВАТЫВАЮЩИЕСЯ КЛЕИ В ТЮБИКАХ 2 тюбика по 28 г ABR0, США, Дубай BONDO, США То же1ч 1ч60-00 94-50- ТЕХПОМОЩЬ /МАТЕРИАЛЫМинимальная температура, при которой эпоксидные клеи нормально полимеризуются, - 7-10 градусов тепла, но смешивать многие при этой температуре - титанический труд! Приходится подогревать компоненты, но все равно склейка деталей на холоде сильно затормаживает полимеризацию. Вряд ли стоит тратить здоровье в попытках работать в мороз... - шов схватится только к лету! КРЕПОСТЬ «КОКТЕЙЛЯ» Насколько прочно получаемое соединение? Чтобы это определить, мы для наглядности наклеили болты с головкой «на 13» на металлическую окрашенную поверхность (фото 7). Последнюю подготовили - шкуркой сняли глянец и обезжирили. После этого, прикладывая к болтам «изламывающее» (боковое) усилие через динамометр, разрушали соединение. Труднее всего оказалось сломать соединение, созданное медленноработающим клеем Ероху Steel фирмы ABRO (США). Усилие - около 25 кгс. Другие марки ломались при меньших усилиях, порядка 15 кгс, но для многих практических случаев и этого, по нашему мнению, вполне достаточно. Будем реалистами: как бы ни был хорош клей, все же цельная деталь или сваренная - покрепче! Отметили еще одну закономерность: медленно схватывающийся клей, как правило, соединяет детали прочнее, чем быстроработающий. Наконец, важно, какие именно материалы мы клеим. Адгезия смолы к некоторым пластмассам - таким, как полиэтилен, полипропилен и др. - невелика, и соединять их эпоксидным клеем можно далеко не всегда. Желательно, чтобы поверхность контакта была как можно больше, не глянцевой (лучше сделать ее грубо-шершавой). Кроме того, полиэтилен при работе на машине не должен подвергаться изгибу вблизи шва, иначе все равно оторвется. (Пример - гибкие полипропиленовые бамперы некоторых автомобилей. Их можно хорошо сварить, а вот клеить - очень сложно.) ИТОГ Все эпоксидные клеи работоспособны и могут выручить при некоторых поломках в дороге. Есть разница в удобстве применения, скорости отверждения и, естественно, в цене. Основное - тщательная подготовка склеиваемых поверхностей и аккуратность, ну и чтобы тепло было. На холоде все ЭС бесполезны - застынут только к лету. l»l/ОБРАТНАЯ СВЯЗЬОДИН НА ВСЕХМИКРОТЕСТЕР СИСТЕМЫ ВПРЫСКА В АВТОХОЗЯЙСТВЕТЕКСТ / АРТУР ВАСИЛЬЕВО возможностях отечественных «карманных» тестеров мы уже писали (ЗР, 2002, № 2). Судя по отзывам читателей, это неплохая альтернатива профессиональному оборудованию для небольшого сервиса. Таким тестером уже не первый год пользуются в одном из автохозяйств Санкт-Петербурга. Вот что рассказал главный инженер предприятия. «Самара» для нашего механика - как «Калашников» для спецназа: секретов нет. Поэтому, когда возник вопрос о покупке разъездных автомобилей вместо престижных, но разоритепьных в ремонте «Ауди-А4» (ЗР, 2000, № 12), в фавориты вышла «девятка». Помня про капризы «Солекса», карбюраторный двигатель «забаллотировали», и вот в гараже поселились двадцать новеньких ВАЗ-21099-20 с распределенным впрыском. Опыта работы с подобной электроникой у нас не было - иномарки регулярно посещали фирменный сервис, мы же лишь «крутили гайки». Оборудовать отдельный диагностический пост с дорогими приборами ради двадцати отечественных машин - бессмысленно: покупали-то их ради экономии. Платить приличные суммы на сторону, когда есть штат своих механиков - обидно. А рассчитывать на безотказную работу техники и вовсе наивно, тем более что тридцать тысяч гарантийных километров для служебного авто - пробег пустяковый. Решение напрашивалось само собой нужен недорогой (по меркам автосервиса) прибор с набором основных функций. За 5400 рублей приобрели «Микротестер ВАЗ MV1.2», предназначенный для диагностики последних и наиболее распространенных версий контроллеров М1.5.4, M1.5.4N, МР7 и «январей» 5.1 и 5.1.1. Корпус конструкторы позаимствовали от определителя телефонного номера, но, как оказалось, и клавиатура, и дисплей «пришлись ко двору» работать удобно. Жаль лишь, что коды неисправностей приходится переводить на русский язык самому, с помощью таблицы из инструкции. Зато скупой на слова прибор умеет считывать параметры системы управления на холостом ходу ив движении; проверять работу исполнительных элементов бензонасоса, форсунок, блока зажигания,вентилятора; регулировать холостой ход и содержание СО. Пылиться на полке тестеру не пришлось вскоре один из автомобилей стал дергаться на холостом ходу, а на панели зажглась лампочка Check Engine. Надо печить. «Доктор» подоспел быстро: шнур питания в гнездо прикуривателя, кабель-адаптер к диагностическому разъему под полкой передней панели, и можно познакомиться с «пациентом»: каталожный номер контроллера F5—2111—71 (тип 2111, модификация 71). Эта информация пригодится, например, при заказе датчиков. Зарегистрированных «болезней» оказалось две: «низкий уровень сигнала датчика положения дросселя» и «ошибка отработки команд регулятора холостого хода». Менять узлы не потребовалось - очистка разъемов и смазка контактов специальным спреем вернули мотору холостой ход. За два года работы тестер не подвел ни разу. Хотя и не всегда справпялся в одиночку: манометр для проверки давления топлива и газоанализатор - необходимый минимум дополнительного оборудования. Так, неверный сигнал от кислородного датчика необязательно вызван отказом системы управления - на одной из наших машин его виновницами оказались свечи зажигания (увеличенный зазор между электродами и пробой по изолятору). Высокий уровень СН в отработавших газах помог быстро определить неисправность. Едва ли не единственный недостаток тестера - отсутствие крепления к панели приборов. При замере параметров в движении держать прибор на коленях неудобно. Но простим этот эргономический просчет: главное - прибор окупился уже через несколько месяцев работы. I»I