128
129
КЛУБ «АВТОЛЮБИТЕЛЬ»^ СОВЕТ БЕЗОПАСНОСТИНА СОВЕТЕ МЫ РАЗБЕРЕМ ТАКОЕ ПОНЯТИЕ, КАК ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР, ЕГО ВЛИЯНИЕ НА БЕЗОПАСНОСТЬ ДВИЖЕНИЯ. ПЕРВОЕ ЗАСЕДАНИЕ ПОСВЯЩЕНО, УВЫ, НЕРЕДКОМУ ЯВЛЕНИЮ - ХАМСТВУ НА ДОРОГАХ. ПРОДОЛЖАЕТ РУБРИКУ ОЧЕРЕДНОЙ ВЫПУСК «НАРОДНЫХ ПРАВИЛ».СОБЛЮДАЕМ ПРАВИЛА.. ХОРОШЕГО ТОНАКТО МЕШАЕТ НАМ НОРМАЛЬНО ЕЗДИТЬ ПО ДОРОГАМ?Т КТ / МИХАИЛ колодочкин, ЕС ВДМ КРЮЧКОВ АИ доавтомобильную эпоху аварии на дорогах тоже случались, но не сравнить же с тем, что происходит сейчас. И дело не только в количестве участников движения - в конце концов, дорог тоже было куда меньше. Остряки, например, утверждают, что за безопасность движения отвечал не столько человек, сколько... лошадь, которая соображала гораздо лучше наездника! Первопричиной подавляющего большинства дорожно-транспортных происшествий является ныне то, что психологи называют довольно безликим, казалось бы, термином - Человеческий Фактор. А ведь происшествий могло бы и не быть, если бы... А что, собственно, «если бы»? Начиная с этого номера, мы как раз и попытаемся исследовать многогранное понятие человеческого фактора применительно ко всему происходящему на наших дорогах - от проселочных до автомагистралей. А начнем с того, что с некоторых пор присутствует среди нас ежечасно и ежеминутно. Увы, это ХАМСТВО «Человек - единственное животное, которое причиняет другим боль, не имея при этом никакой иной цели».АРТУР ШОПЕНГАУЭРВБоль, как известно, бывает не только физическая, но и моральная. И еще неизвестно, какая из них приносит больше страданий... Англичанин спокойно простоит перед закрытым шлагбаумом столько,сколько нужно. Закрытый шлагбаум это осознанная необходимость, а не ущемление его прав. А если по встречной полосе всех лихо объедет какой-то автомобиль, то все знают: зто - иностранец. Говоря проще - хам. И несложно вычислить его национальность... В Англии все закончится нормально - из-под земли вырастет полицейский и накажет хама так, что тот запомнит это надолго. Даже если речь о персоне королевской крови. И очередь знает иначе и не могло быть! Но если перенестись из их Шеффилда в наш Подольск, то победа останется за хамом! Сначала его «тачка» лихо объедет всех законопослушников и пристроится чуть ли не за шлагбаумом, тут же за ним потянется еще десяток таких же... Среди них обязательно будут автомобили с голубыми номерами, с триколорами и прочими аналогами «желтых штанов» из данелиевской классики. Возьмем другую ситуацию. Узенькие улочки Парижа настолько миниатюрны, что один-единственный автомобиль, брошенный водителем хотя бы на десять минут в неположенном месте, мгновенно парализует движение фазув нескольких кварталах европейской столицы! Но этого не происходит. Француз будет долго наматывать круги вокруг места назначения в поисках свободного места у тротуара или в паркинге, но никогда не бросит машину там, где это удобно только ему. А теперь перенесемся в Москву - у нас улицы пошире парижских, но... Троллейбус не может подъехать к павильону на остановке, потому что там уже припаркован десяток автомобилей, приехавших «по делу»: один - на фирму, другой - в магазин, третий - в ресторан... Троллейбус замирает пофеди улицы и распахивает двери - пассажиры униженно протискиваются в салон и из него. А сзади мгновенно образуется пробка - объехать огромный троллейбус, вынужденный перекрыть «кислород» всем остальным, можно только по «встречке»! Или - по тротуару, в Москве это давно уже не редкость. Ч фез несколько минут назревает коллапс - Центр встает намертво... Хочется возопить: «Где вы, ГАИ, ГИБДД или как вас там?!» А какая в общем-то разница? Честный и трудолюбивый инспектор даже на телеэк- ране выглядит уже каким-то ненастоящим - ведь на дорогах мы видим совсем другое. Вот очередная пробка на въезде-выезде из Москвы... Откуда она взялась, ведь наши проспекты такие широкие? Да оттуда - так мы имитируем борьбу с Тфроризмом: сужаем дорогу до одной полосы и при этом фактически плюем на всех тех, кто везет в своих багажниках дачное барахло, а не гексаген. И вот правая нога измотанного «чайника», вырвавшегося из этого ада на «простор», не слушаясь голоса разума, вжимает газ в пол... Похоже, все мы объявили друг другу войну за всевозможные унижения, которым подвергает нас прошлая и нынешняя жизнь. Мы хамим друг другу и не можем остановиться. Кстати, а кто он, этот «средний хам»? ПОРТРЕТ ХАМА Мнения, конечно же, разойдутся. Бабушки у подъезда ненавидят всех автомобилистов, вместе взятых. На дорогах все ненавидят обладателей «газелей» и прочих «автолайнов» - ребята, так ездить нельзя! Однако, на наш взгляд, марка автомобиля далеко не всегда говорит о манерах водителя. И вот почему. Распад СССР больно ударил по многим: рушились предприятия, карьеры и судьбы. Однако профессионалы работают: настоящие специалисты нужны при любых властях - толковые слесари освоили ремонт иномарок, головастые инженеры навалились на «макинтоши» и «пентиумы», а шустрые предприниматели навезли в страну все, чего в ней ранее не было. И лишьбездельники, коих было так много, продолжают считать, что им обязаны все вокруг. Они считали так всегда. И всегда искали виноватых в том, что никто ничего им не дает. В СССР была виновата советская власть - бездельник ежечасно мстил ей прямо на рабочем месте, недотягивая гайки, воруя инструменты и разбавляя нужные жидкости ненужными. Ныне же конкретного обидчика нет - поэтому он мстит всем. Еще совсем недавно «должность хамов» успешно занимали «новые русские». Однако сегодня ситуация меняется на глазах - герои популярнейших анекдотов утрачивают необходимость соревноваться в категориях «цвет пиджака» или «литраж двигателя». Более того, все чаще солидные «мерсы» и «ауди» начинают тормозить у пешеходных переходов, чтобы предупредительно пропустить зазевавшуюся бабусю. Их владельцы бывают в парижах и мюнхенах - они знают, как ездят там, и пытаются быть похожими на настоящих европейцев. Однако природа не терпит пустоты - современный хам выглядит уже иначе. На дороге он выделяется едва ли не больше, чем автомобили с мигалками и гуделками. Его полудохлый «Россинант», образца семидесятых, имеет разноцветные кузовные детали, но не имеет глушителя, стоп-сигналов и талона техосмотра. Он с ревом бросается из левого ряда к тротуару, заметив фигуру с поднятой рукой, - хам хочет денег. Он нетерпеливо сигналит сзади при желтом сигнале светофора - хам хочет ехать. Он лихо объезжает вереницу машин перед красным сигналом светофора - хам хочет унизить тех, кто следует Правилам. Его автомобиль обречен пожизненно греметь изношенными шаровыми опорами, свфкать лысой резиной и вонять выпускной системой на зависть неотрегулированным дизелям. Объяснить ему, что на подобных агрегатах выезжать на дороги общего пользования нельзя, практически нереально: аргумент всегда один - а мне надо! И несутся рядом с нами грохочущие и чадящие колымаги, ежесекундно пытаясь низвести окружающих до собственного скотского состояния. Любая авария печальна - спору нет. Но ее цивилизованный виновник, по крайней мере, заплатит пострадавшему деньги - л ибо по собственному желанию, либо через суд. А наш хам всегда играет в одни ворота, ибо ему действительно нечего терять! У типичного представителя этого племени нет ни «прав», ни денег, ни зарплаты - суду предъявляются лишь мамин домик-развалюха на шести сотках и папина машина с пробегом до Луны. И потому опаснее всех на дороге именно он - на раздолбанной неуправляемой машине ис извечной ненавистью ко всем, кто живет по закону. Спору нет - по разным причинам можно ненавидеть современных нуворишей и их сверкающие «тачки», но ненависть - это гнев слабых. В конце концов равенство возможностей - это равные возможности стать неравными... Однако описанный нами хам во все времена думал не так и проявлял себя иначе. Народная мудрость давно выработала свой план поведения с дорожным хамством - кто, например, не знает принципа трех «Д» («Дай Дорогу Дураку!»). Конечно же, этот план - пассивный. Любой немец или француз мгновенно позвонит в полицию и сообщит о замеченном правонарушении в цивилизованном обществе это не расценивается как стукачество. Мы к такому не привыкли - еще свежи воспоминания «эпохи репрессанса». Но и самосуд вершить нельзя - мы и это проходили.. . Возможно, хоть какую-то помощь в этой борьбе окажут Законы например, об обязательном страховании гражданской ответственности. И все же самое правильное, хотя и самое наивное решение - начать с себя. В общем, спасение утопающих... Вот именно! |ЗР|