82
84
ТЕХНИКАпассивная безопасностьАВТОМОБИЛИ ВАЗФАБРИКА ЗВЕЗДМАКСИМ САЧКОВмер, американские или австралийские. Они во многом схожи, но мелочи при доводке машин тоже приходится учитывать. «НИВА» И «ДЕСЯТКА» Первой моделью, которую доводили с учетом новых требований, стала «десятка». Переднюю часть той версии кузова, что сертифицировали в августе 2003-го, почти не меняли - при разработке конструкторы заложили запас на будущее. А вот ремни безопасности уже не справлялись с задачей при ударе с большей скоростью. Чтобы избежать излишней вытяжки, поставили механи-а вопрос, что главное в автомобиле, ответил бы не задумываясь безопасность. Уверен, так считают многие. Неспроста производители во всем мире вкладывают огромные средства, чтобы сделать новые модели безопаснее предыдущих, а независимые организации регулярно устраивают машинам жесткие испытания и присуждают звезды - за заслуги в спасении жизней. Увы, отечественные автомобили проигрывают иномаркам, в том числе и по пассивной безопасности. Но заводы все-таки вносят изменения в конструкции, а перспективные модели ориентируют на более жесткие требования. Что для этого делается, мы увидели в отделе пассивной безопасности ВАЗа.НВ России автомобили пока сертифицируют в соответствии с прежними, более мягкими требованиями. Но отсрочка не будет вечной. К тому же машины, продаваемые за границу, должны быть сертифицированы по новым Правилам ЕЭК ООН. Помимо европейских требований, существуют иные стандарты, напри^я^^Я^^Ш&^<ШШгШ$Ш¥~- - .Т"**"•'•: ^^^^^•^^•шИЙ&энЯИ'.-;.• .? . -•-'. . j iSli . i ' .и.•• ''n!ltc(i:::si\\x;\i•iКУЗОВ ПОД УДАРОМ Чтобы оценить, каковы шансы пассажиров на выживание, проводят многочисленные заводские крэш-тесты: фронтальный, боковой, наезд сзади. Применяют и другие удары, например, серии фронтальных столкновений на малых скоростях (15, 20, 28 км/ч и т. д.) с полным и частичным перекрытием. Они необходимы для калибровки датчиков удерживающих систем (подушек и ремней безопасности) и определения реакции манекенов. Иногда машине устраивают «встречу» со столбом, специально выбирая самое уязвимое место в передней части, чтобы точно настроить блок управления подушкой и преднатяжителями ремней. Помимо комплектных автомобилей отдельно испытывают узлы и системы: бамперы, рули, сиденья, замки дверей. Ну а потом - черед сертификации. Россия, подписав Женевское соглашение, должна испытывать автомобили по Правилам ЕЭК ООН. Правда, от Европы мы все-таки отстаем. С октября этого года вступили в силу Правила № 94 и 95, регламентирующие, соответственно, фронтальный и боковой удары. Если раньше в Европе автомобиль били об стенку на 48,6 км/ч (30 миль/ч), то теперь скорость выросла почти на 8 км/ч. При этом машина врезается в деформируемые соты, имитирующие кузов встречного автомобиля, не всей передней частью, а лишь с 40-процентным перекрытием. Повреждения при таком ударе значительнее.82 За рулем 12/2003;.....?..й£.,йл'.'.\*'!!>•a», j- *,»»«M«V»*V'?«V.'«»*&uv.|Ьш1ВБиПШиМгоЗ•\vu'««ИЯКйдак.."V.-aKKnimiiuiaS:!!Su»v•Первые крэш-тесты «Калина» проходила в компьютере.Боковой удар автомобиля ВАЗ 2110 по Правилу № 95 ЕЭК ООН. пассивная безопасностьАВТОМОБИЛИ ВАЗДверь «десятки» с пластиковой вставкой. смягчающей боковой удар. ческий фиксатор - грабер. В отличие от блокируемой инерционной катушки, этот фиксатор зажимает сам ремень. Для модернизированной «десятки» совместно с фирмой «Сименс» разработали подушку безопасности водителя. Видимо, такие автомобили пойдут сначала только на экспорт. К боковому удару «десятое» семейство пришлось готовить дольше. Чтобы оградить водителя от серьезных травм, усилили основные элементы, от которых зависит поперечная жесткость: порог, центральную стойку и поперечину, соединяющую тоннель с порогом. Модернизация затронула и двери. Мощнее стал верхний брус безопасности, а расположенный посередине установили наклонно. Теперь при боковом столкновении он упирается в проем двери и распределяет энергию удара на другие детали, оберегая человека от серьезных травм. Чтобы защитить ребра водителя, конструкторы «раздули» подлокотник, а под ним спрятали энергопоглощающую вставку из пластмассы. При ударе подлокотник бьет водителя в крепкую тазовую кость, отодвигая от искореженного металла. Пластиковые соты при этом трескаются, смягчая толчок. «Нива» ВАЗ-21214 благодаря высокому порогу достойно выдержала боковой удар. Но для крэш-теста по Правилу № 94 конструкцию пришлось доводить. Век старой «Нивы» кончается, поэтому существенные изменения посчитали нецелесообразными. Немного доработали рулевое управление, а чтобы «железо» эффективнее поглощало энергию удара, заполнили силовые элементы специальной пеной. Предварительные заводские испытания дали неплохие результаты. «КАЛИНА» При создании этой модели пригодился опыт проектирования и доводки «десятки», а современные компьютерные 84 За рулем 12/2003Ремень безопасности с механическим фиксатором - грабером. программы позволили сэкономить время - многие крэш-тесты проходили не в испытательной лаборатории, а на экране монитора. Конструкторы планируют оснастить «Калину» минимум двумя подушками безопасности (в блоке управления предусмотрены еще два вывода для боковых подушек) и ремнями с преднатяжителями. Их заказали известной фирме «Автолив». «ШЕВРОЛЕ-НИВА» На пути от опытного ВАЗ-2123 до серийной «Шевроле-Нивы» кузов вседорожника снаружи практически не изменился. Но внутренние элементы, в угоду новым европейским правилам, потребовали серьезной доработки. На 20 мм шире сделали лонжероны, увеличили жесткость кронштейнов для крепления передней подвески и штанг стабилизатора к кузову. По низу передних дверей проложили дополнительную трубу-усилитель, изменили крепление дверных петель. Усилили центральный тоннель, а на задней панели под бампером появился энергопоглощающий кронштейн. Руководство совместного предприятия поставило задачу - получить три звезды на тестах EuroNCAP. Требования этой программы строже сертификационных, поэтому кузов продолжают модернизировать. Планируют, что более безопасные автомобили увидят свет весной следующего года. На такие, кстати, будут ставить в том числе и импортные моторы. На балке радиатора появится так называемый крэш-бокс, гасящий энергию удара. Дополнительными точками сварки укрепят соединения лонжеронов с полом, фланец передней и верхнюю часть центральной стойки кузова. На щите передка появится брус безопасности. Усилят передние и задние лонжероны, переднюю панель пола,Щит передка «Шевроле-Нивы» вскоре будет усилен брусом. стойку ветрового окна, другие кузовные элементы. Удерживать водителя и переднего пассажира при ударе будут ремни с преднатяжителями, спасать - фронтальные подушки безопасности. Некоторые модификации получат и боковые воздушные мешки. Прототип модернизированной «Шевроле-Нивы» испытали по методике EuroNCAP. Машина получила четыре (!) звезды: пожалуй, лучший результат для вседорожников такого класса. Правда, специалисты СП признают: на серийных автомобилях показатель будет чуть ниже, но на три звезды владелец обновленной «Нивы» может смело рассчитывать. Это, кстати, первая модель с вазовскими корнями, серьезно претендующая на достойный результат в испытаниях по программе EuroNCAP. Остальные, увы, и за безопасность звезд пока не хватают. ОКакое значение при выборе автомобиля вы придаете его безопасности?