98
99
100
101
ТЕХНИКАновинкиИЗОБРЕТЕНИЯ, ИССЛЕДОВАНИЯ, ОТКРЫТИЯМОТОР-КОЛЕСО ПОДРЕССОРЕНО О / ^т все более популярных гибридных автомобилей остался один шаг до колесных «дизель-электроходов», где колеса приводят встроенные в них электродвигатели. Такой экипаж был создан даже на базе «Мишки» (ЗР, 2001, № 12). Конструкция компактных и тяговитых электромоторов уже не тайна для разработчиков. Главная проблема их масса. Ведь статор с ротором плюс обмотки сильно нагружают колесо, будучи «вредными» неподрессоренными массами. Из-за этого ухудшается поведение автомобиля на ухабах, его устойчивость. Пожалуй, именно это обстоятельство и сдерживает развитие подобной схемы привода, в остальном одни преимущества. Не нужно ШРУСов, карданных валов, а тягой каждого колеса можно управлять индивидуально - мечта конструктора! На Франкфуртском салоне фирма «Бриджстоун» (она занимается не только шинами)А«Плаг Пауэр» предлагает заправлять машины, не отъезжая от дома. Правда, пока только водородомобили. В Калифорнии всерьез рассчитывают на рост их парка. Система «Хоум Энеджи Стейшн» разработана при техническом и финансовом участии компании «Хонда». Относительно небольшой контейнер можно разместить где-нибудь под навесом на своей фазенде и подключить к обычной газовой магистрали. Внутри - мощный топливный элемент и реформер: они обеспечивают ваше домашнее хозяйство горячей водой,электроэнергией и, кроме того, - в этом и состоит новшество - водороЗАПРАВКА НА ДОМУ Американская фирмадом. Компрессор сожмет его до 350 атм. Теперь, чтобы наполнить опустевшие баллоны водородомобиля, не понадобится специальная АЗС. На демонстрацию изобретения в Торренсе (штат Калифорния) пригнали, конечно же, водородную «ХондуFCV». Правда, пока проекты с использованием топливных элементов в автомобилях эксперты единодушно считают делом достаточно отдаленного - лет 10-15 - будущего. А вот на гибридные автомобили спрос резко пошел вверх: «Тойота» едва справляется с заказами на «Приус II». Может, и водородомобили ждет такое же будущее?Пока «Хонду» заправляют водородом не в частном владении, потому что таких машин у частников просто нет./ л \'••10/ч —л\20\л?\SVЧастота, ГцЗависимость вертикальных усилий от частоты колебаний.Новое мотор-колесо в разрезе: 1 колесо; 2 - амортизатор; 3 - пружина; 4 - мотор; 5 - подвеска мотора. Хитрые крестообразные элементы позволяют мотору перемещаться внутри колеса и передают крутящий момент.продемонстрировала «революционный динамический демпфер для мотор-колес». Разумеется, подробно об устройстве не рассказывали. Но суть в том, что, во-первых, удалось подвесить электромотор внутри колеса, а вовторых, добиться того, чтобы его колебания были противофазны колебаниям самого колеса и при сложении взаимно уничтожались. Насколько эффективна экспериментальная система, хорошо видно из графиков, на которых показано вертикальное усилие, передающееся на кузов при переезде колесом выступа высотой 10 и шириной 20 мм на скорости 40 км/ч (реалии, правда, не российские). С новым демпфером (кривая 3) сила удара значительно меньше, чем даже в традиционном автомобиле (1), не говоря о варианте с жестким мотор-колесом (2). Фирма обещает в ближайшее время довести свое изобретение до ума, то есть до серийной зрелости, а заодно разрабатывает специальные шины, которые позволят максимально использовать преимущества изобретения.98За рулем 12/2003 ИЗОБРЕТЕНИЯ, ИССЛЕДОВАНИЯ, ОТКРЫТИЯДЕЛО - ТРУБАБензиновые двигатели с непосредственным впрыском экономичны и экологически чисты. Но даром Евро IV не дается. При работе на сверхобедненных смесях окислы азота необходимо обезвреживать в так называемых накопительных нейтрализаторах. Они весьма чувствительны не только к качеству топлива (в нем не должно быть и следов серы), но ик температурному режиму выхлопа. В интервале 250-550°С нейтрализатор чувствует себя прекрасно, но 750°С неминуемо его разрушат. Изготовителям выхлопных систем приходится придумывать устройства, стабилизирующие температуру выхлопа. Фирма «Эберспехер», больше известная отопителями и подогревателями, предложила сразу два решения. В первом случае выхлопная система состоит из двух труб, толстой и тонкой. Они соединяют обычный нейтрализатор с дополнительным - противоазотным. При пуске мотора или на режимах малой нагрузки выхлопные газы идут по короткой тонкой трубе, почти не охлаждаясь в На правах рекламыней. Второй, более широкий и длинный путь перекрыт жаропрочной заслонкой: ею управляет электроника. По мере увеличения нагрузки, когда водитель «поддает газу», заслонка приоткрывается и выхлопные газы теряют температуру в более толстой и длинной трубе, теплоотдача которой значительно выше.Второй вариант - без заслонок. Выхлопной тракт состоит из двух трубок одна в другой. При слабом потоке газы идут по центральной тонкой, а с увеличением их объема и скорости начинают заполнять внешнюю, охлаждаясь на 50-100°С. Переключение режима обеспечивает встроенный завихритель.Попробуй, продай им плохое масло0STATOILСделано в ШвецииПредставительство Санкт-Петербург (812) 103 0782. Официальный дистрибьютор 000 «Фаворит Ойл- Москва (095) 417 004! Наши региональные дилеры и партнеры. Москва: (095) 780 4660, 521 7330 787 7158.903 5381.369 0514.273 4374.370 3700 • Волгоград: (8442) 67! 613. 306 488 • Воронеж: (0732) 553 565 • Рязань: (0912) 766 339 Махачкала: (8722) 624 971 • Брянск: (0832) 571 208 • Ростов-на-Дону (8632) 529 466 578 068 • Ульяновск: (8422) 258 782 • Новосибирск (3832) 118 292 • Обнинск: (08439) 91 287 • Нижний Новгород (8312) 60 610, 668 783 • Тупа: (0872) 248 275 НОВИНКИИЗОБРЕТЕНИЯ, ИССЛЕДОВАНИЯ, ОТКРЫТИЯИзлучающий р-n переходОкружающий воздух На пути от светоизлучающего кристалла к охлаждающему радиатору немало «тепловых сопротивлений», поэтому его температура всегда выше, чем у алюминиевой «гребенки». Уменьшая каждое из звеньев цепочки, удается сократить количество «набегающих» градусовСнаступлением длинных зимних сумерек начинаешь особенно ценить хорошую освещенность дороги. Фары в это время включены почти постоянно, потому в магазинах запчастей тают запасы лампочек. Ведь срок службы обычных ламп накаливания невелик: в автомобиле вибрации и толчки обычное дело. Конечно, вольфрамовая нить 12-вольтовых ламп гораздо толще, короче и прочнее, чем у тех, что мы используем дома, а галогенные в этом смысле еще долговечнее, к тому же почти не темнеют со временем. Но и они боятся вибраций. А ксеноновые - особояркие и эффективные очень дороги. В тени, причем незаслуженно, остались светодиоды. Правда, они уже работают в дополнительных стоп-сигналах, а последнее время ив других секциях задних фонарей. В их пользу говорит очень большой срок службы и высокая световая отдача. Почему же нет светодиодных Для ламп дневного света головных фар? дизайнеры предложили немало Слабый свет? Да, одиночинтересных решений. ный светодиодик не дотянет по яркости даже до 21-свечовой лампочки. Но ведь в совков. Главная проблема, одком дорогими. Между тем ременных светофорах, нанако, в перегреве: кристалсветодиоды прижились в фапример, дружно и синхронлик очень мал и даже сотни рах... дневного света. Как подводимой известно, во многих странах но вспыхивают сотни полумилливатт проводниковых кристалли- мощности быстро разогреПДД предписывают ездить вают его до недопустимых «днем с огнем». Этот «огонь» температур. (фото вверху) не должен Но конструкторы уже наубыть столь же мощным, как чились эффективно отвоу фар ближнего света, к тому Ближний свет дить тепло. Все чаще появляже желательно малое энерются концепт-кары с фасегопотребление. Тут и приточными, как у насекомых, шлись светодиоды ко двору: Указатель глазками-фарами на свето- появились совершенно ноповорота диодах. Общий световой повые дизайнерские решения ток складывается из множетаких «светильников». ства лучей «элементарных» На очереди - противотуфар. Это, кстати, преимущеманные фары, подобные ярство: ведь каждую легко разкой световой полоске в бамДневной свет вернуть, чтобы получить пере, а там и до главных ненужный луч. далеко. Видимо, буквально Такие фары получаются лет через пять «глаза» наших -Ближний свет эффективными и супердолмашин будут выглядеть совговечными, но пока слиш- сем по-другому. Возможно, так будут выглядеть «глаза» будущих автомобилей.100 За рулем 12/2003 МАТЕРИАЛЫ РУБРИКИ ПОДГОТОВИЛ АЛЕКСЕЙ ВОРОБЬЕВ-ОБУХОВПерегрузка контейнеров с трейлера на платформу и обратно механизирована - с ней справляется один оператор. А в пути «Карго Мувер»обходится вовсе без машиниста.ГРУЗОВИК - НА РЕЛЬСЫ Новый городской грузовик фирмы «Сименс» должен ездить по рельсам, причем без водителя, вернее, машиниста. Конечно, «Карго Мувер» никуда со стальной колеи не денется, но ведь нужно двигаться так, чтобы не наехать на других участников движения, пешеходов или впереди идущий вагон. Без компьютеров тутНа правах рекламыне обойтись. Но труд машиниста в Германии дороже. Машину планируют использовать, в основном, на подъездных путях к крупным предприятиям. Единая автоматизированная сеть позволит с центрального компьютера задавать маршрут протяженностью до 150 км и скорость до 80 км/ч. Вообще-то поезда метро, в том числев Москве, давно оборудованы автоматикой - машинист нужен лишь на непредвиденный случай, например, если на пути упадет человек. В «Карго Мувер» с этой задачей справляются компьютер и пять радарных датчиков, видящих сквозь любой дождь и туман. Кроме того, работает видеокамера и лазерные сканеры. Трехкратное дублирование нелишне в столь ответственном деле, как беспилотная езда. Но эти системы работают лишь на скорости до 30 км/ч в мегаполисах. За городом поездом управляют из диспетчерской, наблюдая за его движением на экране монитора. Если испытания машины пройдут успешно, грузы будут доставлять по принципу «джаст-ин-тайм» - точно в срок, независимо от городских пробок и забастовок железнодорожников.поломоечная и подметальная техника тепловые пушки аксессуары и запасные частиП РИГЛАШАЕМСОТРУДНИмойки высокого давления одопылесосы и химчисткиНа все оборудование гарантия 1 годЧ ЕСТВУДИЛЕРОВМосква, ул. 1-я Энтузиастов, д. 15, стр. 2, т. (095) 77777-33 (многоканальный), e-mail: [email protected], http://www.entuziast.ruНаши дилеры: Москва 273-06-70 • С.-Петербург 325-92-57/58, 108-66-39, 247-59-74 • Волгоград 95-36-61, 32-92-09, 42-38-05, 44-45-45 • Вологда 72-80-98 • Екатеринбург 71-77-97, 22-14-24, 22-60-62,12-72-14, 23-84-78 • Железноводск 29-185 • Ижевск 52-80-18, 48-57-54 • Иркутск 33-08-90, 34-03-02, 53-62-85 • Казань 99-00-89, 78-29-17 • Киров 62-16-29 • Кострома 32-59-33 • Краснодар 38-48-33, 53-13-17 • Красноярск 45-30-29, 47-18-71 • Липецк 34-90-87 • Магнитогорск 37-76-50 • Н. Тагил 41-00-84 • Н. Новгород 65-14-08, 30-31-79, 77-60-14, 32-57-11 • Новосибирск 51-32-02 • Омск 57-74-18 • Пенза 902-352-27-33,62-74-29 • Петропавловск-Камчатский 11-51-97 • Пятигорск 5-25-05 • Ростов-на-Дону 95-74-33,48-81-93,99-46-24 • Рязань 27-37-36 • Самара 29-96-66 • Саратов 25-04-22, 41-60-52 • Сочи 99-65-28 • Тамбов 52-09-29 • Тольятти 20-88-60 • Томск 55-43-13 • Тюмень 44-33-43 • Уфа 74-16-83 • Хабаровск 64-75-09 • Челябинск 62-70-08,37-12-29, 37-04-47, 75-24-89,62-17-17 • Череповец 23-34-51За рулем 12/2003101