72
73
74
ТЕХНИКАгрузовикМАЛЕНЬКИЙ МАЗОВЦЕБЫК ИНИКОЛАЙ МОРДОВЦЕВ. ФОТО: АЛЕКСАНДР КУЛЬНЕВделают на Минском моторном заводе (ММЗ). Д-245.9 - результат модернизации 80-сильного тракторного мотора Д-240 - хоть и получил турбонаддув с интеркулером, а с ними и свои 136 «коней», в общем-то шумный и непредсказуемый: может отработать 300-400 тыс. км, а то и первой сотни не одолеет. Очень полезным оказалось сотрудничество ММЗ с моторостроителями Чехии. С новыми турбокомпрессором, ТНВД и СЛАВЯНСКИЙ БАЗАР форсунками удалось поднять мощность Прежних 136 «лошадей» для пятитонмодернизированного двигателя Дного грузовика было явно мало, даже 245.30Е2 до 155 л. с, а чешские поршни и старина ЗИЛ-130 образца 1966 года кольца способствовали тому, что у мотоимел их полторы сотни. Но тот мотор ра высокий и стабильный ресурс. тратил по 40 литров казенного бензина В системе охлаждения теперь стоят на сотню, что сегодня, конечно, неприновый термостат, вентилятор с вязкостемлемо. Единственный подходящий и ной муфтой и измененный радиатор недорогой дизель для такого грузовика отопителя - зимой в кабине будет тепзвестно: у соседа на грядке огурцы всегда слаще. Вот и по зиловскому «огороду», пока владелец спит, который год шныряют заводы-конкуренты, прибирают понемногу бесхозную нишу средних грузовиков. С 1999 года в Белоруссии уже выпускают пятитонный МАЗ-4370 (ЗР, 2000, № 8). Ныне готовится к производству его модернизированная версия - МАЗ-437141-222.Мягкая, «молчаливая» панель - хорошо забытое старое.Жить здесь, конечно, тесно, но отдыхать вполне комфортно.Пневмоподвеска водителю, сундучок пассажиру72За рулем 12/2003 МАЛЕНЬКИЙ МАЗ•Влее. Под заказ поставят жидкостную автономку «Эберспехер», которая еще и согреет двигатель перед пуском. Чтобы сохранить тепло и уменьшить шум, снизу дизель закрыт экраном. В сравнении с зиловским «Бычком» такой же двигатель на «зубренке» гораздо удобнее обслуживать и ремонтировать - не придется снимать кабину для замены прокладки головки блока. Нет чехарды с разными напряжениями в системе электрооборудования, когда часть на 12 В, а часть - на 24: здесь все как у взрослых - только 24. Неудачно лишь расположение воздушного фильтра - снизу под кабиной, перед правым колесом: и герметичность в эксплуата•ш шштнулся в лоно МАЗа), единственный в бывшем СССР освоивший когда-то даже производство ГМП под танковые дизели для МАЗ-537. Именно ему с ЯМЗ достались документация, технология и был налажен выпуск восьмиступенчатых КП ЯМЗ-202. Даст бог, так и будет - не пропадать же огромному опыту и производственному потенциалу. С КЕМ ПОВЕДЕШЬСЯ Скоро уже 20 лет, как МАЗ сотрудничает с германским МАНом. Наверное, поэтому многие узлы и детали в конструкции ходовой части минского пятитонника удивительно похожи на MAH-L2000, особенно задняя подвеска на малолисЗа рулем 12/2003 73ции контролировать сложно, и повредить на наших ухабах легко. Крутящий момент двигателя вырос до 539 Н-м, а родовую травму - ненадежное сцепление - вылечили просто, заменив на немецкое «Закс». Привод сцепления теперь с пневмогидравлическим усилителем - на прежней модели была «механика», с огромным, в угоду легкости, ходом педали. Но альтернативы коробке передач ЗИЛ-130 производства смоленского завода «АМО ЗИЛ», похоже, не предвидится. Импорт дорог, а жаль чешская шестиступенчатая «Прага» по качеству и передаточным числам попала бы в десятку. Положение мог бы поправить МЗКТ (завод колесных тягачей вер ТЕХНИКАгрузовикМАЛЕНЬКИЙ МАЗРасположение воздушного фильтра подразумевает только хорошие дороги.Ворсистые панели в упаковке правило хорошего тона.«классике»: стальной каркас, пенополиуретан и пленка ПВХ. Сделано настолько добротно, что почти готов верить отечественному производителю. Главное, чтобы древнее ремесло вновь не оказалось утраченным. Подвеску кабины на пружинах, рессорах и прочих экзотических пневмоэлементах посчитали роскошью: нет даже амортизаторов - только сайлент-блоки. Тем не менее, даже с таким подвесочным примитивом машина идет удивительно мягко. Новая кабина не только просторнее, лучше отделана, но и более стойкая к коррозии. Впервые на МАЗе пол и панели дверей сделаны из оцинкованной стали. В покраске тоже все серьезно если грунт, то катафорезный, если краска, то «Мобихел», а многие детали и вовсе ржаветь не могут - пластик. Чужие дети растут быстро. Похоже, лучшему в СССР пятитонному грузовику ЗИЛ-130 подрастает достойная смена, а делянка бывшего автомобильного флагмана тем временем совсем заросла бурьяном. •1 ДАННЫЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЯМАЗ-437141-222(4х2) • Общие данные Полная масса автомобиля/ автопоезда, кг Грузоподъемность автомобиля/автопоезда, кг Снаряженная масса автомобиля, кг Контрольный расход топлива при V=60 км/ч при работе без прицепа, л/100 км Максимальная скорость, км/ч • Двигатель 10100/17 700 4600/9600 5350товых параболических рессорах с обратной серьгой и нижними подрессорниками. Колеса с экзотическим для нас, но типичным для европейских развозных грузовиков посадочным диаметром 17,5 дюйма. Такие шины освоили в Ярославле и Бобруйске, а диски делают в Кременчуге. Благодаря этому погрузочная высота всего 1080 мм - отличный показатель для городского грузовика. Еще лучше подошла бы пневмоподвеска, способная подстраиваться под дебаркадер, но не все сразу - со временем, возможно, появится и такая опция. Модернизировали ГУР - теперь золотник и силовой цилиндр размещены в одном блоке с рулевым механизмом, значит, вероятность утечек масла из него будет меньше. Кроме того, руль стал острее и легче - это пойдет на пользу управляемо сти. Мосты спроектированы и изготовлены с избыточным запасом прочности на перспективу, для установки более мощного и тяжелого двигателя и увеличения грузоподъемности до 6 тонн.74 За рулем 12/2003Тормоза, как подобает грузовику, барабанные с пневмоприводом - просто, надежно и недорого. Когда-нибудь их место займут дисковые, но это будет эволюционный процесс. ПЛАСТИКА ЛИЦА Модернизированный «мазишко» легко узнать по новой кабине от старшего брата МАЗ-5440, только трехместной и чуть короче. Полностью лишать водителя спального места не рискнули, но теперь, чтобы отойти ко сну, придется сложить спинки сидений и откинуть спальную полку. Кстати, водительское сиденье не только подрессорено, но еще и поворачивается влево-вправо. Зачем - непонятно, может быть в проекте, как элемент пассивной безопасности, была заложена катапульта? Похоже, в Минске разгадали утерянный секрет изготовления нескрипучих панелей приборов. В отличие от отечественных заводов ее не набирают из пластмассовой мозаики. Технология проста и обкатана еще на вазовской17 100ММЗ-Д 245.30 Е2 дизельный, Р4 с турбонаддувом к интеркулером 4,75 114/155 2400 539 1500Рабочий объем, л Мощность, кВт/л. с при об/мин Крутящий момент, Н-м при об/мин • Трансмиссия СцеплениеКоробка передачоднодисковое, с гидроприводом и пневмоусипителем механическая пятиступенчатая, мод. СААЗ-433420 одинарная гипоидная, 1=3,45 зависимая, на параболических рессорах, с гидравлическими амортизаторами и стабилизаторами поперечной устойчивости барабанные, с раздельным пневматическим приводом и АБС с гидроусилителем 235/75R17.5 15-18Главная передача • Ходовая часть ПодвескаТормозаРулевое управление Размер шин Отпускная цена в зависимое ти от комплектации, тыс доля