154
155
КЛУБ «АВТОЛЮБИТЕЛЬ»справочная службаНОВЫЙ ЗАКОН13 ВАРИАНТОВ СТРАХОВКИИРИНА РОМАНЧЕВАJ*J-*Приняв в прошлом году «антинародный» Закон об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств, депутаты сделали себе бесценный подарок. Перед выборами у многих из них оказалось по козырному тузу в виде законопроекта, призванного «защитить» автомобилистов от сатрапагосударства, требующего очередную «мзду». В сентябре-октябре, то есть аккурат в самый разгар предвыборной кампании, народные избранники начали по одному извлекать козыри из своих рукавов и размахивать ими. Если учесть, что в России из более чем 30 млн. автовладельцев многие искренне верят, что ОСАГО - форменная обдираловка, то нетрудно догадаться, сколько дополнительных голосов на выборах могут заработать «защитники» интересов автолюбителей. Различные депутатские группы и объединения представили на суд коллег в общей сложности 13 законопроектов, призванных подкорректировать или вообще отменить Закон об ОСАГО. Объединяет все эти разработки одно: ощущение, что писали их «на коленке» - вопиющая юридическая безграмотность сквозит буквально в каждом из этих «документов». Да и как может быть иначе, если со страховщиками, по словам президента РСА (Российского союза автостраховщиков) Евгения Кургина, ни один из народных избранников даже проформы ради не счел нужным посоветоваться. 152 За рулем 12/2003«ОТМЕНИТЬ!» Что уж тут говорить о страховщиках, Наиболее воинственные депутаты чья судьба вообще мало кого интересупредлагают с Законом особо не церемоет, но которые, тем не менее, могут пониться, а просто отменить. Здорово - нести огромные убытки. По данным ничего не скажешь. Правда, по заклюРСА, расходы большинства компаний, чению экспертов, отмена Закона прочленов ассоциации, составили нескольтиворечит сразу нескольким статьям ко сотен тысяч долларов, а у лидеров Конституции РФ, о чем депутатам нерынка они превысили 10 млн. долларов. плохо бы знать. Мало того, такое решеПричем пошли они на эти расходы, ориние приведет к масштабному скандалу ентируясь на положения Закона об обяс непредсказуемыми последствиями - зательном страховании гражданской свыше 4 млн. автовладельцев уже офорответственности владельцев транспортмили обязательную страховку. Отмениных средств и на постановления правите Закон - и что они будут делать со свотельства, непосредственно касающиеся ими полисами? Народные избранники, внедрения ОСАГО в жизнь. видимо, считают, что спасение утопающих - дело рук самих утопающих. В ка«ИЗМЕНИТЬ!» честве невнятных предложений фигуЕще «лучше» выглядят законопроекты, рируют «перевод» обязательных полипредлагающие не отмену, а изменение сов в добровольные или возврат денег Закона. Тут буйная фантазия думцев тем владельцам, которые добровольно разгулялась не на шутку. Так, депутаты страховаться не хотят. Все это по меньАксаков, Колесников и Леонтьев предшей мере несерьезно. лагают практически полностью переНи один из вариантов, понятное декроить Закон. Для начала, как водится, ло, не устраивает страховщиков. Обратуют за существенное снижение таслуживать клиентов, застрахованных рифов и поправочных коэффициентов. по программе ОСАГО, они смогут тольОбоснований этому в своем законопроко в соответствии с теми правилами, екте они не представляют - и так покоторые прописаны в Законе. А вернятно, что «в интересах автолюбитенуть деньги всем желающим просто не лей». А тот факт, что тарифы рассчитыполучится. Другими словами, проявляя вали, исходя из российской и зарубежтакую заботу об интересах избиратеной статистики, и от них вкупе с коэфлей, депутаты, ратующие за отмену фициентами напрямую зависит сумма Закона, на самом деле ставят без малокомпенсационных выплат, думцы, виго 5 млн. честно застрахованных по димо, сочли несущественным. Кстати, ОСАГО российских автовладельцев депутаты предлагают отменить право в незавидное положение: ни страховрегрессивного требования со стороны страховщиков (когда компания вправе ки, ни денег. НОВЫЙ ЗАКОНпотребовать в ряде оговоренных случаев компенсацию с виновника ДТП). «Подставлялы» и любители ездить под мухой, наверное, уже аплодируют стоя. Еще бы: прими эту норму, и деньги со страховых компаний можно будет «рубить» на вполне законных основаниях. Откуда взялся следующий пункт: «изменение тарифов не чаще раза в год» - вообще не понятно. Ведь когда закон только начинает действовать, тарифы необходимо корректировать оперативно, причем далеко не всегда в сторону повышения. Но самое интересное дальше: авторы законопроекта предлагают создать региональные профессиональные объединения страховщиков, каждое из которых сможет принять СВОИ правила профессиональной деятельности. То есть с принципом всеобщего страхования гражданской ответственности можно попрощаться сразу, а вот повсеместная неразбериха нас ждет точно. Это еще не все. Гарантийный фонд авторы законопроекта также предлагают разбить на несколько региональных. В какую копеечку влетит казне подобное «дробление» и смогут ли эти «фондики» гарантировать выплату по всем страховым случаям, остается только гадать. Еще одна любопытная идея поступила от детупата Арефьева. В своем законопроекте Николай Васильевич предлагает... сделать обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств добровольным. Как при этом сделать его еще и всеобщим, автор проекта не объясняет. А жаль! Интересно было бы послушать. Другие идеи изменения Закона менее оригинальны и касаются, в основном, серьезного вопроса - социально незащищенных слоев населения. Скажем, депутаты Жириновский, Лебедев и Соломатин выступают за отмену обязательного страхования для пенсионеров. Другая большая группа думцев предлагает ввести систему льгот для наименее защищенных слоев населения с использованием специального механизма финансирования за счет страховщиков. ВОЗВРАЩАЕМСЯ В РЕАЛЬНОСТЬ В итоге на первом этапе поддержку думцев, как известно, получил законопроект, внесенный депутатами Райковым и Гальченко. Он предусматривает перенос на год введение обязательного страхования. Но фокус в том, что, кроме трех чтений в Думе, документ долженполучить одобрение Совета Федерации и Президента. Даже по мнению самих депутатов - авторов многочисленных проектов, до двух последних инстанций он вряд ли дойдет. В самом деле, выборы минуют, и голоса «автоэлекгората» мало кого будут волновать. Так что вся шумиха, поднятая вокруг принятого и действительно нужного закона, - лишь рассчитанный ход в преддверии смены думского караула. Кстати, ход этот, вроде бы призванный поддержать автовладельцев, на самом деле принесет им лишь массу хлопот и неудобств. По словам Евгения Кургина, громкие популистские выступления депутатов, обещающих отменить Закон, приведут лишь к тому, что в конце декабря автолюбители будут вынуждены выстаивать огромные очереди к страховым агентам (в среднем процедура оформления полиса ОСАГО нынче занимает 15-18 минут). Причем во многих компаниях уже возникают проблемы со штатами: страховщики оказались не готовы к таким объемам работы. Так что, когда автовладельцы поймут, что покупать страховку все равно надо, им придется брать компании штурмом. Наверняка, в это время активизируются и продавцы липовых полисов... Впрочем, поправки в Закон вносить будут. Например, страховщики готовы пойти на уступки для льготников. Хотя в Германии (а именно немецкая модель легла в основу нашей программы ОСАГО) пенсионеры входят в группу повышенного риска и платят за страховку больше, чем автовладельцы среднего возраста. Российские же реалии таковы, что без скидок для льготников обойтись нельзя - слишком тощие у них кошельки. По словам президента РСА, страховщики готовы идти и на другие разумные уступки (уже некасающиеся льгот для социально незащищенных слоев населения). Другой вопрос, что Закон пока действует лишь частично, поэтому о внесении поправок говорить рано. Необходимо дать ему хотя бы несколько месяцев поработать в полную силу. И только в марте—апреле 2004 года можно будет решать, в каких конкретно изменениях нуждается Закон. Как бы каждый из нас ни относился к ОСАГО, надо все-таки уяснить, что без такого Закона страна, все мы дальше жить не можем, даже если первые шаги по его применению будут болезненны. Закон можно поправлять, совершенствовать в интересах автомобилистов. А пока что придется приобрести полис. DИздательство «За рулем» представляет новый ежегодный каталог-справочникКаталог адресован водителям, желающим оснастить свой автомобиль современными аудиои телевизионными системами. На страницах каталога представлено более 2500 моделей автомобильной аудиотехники с указанием технических характеристик, ориентировочных розничных цен и адресов фирм, магазинов и центров, где можно приобрести и установить понравившуюся аппаратуру. Кроме того, для удобства выбора модели сгруппированы в таблицы по ценовым категориям. Объем: 456 полос. Каталог можно приобрести в магазинах «За рулем» в Москве: ул. Долгоруковская, 36, тел. (095) 973-14-00 (м. «Новослободская»); ул. Бакунинская, 72, тел. (095) 261-22-95 (м. «Бауманская»); ул. Краснопрудная, 30-34, тел. (095) 264-92-94 (м. «Красносельская») и в магазинах «За рулем» в городах: г. Воронеж, ул. Хользунова, 112, тел. (0732) 14-34-90; г. Киров, ул. Степана Халтурина, 2, тел. (8332) 56-50-16,56-50-15; г. Пермь, ул. Боровая, 24, тел. (3422) 22-72-04Вы можете заказать каталог в интернете: http://knigi.zr.ru