76
77
78
80
УРОКИ БАВАРСКОГО РСЕРГЕЙ КАНУННИКОВ. ФОТО АВТОРА И «АУДИ»аскидистые растения в кадках, па-здесь происходит первое свидание:лас на полу... Назвать ангаром это прозрачное, воздушное сооружение язык не поворачивается, хотя по форме и похоже. Но главная хитрость: светильники и крыша сделаны так, чтобы не искажать цвета. Ведь76 За рулем 12/2003он (покупатель) встречает ее - новенькую, отполированную, а главное - свою машину. В Ингольштадт, в центр продаж «Ауди», расположенный на территории головного завода, едут со всей Германии.''ШВ0* /*?*%* В ГОСТЯХ У AUDI AGКонечно, машину нетрудно купить и поближе к дому. Но только здесь, пока ваше дитя резвится в уютной детской комнате, можно бесплатно посетить цеха, где делают «ауди»: A3, А4 и ТТ, роскошный фирменный музей, а заодно пообедать (спиртное за свой счет!) в ресторане АФУС, названном в честь знаменитой некогда берлинской гоночной трассы. Кстати, посетителей заведения встречает одноименный концепт «Ауди». Взгляните на огромное электронное табло: здесь с немецкой точностью (интервал 15 минут) расписаны фамилии тех, кто сегодня уедет из Инголыитадта на новенькой «Ауди». У нас еще есть время, перейдем площадь и поднимемся на второй этаж. ПО ЮЖНОЙ УЛИЦЕ Так здесь называют главную внутризаводскую магистраль, от которой отходят переулки на участки штамповки, сварки, сборки. Этажом ниже - предварительный монтаж узлов, выше - небольшие склады. К слову, запаса деталей более чем на три часа работы не держат. А пара поставщиков обосновалась и вовсе по соседству, например, огромные бамперы можно не складировать. Автомобиль начинается с... рулона стали длиной до 4 км и массой около 30 тонн. В переулок штамповки металл приходит нарезанным. Безостановочно бухают прессы двух поколений. Распознать «молодые» и «старые» неспециалист не сможет. Главное отличие: для перестройки «ветеранов» на новые детали требуется 34 минуты, а «юниоров» - 10Прикинем: сколько прототипу до конвейера?минут. В эпоху, когда век даже успешной модели недолог, это особенно важно, ведь каждая минута простоя - убытки. Помимо точечной и лазерной сварки (последняя - особо точная и быстрая: «максималка» - 5-6 м/мин), на «Ауди» все шире применяют клеи. Так, в частности, соединяют боковину кузова с ее внутренней частью. Выгода налицо: состав на основе эпоксидки выдерживает любые температуры, не боится коррозии, да и сам процесс дешевле сварки. А это что за «жучок» висит на днище? Специальный датчик сопровождает кузов от рождения до окраски, отслеживаявсе операции и докладывая в центральный компьютер: «Сбоев нет!». Как известно, один из коньков «Ауди» - антикоррозионная стойкость кузовов. Теперь в точки сварки по специальной технологии впрессовывают цинк, надежно защищающий слабые места от ржи. Серые стальные детали незаметно превратились в кузова. Теперь они, пройдя точнейший контроль размеров, уплывают в окраску. Там все, как на любом современном заводе: тщательная промывка, фосфатирование, катафорезное грунтование, трехслойная окра-НА ВОЛНЕ 4.2На короткий тест журналистам выкатили три модели - одна другой «круче». «Ауди-А8», «Ayfln-RS6» и топ-версию «Оллроуд Кваттро» роднит двигатель V8 рабочим объемом 4,2 л. На «шестерке» мотор с двумя турбокомпрессорами развивает 331 кВт/450 л. с , на А8 246 кВт/335 л. с. Агрегат «Оллроуда» - самый «слабый», 300-сильный. Кстати, он, в отличие от сородичей, с цепным приводом ГРМ и очень компактный - длиной всего 464 мм. Покрутились по узким центральным улочкам Инголыитадта, немного «полетали» поавтобану Мюнхен-Нюрнберг... Конечно, у каждой машины свой характер. Длиннобазная «Ауди-А8 ланг» вальяжна, комфортна, а заданный курс держит, точно поезд на рельсах. При этом язык не повернется назвать автомобиль тяжелым на разгон. Чтобы оценить «Оллроуд Кваттро», неплохо бы немного грязи или снега да подъемы покруче. Увы, подходящий «полигон» не нашли. Но регулируемый дорожный просвет (до 208 мм) и 380 Н-м, развиваемые «восьмеркой» при 2700 об/мин, вселяли уверенность, что испытания были бы интересными.«Ауди-RSb». «Бешеный» RS6 в городе оказался столь же удобным, как и иные модели. Нет необходимости, напрягаясь, аккуратно «гладить» педаль акселератора. Но басовитый выхлоп будто нетерпеливо ворчал: «Хватит тыркаться в переулках! Айда на автобан!» Я согласился. .. Когда на скорости 160 км/ч вдавливаешь педаль в пол - вжимаешься в спинку кресла, словно стартовал с места. Тормоза таковы, что уверен: остановишься именно там, где наметил. По-моему, стартуя на «АуflK-RS6», главное - понимать, что это не так.«Ауди-А8 ланг».«Ауди-Оллроуд Кваттро».За рулем 12/200377 ТЕХНИКАтехнологииВ ГОСТЯХ У AUDI AGДВИГАТЕЛЬ ПРОГРЕССАВ «Музеум Мобиле» собраны не только «ауди», но и автомобили и мотоциклы других фирм, входящих некогда в концерн «Ауто-Унион»: ДКВ, «Вандерер», «Хорьх». По соседству продукция завода НСУ, с 1969-го принадлежащего «Ауди».Каждую операцию на линии кузовов строго контролирует компьютер.Помимо серийных машин - от ДКВ конца 1920-х с клееными фанерными кузовами до первых «ауди» эпохи «Кваттро», здесь собраны редчайшие образцы: гоночный и рекордный «ауто-унионы» 1930-х, шоу-кары - в былые годы - звезды автосалонов, прототипы, в том числе так и не ставшие серийными моделями. Они стоят на специальном подъемнике. который непрерывно возит раритеты от первого этажа до третьего и обратно. Символизируя вечное движение, почти бесшумно вращаются огромные стальные колеса лифта, одна машина сменяет другую... Музей «Ауди» достоин того, чтобы рассказать о нем отдельно, мы вернемся сюда в одном из ближайших номеров.ска, включая бесцветный лак. Но нас туда не пустят, поэтому пока краешком глаза заглянем в помещение, где «ауди» делают самые первые шаги. НАЗАД В БУДУЩЕЕ Вернемся на четыре года назад, когда кузов обновленной в 2003-м «трешки», ползущий теперь по конвейеру, был... «эмоциональным коллажем». Именно с него, по утверждению дизайнеров, начинается долгий 50-месячный (еще недавно 60-месячный) путь от фантазии стилиста до дебюта новой модели. На рисунках - урбанистические и загородные пейзажи, мебель, люди в разных костюмах и первые контуры машины, которой предстоит жить в этом мире. Но параллельно с первыми эскизами «команда планирования» уже прикидывает, как воплотить мысли дизайГЕОГРАФИЯ И АРИФМЕТИКАВ «Ауди групп» входят заводы в Ингольштадте (по территории чуть больше княжества Монако), где делают модели A3, А4 и кузова для ТТ, предприятия в Некарсульме (на бывшем заводе фирмы НСУ производят А2, А6 и А8, там же - отделение «Кваттро») и в Венгрии. На нем выпускают двигатели и собирают «Ауди-ТТ». Любопытно, что путешествие кузова из Германии в Венгрию и автомобиля обратно занимает всего 36 часов. Кабриолеты «Ауди-А4» строит давний партнер «Фольксвагена» фирма «Карманн» в Оснабрюке. В 2002 году все заводы, включая входящий ныне в «Ауди групп» «Ламборгини», выпустили около 736 тысяч автомобилей. Из 1,28 млн. двигателей примерно половина пошла на автомобили других фирм, входящих в «Фольксваген».неров в металле и пластике, думает над деталями интерьера, комплектацией будущей машины. Сорок месяцев назад в светлом зале стоял пластилиновый макет 1:1 (кстати, эта «игрушка» весит под 3 тонны!), в компьютере ожила виртуальная модель машины, а дизайнеры детально отрабатывали сопряжения деталей и швы кузова, колдовали возле так называемого ящика с сиденьями. Здесь уже видны элементы внутренней отделки, можно сесть в кресло, даже подержаться за руль и потрогать (но не нажать) кнопки. Еще примерно через 10 месяцев интерьер и экстерьер практически готовы, идет последний отбор материалов отделки. На «Ауди» это делают так: все члены команды проектировщиков наклеивают на образцы разноцветные яр-Автомат точнее и выносливее человека, но менее ловок.78За рулем 12/2003 ТЕХНИКАтехнологииВ ГОСТЯХ V AUDI AGлычки - оценки, которые заметно влияют на окончательное решение. В это же время, примерно за 25-30 месяцев до начала производства, создают «живой» макет автомобиля, по сути - концепткар. Кстати, это подсказка любителям заглядывать в будущее: от дебюта прототипа на автосалоне до серийного производства пройдет примерно два два с половиной года. «Час икс» наступает, когда до начала производства остается около 20 месяцев. Детали модели разработаны уже с точностью до 0,001 мм, а смежники начинают готовить оснастку для изготовления комплектующих. Кажется, совсем недавно этот путь прошла «Ауди-АЗ». Сейчас его заканчивает новая «шестерка» и пятидверная версия «трешки» - такая машина притаилась недалеко от конвейера. А дальше. .. Все секреты нам, конечно, не раскроют, но вспомните концепт «Ауди-Ле Ман», показанный во Франкфурте, и... засекайте время. В ЗОНЕ ОСОБОГО ВНИМАНИЯ Вернемся на конвейер. После кузовного цеха, где операции механизированы на 83%, в сборочном непривычно людно. Здесь без человеческих рук не обойтись. Работа на любом конвейере, конечно, не сахар, но на «Ауди» стараются свести все «несовершенства конструкции» венца творения к минимуму. Покрытие пола специально подбирали, чтобы уменьшить нагрузку на позвоночник. Двери, окрашенные и собранные, ставят на машины в самый последний момент - они создают рабочим неудобства. Центральный компьютер чередует сложные и простые по комплектации и сборке автомобили. " * ,На «Ауди» не скрывают: ошибки, понашему - брак, бывают. Главное - выявить их вовремя. Возле каждого поста сборки пара разноцветных шнурков. Бригада контролирует предыдущую и, заметив мелкий или серьезный недочет, дергает за соответствующую веревочку. По цеху разносится мелодия у каждой бригады своя! Мелочи устраняют на ходу, но бывает, машину даже снимают с линии и передают на участок доводки. Да, да! И такой есть, только очереди туда я не заметил. Операцию соединения кузова с силовым агрегатом и подвесками немецкие инженеры, как и наши, называют свадьбой. Здесь ручного труда минимум. Рабочие лишь наживляют гайки, затем в бой вступают ловкие автоматы с длиннющими «руками»-воротками. Теперь машины пройдут три стадии проверки, один процент автомобилей выкатят на тестовую трассу. Осталось нанести защитное покрытие. Кстати, новый состав на основе полиуретана, появившийся на «ауди» в 2002 году, сохраняет свойства год, экологически безвреден и, в отличие от традиционной бумаги и пленки, легко утилизируется. ПОЕХАЛИ! За 10 минут до заветного мгновения покупателя зовут в стеклянный ангар. Перегонщик (часто симпатичная девушка) в красном комбинезоне уже выгнал сюда машину. Причем с номерами - за несколько дней до этого будущий владелец, выбрав модель и комплектацию и оплатив покупку, уже получил их и привез с собой! Номера без машины? Наша ГАИ от такого наверняка передернулась. Полчаса приятного общения с менеджером, который терпеливо втолку-ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ4:'»ГЭ»Чг. -«Ауди» выпускает две бронированные модели седанов. А6 адресуют частникам - бизнесменам, А8 - политикам и государственным деятелям. Соответственно «шестерку» сертифицирует ведомство. тестирующее и дающее разрешение на производство оружия, а «восьмерку» - федеральная полиция. На испытаниях «Ауди-А8 Секьюрити» расстреливают патронами «4 Магнум» и «обрабатывают» ломиком и бейсбольной битой. Стекло пружинит подобно мячику: большую часть осколков удерживает внутренний поликарбонатный слой.Особая гордость «Ауди» - приверженность к баварской марке канцлера Германии Г Шредера. А для показа журналистам «восьмерку» украсили до боли знакомой по московским улицам синей «мигалкой».Эти машины сегодня впервые покинут территорию завода. 80 За рулем 12/2003ет назначение каждой кнопочки и меню бортового компьютера - и очередная «Ауди» выезжает на площадь. Перед ветровым стеклом - фирменный музей, в котором нашли покой предки нынешних «ауди». Сзади, в глубине заводской территории - дизайн-центр, где рождаются новые модели. А между вчера и завтра - автомобиль, земная жизнь которого только начинается...