206
207
АВТОКЛУБИНСТРУМЕНТГЛАВНЫЙКЛЮЧдля такого ключа вторичны тенсивность работы.ВЛАДИМИР АРБУЗОВне та ин-ПИТ-СТОПСовременный автомобиль - изделие сложное, но вместе с тем весьма надежное - оттого ремонт его все больше становится уделом профессионалов. Владельцу остается лишь своевременно пригонять машину на сервис. Кстати, и отечественные автозаводы, следуя мировым тенденциям, перестали комплектовать свои экипажи даже минимумом ключей. Будем считать это следствием возросшей надежности? Единственный гаечный ключ, который бесплатно придают любому автомобилю, - баллонный, уж без него-то никак не обойтись. Надежность этого ключа должна быть безупречной. А как на деле? Чтобы вьшснить это, мы собрали небольшую коллекцию «баллонников» и, учитывая специфику их работы, сформулировали требования к ним: удобство, компактность, но в то же время достаточная длина рычага для отвинчивания заржавевших болтов-гаек, прочность и точность изготовления. Износостойкость, вес, твердость рабочей части хоть и важны, ноНо даже самый распрекрасный ключ в неумелых руках - никчемная железка. Сменить колесо - дело нехитрое, только без минимальных знаний и опыта может обернуться большими потерями. Поэтому тем, кто не планирует по каждому пустяку вызывать «ангелов» или другую службу спасения, а своего опыта еще не набрался, будет полезно запомнить простейший алгоритм действий. Заподозрив по поведению машины, что одно из колес спущено, немедленно перебирайтесь в правый ряд или на обочину, а причалив, сразу же выставляйте знак аварийной остановки. Не берите пример с чудака, затевающего замену колеса в левом ряду - на его могиле напишут «Он был прав!». Прежде чем вывешивать машину на домкрат, затяните стояночный тормоз, а если она переднеприводная, то включите и передачу. Под колесо противоположной стороны желательно подложить упоры, но их, как правило, с собой ни у5, 6, 7. Павловская серия ключей отличается крайне небрежным изготовлением: никудышная геометрия, заусенцы, облой. А один экземпляр и вовсе пришлось разгибать, чтобы надеть на гайку. Может, под видом баллонного нам продали военный спецключ для отвинчивания гаек из-за угла?1. Штатный ключ автомобилей ВАЗ, сделан в Новосибирске. Иметь такой в машине, конечно, лучше, чем никакого. Коротенькая рукоятка предполагает нажим на нее ногой. Посредственное качество изготовления - видны дефекты ковки на головке ключа. Известны случаи, когда такие ключи просто ломались во время работы. 2, 3, 4. Ключи из Чебоксар, пожалуй, более других соответствуют своему назначению. Относительно недороги, очень аккуратно сделаны, прочны, удобны в работе и по-своему красивы. Головки ключей изготовлены с минимальными допусками, плотно садятся на болты (гайки) и без проблем проходят в колодцы легкосплавных дисков. Глубина головок способна «поглотить» немалое выступание шпилек, а хороший рычаг - отвернуть самый заскорузлый крепеж. 206 За рулем 4/2004 ИНСТРУМЕНТкого нет. Поэтому, чтобы лишний раз не шатать стоящую на домкрате машину, заранее подготовим запаску и ослабим крепеж спустившего колеса. Теперь, присматривая за вертикальностью домкрата, поднимаем машину, откручиваем колесо, снимаем его и не мешкая ставим вместо него запаску. Окончательно затягиваем гайки (болты) после того, как снимем машину с домкрата. И не забудьте забрать свой знак аварийной остановки - еще пригодится!9, 10, 11. Семейство крестообразных ключей отличается универсальностью и, пожалуй, большим удобством в работе. Они, конечно, дороже, но если хорошо сделаны, то, без сомнения, стоят своих денег. Образец P » 9 - из Санкт-ПетербурJ га: старинный дизайн, древние технологии. Самый тяжелый в нашей коллекции. Сделан грубо, товарного вида - никакого, но довольно прочен. «Павловский» крест (№ 10) «не посрамил традиций» предыдущих баллонных ключей. Такие же мелкие кривые головки, острые заусенцы в месте сварки креста, та же небрежность изготовления. Коекак работать, конечно, можно, но уж если покупать подобный инструмент, то такой, как образец № 11. Где сделан - неизвестно: ни клейма, ни сопроводительно8. Импортный аналог - «Сделано в Тайване». Обрезиненная телескопическая ручка, благородный дизайн, продуманная конструкция. Такой ключ не будет выглядеть в багажнике чужеродным телом. Невысокая твердость головки подразумевает некоммерческое назначение изделия, тем не менее работать им очень удобно, а прочности, как оказалось, вполне достаточно.го документа к ключу не было, зато работать им - одно удовольствие. Гладкий, аккуратный, прочный, допуски минимальные - на гайке сидит плотно, в то же время легко на нее надевается.На правахрекламыВ ЫБИРАЕМЛЕГКОСПЛАВНЫЕ КОЛЕСАХУДОЖЕСТВЕННОЕ ЛИТЬЕерефразируя Туполева, можно сказать, что хорошо езлить способен лишь красивый автомобиль. Конечно, красоту каждый понимает по-своему, но то. что окружающие встречают авто по одежке, - бесспорно. Закройщиками и портными здесь выступают конструкторы, владельцу же ос гае гея дополнить костюм стильными аксессуарами. Первым - и зачастую единственным авторским штрихом в создании образа своего автомобиля становятся легкосплавные колеса. Их выбор сегодня огромен: как отечественных. так и зарубежных производителей. В тонкостях технологии той или иной фирмы разбираются лишь специалисты, большинство же покупателей руководствуются собственным вкусом — нравится-не нравится — и числом на ценнике. Конкуренция на рынке покупателю только на пользу: за последнее десятилетие качество ажурных колес возросло на порядок. Все больше фирм с мировым именем открывают для себя Россию, а мы, в свою очередь, открываем интересные дизайнерские решения и можем поновому подойти к выбору обувки для своего автомобиля. ХРАНИТЕЛИ ТРАДИЦИЙ Став в прошлом веке азиатской «силиконовой ПОЛИНОЙ» — центром мировой микроэлектроники, Тайвань доказал, что высокие технологии ему по плечу. Но еше тысячи лет назад его народ освоил профессию, которая до сих пор приносит государству немалый доход. Речь идет о литье металла. Сегодня множество западных фирм заказывают на Тайване дорогой инструмент с пожизненной гарантией. А литые колеса RW (Racing Wheels) с заводов «Хаплжоин» можно встретить не только в Азии, но ив США, и вПЕвропе. Появились они теперь ив России. Производством колес фирма занимается не первый год. и большинство продукции (88%) уходит на экспорт. О высоком качестве свидетельствует уже тот факт, что помешенная на автомобилях привередливая Япония покупает 25% от объема выпуска, а он после ввода встрой новою завода еоста&тяет около 700 тысяч колес в год. Благодаря секретам технологии. которые заволчане раскрывать не спешат, традиционное литье в кокиль дает хорошую микроструктуру с высокой прочностью. Испытания — пожалуйста: в действующий российский ГОСТ колеса для «Жигулей» укладываются с полуторакратным запасом. Неудивительно — ведь они проектировались для иномарок, как правило, существенно более тяжелых, чем «вазовские» модели. ВСЕ ЦВЕТА РАДУГИ Но прочность - прочностью, а выбирают колесо за красивые глаза... простите, формы. Российский ассортимент колес RW включает 60 дизайнерских решении для 300 типоразмеров! Ни в один магазин все это не поместится, поэтому если вы не нашли на полке колеса вашей мечты, обратитесь к каталогу. Или в интернет-магазин компании «Север-Авто» - дилера RW на территории России. Помимо форм, RacingWheels играют и всеми цветами радуги. В гамме — несколько вариантов покрытия. Это и сочетание черных «пластиковых» спиц с металлическим ободом, и стильное «титановое» покрытие вкупе с футуристическим дизайном спиц, и «золотое» колесо (прекрасно смотрится с черным или темно-зеленым кузовом). и, наконец, «стеклянное» - разных оттенков от голубого до желтого. Конечно, все колеса — металлические, но обман зрения стать убедителен.что нужно дотрон\ться до спиц, чтобы поверить. что перед нами — не стекло. Такой эффект достигнут благодаря специальному гальваническому покрытию. За его прочность можно не беспокоиться — испытание в соляном тумане по ГОСТу покрытие всех колес выдержало с большим запасом. Есть в гамме RW и колеса с полированным ободом (так называемая технология Diamond Polish). Особенно эффектно зеркальная поверхность смотрится на широких «катках», четко прорисовывая очертания обода. Разумеется, и здесь металл покрыт прочным лаком. Всем хороши литые колеса, но, не дай Бог. потеряется крепеж или декоративный колпак — вид уже не тот. Покупателям RW такая проблема не грозит — «запчасти» к колесам можно купить отдельно в том же магазине. Более того, часть колес комплектуется болтами пол свой внутренний ключ — своего рода секретка. Цены на RW в России весьма привлекательны: примерно на 25% ниже европейских аналогов, причем тайваньцы стремятся поддерживать эту вилку независимо от курса евро. Что ж. Азия умеет завоевывать западные рынки. А выбор делает покупатель.За рулем 4/2004 207