140
141
142
144
.*'l>- >: ?. Ч.CT: «ЖИГУЛИ» И «ТАВРИЯ» С ВПРЫС• if WТЕСТ,о~АЛЕКСАНДР БУДКИН. ФОТО: АЛЕКСАНДР КУЛЬНЕВизнь требует от человека все более бережного отношения к среде обитания - природа не выдерживает натиска цивилизации. Есть ли еще шанс на выживание у нашей техники - той, что создана не одно десятилетие назад? Мы решили взглянуть, как изменились старые знакомые - «Таврия» и «Жигули», когда их оснастили распределенным впрыском топлива. Правда, «Славуту» россияне формально вправе считать новой машиной.В БОЙ ИДУТ ОДНИ СТАРИКИ ЖНОВОЕ ЭТО... Самое интересное, конечно, скрыто под капотом. У ВАЗ-21070-20 - двигатель ВАЗ-2104 со многими узлами, знакомыми по переднеприводным машинам. Тут и узнаваемый датчик массового расхода воздуха, и квадратный воздушный фильтр от ВАЗ-21214 вместо привычного круглого. Модуль с дроссельной заслонкой и датчиком ее положения заставил перейти на тросовый привод газа. С трудом нашлось место для адсорбера паров топлива - он забился под главный тормозной цилиндр. Есть здесь современный жгут проводов, удобно расположенный под капотом (а не под днищем) топливный фильтр. Правда, нет датчика детонации - из-за отсутствия прилива под него на блоке цилиндров. У «Славуты» под капотом куда свободнее, хотя тут разместилось запасное колесо. Здесь тоже современные жгуты проводки, как и на «семерке», стоит гидрокорректор фар. Говорят, все сальникиПод 140капотом «классики» стало совсем тесно. За рулем 4/2004У «Таврии» в моторный отсек по-прежнему входит запаска. и прокладки двигателя заменили на более добротные, из другой резины изготовили шланги, более мощными стали опоры. Хорошего появилось много, однако теперь плановые ТО придется проводить на яме. Масляный фильтр можно снять с двигателя только снизу, а топливный и вовсе расположен под днищем. Под днищем расположились нейтрализаторы отработавших газов. В том, что это имплантанты, не предусмотренные заранее, убеждаешься, когда лезешь под машины с линейкой. У незагруженной «Славуты» мы намерили 145 мм дорожного просвета под выпускной системой, что уже маловато, а под нейтрализатором «семерки» - только 135. Думаете, нам не повезло с конкретным экземпляром?Да нет - в инструкции на «Жигули» указано, что при разрешенной максимальной массе просвет под этой дорогущей штуковиной... 90 мм! В инструкции на ЗАЗ-11308 тоже прочли интересные вещи. Например, что все автомобили с мотором 1,3 литра (как с впрыском, так ис карбюратором) необходимо заправлять бензином АИ-95. В общем, хотели современные автомобили - получили. ...НЕ СОВСЕМ ЗАБЫТОЕ СТАРОЕ Беглый взгляд в салоны автомобилей наверняка натолкнет вас на мысль, что интерьер «Славуты» (а перед нами комплектация «люкс») ближе к сегодняшнему дню. Он и стилистически изящнее, и кнопки приятнее, и в темноте почти всеподсвечивается, в отличие от «жигулей». Однако стоит начать пользоваться машиной, непременно отметишь, что дефлекторы «Таврии» способны отклонять тепло или прохладу только в одной плоскости, а направить поток вверх или вниз вообще нельзя - на панели нет такого движка. Есть, правда, две рукоятки у ног правого пассажира. Их можно выставить в нужное положение, перед тем как ехать. Работают по принципу «да-нет»: один пускает или не пускает воздух к радиатору «печки», другой направляет тепло или перекрывает ему доступ к ногам водителя. В общем, возраст конструкторских разработок не скрыть обновленными панелями. В «семерке» с ее набившим оскомину интерьером и почтенным возрастомБагажник «Жигулей» большой, но неудобный.У «Славуты» багажник трансформируется. За рулем 4/2004 141 ТЕХНИКАТЕСТ: «ЖИГУЛИ» И «ТАВРИЯ» С ВПРЫСКОМЧасть «семерок» продают с правым зеркалом. Но не все.Три кнопки на консоли - три варианта подсветки.управление климатом получше. Но, как ив «Славуте», немощный вентилятор «печки» позволяет говорить скорее о тепле или прохладе, нежели о потоках из дефлекторов. Поэтому, чтобы зимой не обмерзали задние стекла, водителям обоих автомобилей стоит слегка приоткрыть одно из них. Салон «Жигулей» несколько просторнее, чем у «Таврии», он лучше отвечает семейному назначению машины. Однако водителю здесь приходится тяжелее как в прямом, так ив переносном смысле. Руль и педали более тугие, а задний привод часто требует более аккуратной работы газом. Впрочем, об управляемости поговорим позже. Человеку за рулем «жигулей» приходится слишком сильно... группироваться. О такой посадке в шутку говорят: колени за ушами. В «Славуте» посадка на водительском месте правильнее. Углы сгиба ног, рук и туловища соответствуют нынешним представлениям об эргономике, только вот обод руля непривычно тонкий. На задних сиденьях «Таврии» взрослым тесно. Зато какой багажник! И объем у него в обычном состоянии точь-в-точь как у «девятки», и погрузочная высота небольшая, и задние сиде142 За рулем 4/2004нья трансформируются, образуя ровный пол. ЕДЕМ, ЕДЕМ, ЕДЕМ Изменение системы питания не могло, да и не должно было существенно повлиять на поведение машин на дороге. А вот электронное управление сделало характеристики двигателей чуть ровней, что заметно «на низах» и переходных режимах. Поскольку новый полуторалитровый мотор (индекс 2104) ставят на «семерки» взамен двигателя объемом 1,6 л, машина чуть-чуть потеряла в динамике. Но в повседневной эксплуатации важны не парадные цифры. Система впрыска подразумевает отсутствие прихотливых узлов под капотом:не нужно периодически лазить в карбюратор, чистить контактную группу, регулировать зажигание. Бывалый владелец «классики» это оценит. Двигатель «Славуты», обретя впрыск и лишнюю сотню «кубиков», немного прибавил прыти. Он вполне достойно ведет себя «на низах», хотя субъективно уступает «жигулевскому» в тяговитости. Зато выше 3000 об/мин раскручивается с большим энтузиазмом. В управлении «Жигули» по сегодняшним меркам тяжеловаты. Кроме уже упомянутых органов управления, дает о себе знать сочетание заднего привода и архаичного рулевого механизма. Подвеска «классики» не очень хорошо держит дорогу на высокой скорости, но довольно комфортна при степенной езде и явно выигрывает у «Таврии» на разбитой дороге. «Славута» - во многом противоположность «жигулям». У нее очень мягкие, но достаточно информативные педали, легкий и точный при спокойной езде руль. Да и вообще, передний привод у машины такого класса куда приятнее заднего. Однако переоценивать возможности запорожского автомобиля не стоит. У него нет переднего стабилизатора поперечной устойчивости, поэтому в виражах весьма ощутимы крены. На дороге приемлемого качества подвеска «Таврии» комфортна, хотя уже на мелких колдобинах начинает шуметь. Кстати, звуковое сопровождение вообще свойственно этим машинам. В «Жигулях» шумно работает «печка» (даже когда она исправна); в «Славуте» с впрыском, кроме «печки», громче, чем хотелось бы, слышен бензонасос, закрепленный на кузове под днищем. И НЕ ДУМАТЬ ОБ ЭТОМ НЕ ВПРАВЕ Я По давно заведенной традиции, рассказывая об относительно недорогой технике, особое внимание мы уделяем качеству сборки. Сегодня поводов для критики немного: претензии в основном связаны с дверями. У «жигулей» все плохо закрываются, у «Таврии» -Пассажир «семерки» видит у себя в ногах ЭТО.Нейтрализатор «Жигулей» с грузкой - в 90 мм от земли!иной за- ДАННЫЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЯВАЗ 71070-20 • Общие данные Размеры, мм: длина ширина высота Снаряженная масса, кг Время разгона 0-100 км/ч, с Максимальная скорость, км/ч Расход топлива,л/100 км (EU 99/100): загородный цикл городской цикл • Двигатель Расположение. число цилиндров Число клапанов Рабочий объем, см 3 Мощность, кВт/л. с. при об/мин Крутящий момент, Н-м лри об/мин • Трансмиссии Привод Коробка передач • Ходовая часть Подвеска: спереди сзади Рулевое управление рычажная типа «МакФерсон» упругая балка рейка на задние колеса ю передние колеса 4145 1620 1435 1060 17,0 3980 1578 1425 ЗАЗ-113М85016,0150157ад*н.д.5,6 8,0бензшкишйР4 81452 51 Л/69,8 5600 н.д. н.д. 1299 48,5/66,0 н.Д105 3250М5Тормоза передние задние Размер шин* Смешанный цикпзависимая (мост) ролик-глобоидальный червяк с усилителем дисковые барабанные 175/75R13 155/75R13на мойке текут задние. Но есть достаточно поводов обсудить общую культуру проектирования и производства. Вот, например, три рядом стоящие (около рычага КП) клавиши в салоне «семерки» (на фото). Первая зажигает «габариты», вторая - задние противотуманки, третья - обогрев стекла. У одной подсветка вообще не предусмотрена, у другой лампочка служит индикатором, поэтому загорается лишь в положении «включено», третья подсвечивается постоянно, но, будучи включенной, напротив, гаснет. Каково? А почему часть «семерок» поступает в автосалоны с правым наружным зеркалом, а часть - без? Или на АвтоВАЗе считают эту штуковину дополнительным аксессуаром? А вот уже в салоне «Славуты» кнопка с символом дальнего света: угадайте, что она включает? Правильно - ближний. А дальним заведует подрулевой переключатель.ЧЕГО-ТО ХОЧЕТСЯ , Н ОКОГО НЕ ЗНАЮДефлекторы в «Славуте» отклоняют поток только вправо-влево.Было бы странно, если бы такая дверь не текла.За хорошо знакомую (но тоже обновленную) трехдверную «Таврию-Нова»144 За рулем 4/2004с карбюраторным двигателем 1,2 лв Москве просят от 99 до 113 тыс. руб. За пятидверную «Славуту» с таким же мотором - между 110 и 125 тысячами. С мотором 1,3 ли карбюратором от 127 до 130, а с впрыском, как в тесте, - до 150 тыс. руб. Вазовская «семерка» с карбюраторным мотором 1,6 л стоит 120 тыс. рублей, с более совершенным (1,5 л, с распределенным впрыском) -около 125 тысяч. Таким образом, представленная в тесте «Славута» примерно на $700-800 дороже. Стоит ли она этих денег? Надеемся, даже автомобилисты с небольшими доходами при покупке ма-шины ориентируются не только на цену, но и на свои объективные потребности. Нужен недорогой автомобиль для семьи или частного извоза - смотрите на «Жигули», они побольше. Желаете транспорт для себя - приценитесь к «Таврии»: она легче в управлении и экономичнее. Не нравится ни то, ни другое - копите деньги на что-нибудь получше. • Автомобили на тест предоставлены: ВАЗ-21070-20 сетью автосалонов «ЭЛЕКС-ПОЛЮС», тел. 232-90-09, ЗАЗ-11308 компанией «АСМ-ИНТЕРТРЕЙД», тел. 924-03-51.