260
261
262
СПОРТКАРТИНГСвиду карт - вещь несерьезная. Чтото вроде раскладушки с мотором. Но это на первый взгляд. Неказистый автомобильчик вывез на мировые подиумы многих именитых гонщиков. Подумать только - даже самого Михаэля Шумахера! Значит, карт вполне заслуживает, чтобы присмотреться к нему повнимательнее.ЛЕКАРСТВО ОТ СКУКИГоворят, первый карт построили американские летчики во время Второй мировой войны. Приспособили к тележке для багажа мотоциклетный мотор и го260 За рулем 4/2004няли себе по летному полю. Так заполнялись томительные паузы между боевыми вылетами. В Европу карт попал в 1958-м уже в качестве спортивного аппарата. Успех новых гонок превзошел все ожидания. Еще бы, «мини-болид» мог построить любой желающий, стоило достать двигатель от газонокосилки, колеса от мотороллера да несколько метров легированной трубы. А в качестве сиденья годился даже... алюминиевый тазик! В 62-м картинг наконец-то получил официальное признание - при Международной автомобильной федерациибыла образована специальная комиссия. А еще спустя два года, в 64-м, разыграли первый чемпионат мира. В Советском Союзе демократтяный и сравнительно дешевый картинг сразу пришелся ко двору. Первые старты состоялись в 1960 году, а через десять лет эти соревнования стали самыми массовыми в отечественном автоспорте. С начала 90-х финансирование спортклубов прекратилось - партии и народу было не до развлечений и только в последние годы почти забытый у нас картинг бурно возрождается. Правда, уже на иной - коммерческой КАРТИНГДвигатель - четырехтактный бензиновый (АИ-92) фирмы «Хонда». По желанию заказчика поставляют агрегаты с разным рабочим объемом - от 100 см 3 (2,5 л. с.) до 270 см 3 (9 л. с). Подача топлива - самотеком, максимальные обороты - 4300 об/мин. Моторы изначально предназначены для стационарных энерКарт «Пилот» - типичный пример прокатной техники (так называемые «хобби-каргетических установок и приусадебной прокатно ты»). Делают его на одном из российских п| предприятий. Рама - жесткая пространсттехники. Ремонтопригодны, имеют больвенная ферма из труб диаметром 32 мм. М: Материал - легированная сталь. Подвеска шой ресурс. Сцепление - центробежное, и коробка передач не предусмотрены. Вес - около 100 кг. Тормоз дисковый, с трососухое или в масляной ванне. Главная пеВес вым или гидравлическим приводом, устано установлен на задней оси. Средняя скорость - редача - ременная или цепная, передаточное отношение - 2,4. 65 км/ч, максимальная - около 85 км/ч. км/ч.предохраняет мощный заОт повреждений карт (и пилота!) предохр понтонов и пластиковых щитный пояс двух бамперов, боковых понто полос, прикрывающих колеса. Последние не позволяют преi следующему автомобилю наехать на колеса едущего впереди, колесг Такие фокусы нередко приводят к опрокидыванию. опрокидьМаленькие хитрости в устройстве снижают издержки на эксплуатацию. Так, ось колеса нередко гнется от контакта с поребриком; чтобы не выбрасывать весь поворотный кулак, ее еделали съемной. Еще одно «ноу-хау» (о ужас!) - упруго деформируемые рулевые тяги. Пружинят, но не ломаются.основе. Более дешевые, утилитарные машины сдают напрокат желающим, а дорогие спортивные предназначают для профессионалов, причем на их приобретение и постройку уходит часть выручки от проката.ПО СПОСОБНОСТЯМПрокатные, именуемые в народе «газонокосилками», в зависимости от их размера и мощности двигателя, подразделяют, в основном, на взрослые и детские. Есть еще так называемые зимние и довольно экзотические «учебные двухместные».Куда сложнее спортивные машины. Их поделили на четыре группы: международные формулы, международные классы, национальные классы, любительские. Технические требования к спортивным картам первых двух групп определяет Международная комиссия картинга, для остальных - национальные федерации (у нас Российская автомобильная федерация - РАФ). Оговорен и возраст пилотов - свой для каждой группы. (К примеру, в гонках национальных классов можно стартовать с восьми лет.) Чтобы окунуться в мир картинга, вовсе не обязательно статьчленом команды или покупать снаряжение на свои кровные. Пробовать силы, получать удовольствие можно, взяв все необходимое напрокат. По меркам автоспорта цена умеренная - 300-380 руб. за 10 мин. Чемпионом мира вы вряд ли станете, но незабываемый уикэнд будет гарантирован. Получается? Со временем можно пересесть на спортивную в своем же клубе. Так поступают многие. Скажем, в московском «Пилоте» («Русская школа картинга») есть и карты «выходного дня», и карты четвертой группы класса «Ракет120». Познакомимся с ними поближе.За рулем 4/2004 261 КАРТИНГДвигатель двухтактный, модель «Ракет-120». Рабочий объем 120 см 3 , мощность - 10 кВт/14 л. с, максимальные обороты 15 000 об/мин. Топливо (бензомасляная смесь) подается насосом. Высокая степень форсировки ограничивает ресурс всего до 8-10 часов. Коробка передач не предусмотрена.Тормоз дисковый гидравлический, установлен на задней оси. Диск вентилируемый (часто из керамики). Управление - педалью под левой ногой спортсмена. С непривычки дозировать усилие нелегко. Впрочем, такой же алгоритм управления на современных болидах формулы 1. Собственно комбинезон значительно уступает своим аналогам для более серьезных автоспортивных дисциплин. К примеру, легко горит в открытом пламени, зато и стоит на порядок дешевле. Поверх картингист надевает специальный жилет, защищающий плечи, грудную клетку и позвоночник при ударах. Жабо на шее страхует шейные позвонки при опрокидываниях. Крыши нет и гонщика приходится защищать от непогоды. Прозрачная оболочка на снимке - тот же плащ, скроенный точно по фигуре. Сохранить видимость помогает полусферический диск, который, вращаясь под напором ветра, разбрасывает капли. Крепят его на месте штатного забрала. Дополняют костюм шлем, специальные перчатки и обувь. Амуниция от фирмы ОМР, которую демонстрирует вице-чемпион России в классе Ф-1600 и поклонник картинга Юрий Орлов, обойдется в 400 евро.262За рулем 4/2004