106
107
108
ТЕХНИКАТЕНДЕНЦИИ: ЭЛЕКТРОНИКА В АВТОМОБИЛЕСПАСТИ РЯДОВОГО ВОДИТЕЛЯ ВМАКСИМ САЧКОВам что-нибудь говорят обозначения IDS или FDC? Но уж сокращения ABS и ESP многие наверняка видели. Устройства, скрывающиеся за мудреными аббревиатурами, имеют много общего. Они призваны исправлять ошибки водителя, уберечь от мелких неприятностей и даже предотвратить серьезные аварии. Остановить занос, удержать автомобиль на траектории, сократить тормозной путь, улучшить разгон - вот задача такой электроники.него, позже их объединили. Постепенно ABS прижилась на многих автомобилях, а в блок управления заложили еще одну функцию - противобуксовочную. Фирма «Бош» назвала устройство ASR (Antriebsschlupfrege-lung), иные производители давали ей другие имена. Впрочем, об этом ниже. Получая сигналы от тех же колесных датчиков, ASR управляет подачей топлива и тормозными механизмами, пресекая пробуксовку колес. Появление таких сисСовременная система ESP:тем датируется второй половиной 80-х. Следующим шагом стала система стабилизации ESP (Electronic Stability Program), которая появилась в 1995 году. Чтобы распознать начало заноса задней оси или сноса передней, информации лишь от колес недостаточно. Поэтому ESP получила дополнительные датчики, фиксирующие угол поворота рулевого колеса и боковое ускорение. Исполнительным механизмом назначили тотже гидравлический модуль, который подавал давление к тормозному цилиндру одного из колес.ЭЛЕКТРОНИКА ДЛЯ ВСЕХ Члены Европейского союза автопроизводителей (АСЕА) договорились, что с середины 2004 года все автомобили будут оснащать антиблокировочными и противобуксовочными системами. Не исключено, что через пару лет и другие электронные по-С ПЕРВОЙ БУКВЫ Около четверти века назад фирма «Бош» вторглась с электроникой в святая святых - тормоза. В 1978 году на некоторые модели «Мерседес-Бенц» серийно начали устанавливать антиблокировочную систему, сокращенно ABS. Напомним, ее задача не дать шинам пойти на «юз», сохранить управляемость автомобиля при экстренном торможении. Информацию с колес поставляют датчики угловой скорости. Электронный блок обрабатывает полученные данные и отдает команды клапанам гидромодуля. Кстати, у первых ABS блок управления стоял отдельно от106 За рулем 4/20041 - гидромодуль с блоком управления и датчиками давления; 2 - датчики вращения колес; 3 - датчик угла поворота руля; 4 - акселерометр; 5 - блок управления двигателем; 6 - дроссельный патрубок, 7 - форсунки; 8 - модуль зажигания; 9 - датчик положения педали газа. ТЕНДЕНЦИИ: ЭЛЕКТРОНИКА В АВТОМОБИЛЕрасположенного в вакуумном усилителе. Модернизированный «брейк эссист» руководствуется более точными данными, которыми пользуются и системы ABS и ESP. В распоряжении «ассиABS5.7 стента торможения» - датчиABS8 ки скорости колес, выключатель стоп-сигнала и два датчика давления в гидравлической системе. Управлять новым, совсем недорогим «ФИАТ-Панда» 1989 1992 1995 1998 2001 помогают антиблокировочСистемы ABS разных поколений. По сравнению с первыми сеная, противобуксовочная рийными образцами гидромодуль с управляющим блоком посистемы и даже ESP. Кроме худел с 6,3 до 1,6 кг, а количество составных элементов сократого, программа Hill Holder тилось почти на порядок. (дословно - удерживающий мощники сделают обязаABS, ASR, ESP, EBV (элекна холме) не дает машине тронный регулятор тормозоткатиться назад при старте тельными. Большинство фирм готоных усилий) и «брейк эс- в горку. Устройство не позво. Мудреные устройства сист» (Break Assist). Этот асволит сбросить давление в нынче получают не только систент при экстренном торгидросистеме, пока водитель не нажмет на педаль акмодели старших классов, их можении дожмет педаль. помощь чувствуют даже воС 2001 года на самые маселератора. дители недорогих компактленькие «мерседесы» устанаВ «мозги» вседорожников ных автомобилей. А, скавливают более совершенные закладывают программы жем, на «Мерседес-Бенце» системы. Раньше блок управдля того, чтобы не только А-класса вообще полный ления гидромодулем полутронуться в горку без откавзрослый набор «игрушек»: чал информацию от датчика, та, но и не покатиться соABS2спуска «кубарем». Например, на «Фольксвагене-Туарег» вспомогательная «спусковая» система включается, если уклон более 20%, а скорость ниже 20 км/ч. Водителю не нужно нажимать на педали - электроника откорректирует количество топлива, необходимое мотору на спуске и притормозит нужные колеса. Опасный склон позади, но под колесами пока не ровный асфальт - блокировки межосевого дифференциала явно недостаточно. Не беда, есть EDS (Elektronische Differenzialsperre - электронная блокировка дифференциала). Строго говоря, к дифференциалу она отношения не имеет - устройство «зажмет» буксующее колесо, чтобы крутящий момент «перетек» на более медленное соседнее.ИЗУЧАЕМ НОВОЯЗКак же любят производители автомобилей называть одиНа правах рекламы1.6 Comfort 2.0 Sport 1.6 Station Wagon $ 1 7050 2.0 Station Wagon $ 1 9950Дилеры MITSUBISHI MOTORS: Moon: РольфНОг (095) 7B8-6262. Рсльф-Диамант (095) 790-7788. Рольф-Восток [095I 780-9000. Рольф-Центр (095) 780-7700 На Тагвнке (095)792-5733. На Встающее (095)193-506" Нв Б Серпуховской (095] 109-9651 На Пресне (095) 255-0707. На Коломенской (095)116-2022 В Крылатском |095) 505-9796 На Соколе [095] 721-3030Снкт-Пегарбург Рогьф-Карла* (812) 320-0020 Рвмгв-Дато 1812) 110-3242. ЛркажалижМартен-Аата (8182) 28-0395 Велик* Номере* Европа-Авто (B162217-2215 Волгоград: Дрконт (8442) 42-6472. Вологда: Мартен-Дота 18172) 21-5327 Воронеж: Мзртен-Дата 10732] 39-2492 Екатеринбург Сити Моторс 13432170-0132.000 сОками Мотор» (3432) 24-0114 Иваноао: Р«вт (0932130-7771 Ижевск:Ижавтогаз[3412|75-6798:ИркутскРоссо-Мотсрс[3952]42-7282 Камиь:Рзио«|енто(гЮ2)64-3204.ТТС(8432] 18-431 аКемероок00^ Краию^Мгда(8612|60-416йКв1снгярск. Медведь 139121 25 1655. Набережные Челны: ТТС (85521 39 2525. Нижний Новгород: Шитротм (83121 24 1801. Новосибирск: Автопэнд (3832) 74 2123. Омск: Автоцентр барс (38121 50 2040. Оренбург Автосалон 2000 (35321 65 3192. Пензе: Сура Моторс [8412] 49-7254 Пармы УралАвтоИмпорг [3422) 90-29ГО Петраамкдос СТК(8142) 79-7000; Ростов-нв-Дону Mooyc (BS32171 2232 Рязаны Фест [0912134 5960: Симми. Самарские Автомобили [8462157 1536 Саратов СарМоторс [8452' 52-7658 Сочи: Сочи АТ0 (8622) 69-4518. Слтмротюпь: Модус (8652) 28-282В, Сургут Сибкар 13462] 77-5656 Толыпти: Ориент-Моторс (84321ЗЬ-7606 Томск: Датароктор (3822) 66-0177 Тупа: 000 гАатсшвсс! (0872136-6362 ТккиенкСпгдатацезнтрАжипино (3452) 39-7333. Угшно«»ж:Штш(е422]69-1та Тоиир сиртифицирсин Гарантии - 3 год . или 100 тыс.ч км DRIVEALIVERUWWW MITSUBISHI-MOTORS RUЗа рулем 4/2004 107 ТЕХНИКАТЕНДЕНЦИИ: ЭЛЕКТРОНИКА В АВТОМОБИЛЕОсновные элементы системы динамической стабилизации: датчики вращения колес, угла поворота руля, ускорения и гидромодуль.наковые системы и агрегаты разными именами! Даже специалисты порой путаются в причудливых комбинациях букв. Эпидемия «разношерстных» обозначений дизелей с «коммон рейл» и бензиновых двигателей с непосредственным впрыском (подробнее см. ЗР, 2004, № 3) распространилась и на динамические системы. Некоторые фирмы, например, «Мерседес-Бенц», «Фольксваген», «Ауди» придерживаются привычных обозначений. Антиблокировочную систему тормозов называют ABS, а курсовой стабилизации - ESP. Понять язык «Опеля» чуть сложнее: к аббревиатуре ESP добавлен Plus, подчеркивающий, что подтормаживается не одно, а несколько колес. Такаяже конструкция нынче и на многих других автомобилях, но их производители не выносят это в обозначение. Для противобуксовочной системы компания «Опель» выбрала название - ТС (Traction Control). Аналогичное сокращение используют и другие производители. Пожалуй, самые замысловатые аббревиатуры придумывает БМВ. Под общим заголовком - динамическая система стабилизации DSC (Dynamic Stability Control) объединены сразу несколько программ. Конечно же - ABS (эту аббревиатуру баварцы не изменили). В повороте при незначительном заносе внутреннее заднее колесо слегка прихватывает колодками СВС (Cornering Brake Control - угловой контрольС момента появления первых ABS датчики вращения колес стали компактнее. 108 За рулем 4/2004xDrive - электронная система полного привода БМВ-ХЗ. Похоже, даже самые хитрые устройства, подтормаживающие колеса, достигли пика в развитии. Поэтому разработчики ищут другие решения, которые помогли бы удержать автомобиль на заданной траектории. С трансмиссией контакт налажен, дело за рулевым На некоторых современных управлением. Подобные разавтомобилях диск, с котороработки уже скоро появятся го датчик считывает инфорна серийных автомобилях. мацию о скорости вращения колес, для компактности Фирма «Континенталь Тевстроен в ступицу: 1 - датчик; вес» создала ESP II, которая 2 - намагниченный диск (он умеет не только подтормаже защитное уплотнение живать, но и поворачивать подшипника); 3 - сепаратор; колеса на небольшой угол 4 - ступица. благодаря электромотору тормозов). Если это устройв рулевом механизме (подство не может усмирить авробнее в ЗР, 2004, № 2). Это томобиль, в дело вступает сиустройство будет действостема стабилизации ASC вать быстрее и четче, когда (Automatic Stability Control), производители перейдут на умеющая притормаживать 42-вольтовый стандарт элекнесколько колес. Противобу- трооборудования, а связь мексовочная система на баваржду рулем и колесами станет ском диалекте - DTC полностью электрической. (Dynamic Traction Control), Что же будет уметь ESP а тормозные усилия по осям будущего? Электронные пров зависимости от нагрузки граммы уже управляют двирегулирует DBC (Dynamic гателем, тормозами, завтра Break Control). Освоить таосвоят руление. Кроме того, кую грамоту с первого урока автомобили уже научили вине легко. деть - радары круиз-контролей, поддерживающих не только скорость, но и дисВПЕРЕД ПО танцию, заглядывают вперед ИДЕАЛЬНОЙ на 150-200 метров (ЗР, 2003, ТРАЕКТОРИИ Устройства динамической № 11). А в головах конструкстабилизации, подтормажиторов зреют идеи, как наувающие колеса и корректичить автомобиль самостоярующие топливоподачу, актельно объезжать препятсттивно сотрудничают с теми, вия и уходить от столкновечто улучшают управляемость ний с другими машинами. и проходимость автомобиля Главное, чтобы они отверну- например, с узлами полноли в разные стороны. приводных трансмиссий. Конечно, профессиональЧтобы грамотнее распреный испытатель или гонщик делить крутящий момент, «переиграет» электронику, устройства должны догововедь массовый автомобиль риться, когда заблокировать настраивают под среднего межосевой дифференциал водителя без выдающихся или подключить многодисспособностей. Но иногда ковое сцепление, а когда ошибаются даже профессиопритормозить колеса. Доналы. Гонщиков на автодрополнительную информацию мах спасают огромный опыт, о пробуксовке системы полспециальная подготовка, ного привода получают с тех широкие полосы безопасноже датчиков вращения кости и мягкие отбойники. лес. Кстати, и эти програмА нам все же лучше рассчимы называют разными иметывать на помощь электроннами. Одно из последних ных ассистентов.